Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 11 августа. Рождество Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 270)

Еженедельная приходская стенгазета

« Назад

11 августа. Рождество Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 270)  10.08.2019 16:48

Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, наш народ почитает особо. Он жил в конце III — начале IV века в Малой Азии, в Византии; нас отделяет от него почти 1700 лет. Но в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви. А почитание святого Николая в России и на всем пространстве исторической Руси столь велико, что почти в каждом доме православных людей есть икона чудотворца Николая, стоящая рядом с изображениями Спасителя и Богоматери. Множество русских православных людей в купели Крещения обретают его имя. Наверное, нигде в мире нет такого количества храмов и обителей, посвященных святителю Николаю, как в России.

Народ наш своим простым, открытым для Бога сердцем так воспринял образ чудотворца Николая, его личность, его житие, что молитвенный опыт общения со святым угодником Божиим стал очень важной составляющей не только нашей религиозной, духовной жизни, но и нашей национальной культуры. Преломляя житие святителя Николая через призму своего мироощущения и своей истории, русский народ откликнулся на его дивный образ горячей любовью и искренним почитанием.

Будущий святитель Николай родился во второй половине третьего века от Рождества Христова в Ликийском городе Патары в Малой Азии, на территории нынешней Турции, а тогда  - в восточной части Римской   империи.  Время, в которое Господь послал на землю этого великого святого, было нелегким для христианства. Римские императоры - ревностные идолопоклонники, считая христианство гибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, жестоко преследовали их, заставляя под жесточайшими пытками отречься от Господа нашего Иисуса Христа. Однако внутренняя сила веры христианской на­много превосходила внешнюю силу язычества. Много мученической крови было пролито, но не удалось язычникам поколебать Святую Церковь. Исконный же враг рода человеческого — дьявол, потерпевший пора­жение в открытой борьбе, стал действовать через гордых еретиков, пытаясь изнутри поколебать Дом Божий. Но с помощью благодати Христовой святые отцы разрушили все вражьи козни и утвердили святое Православие во всей Византийской империи. В эти нелегкие для Церкви времена и просиял великий Николай своей добродетельной жизнью и подвигами.

0811 12 Родители святого Николая Чудотворца, Феофан и Нонна, происходили из благородного рода и были состоятельными людьми. При этом они были христианами и отличались благочестивой жизнью и милосердием к бедным. Господу угодно было послать им тяжелое  испытание: живя долгие годы в честном браке, они не имели детей. Не переставая усердно молить Бога о даровании им сына, они дали обет посвятить его на служение Господу. Их усердная молитва была услышана: у них родился сын, которого  нарекли христианским именем Николай, что означает - победитель народов. С  первых же дней жизни младенец Николай начал удивлять родителей и окружающих не совсем обычным поведением. 

В церкви  сохранилось предание, что во время совершения над ним Таинства Святого Крещения он, никем не поддерживаемый, долго стоял  в купели; что он принимал грудь матери только тогда, когда не было поста; что очень чувствовал молитвенный настрой своих родителей.  Все эти необычные поступки воспринимались родителями как знаки особой избранности  их сына.

Будучи людьми благочестивыми и горячо верующими, они и ребенку всеми силами старались привить эту веру, воспитать в нем ревность о Боге, внушить истины христианства. Старания родителей увенчались успехом. Доброе семя, которое они посеяли в душу своего сына, пало на плодородную почву и принесло обильные плоды. Благодаря богатым природным дарованиям, отрок, руководимый Святым Духом, в скором времени постиг книжную мудрость, которая была ему необходима - ведь Господь прямо с рождения предназначал его к высокому церковному служению. Успевая в книжном познании, отрок Николай столько же успевал и в благочестивой жизни, отличаясь примерным целомудрием. К храму Божиему святой Николай питал особую любовь и проводил там иногда целые дни и ночи в чтении божественных книг и молитве.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро сделалась известной всем жителям Патар. Епископом в Патарах был в это время дядя святого Николая, который стал уговаривать его родителей отдать Николая на служение Господу. Те охотно согласились, поскольку перед рождением сына дали такой обет. Епископ Патарский,  посвящая в сан пресвитера будущего святителя, сказал: «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим. Счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Приняв сан священника, святой Николай стал вести еще более строгую жизнь. Свои духовные подвиги он старался не выставлять напоказ. Но промыслу Божиему угодно было, чтобы добродетельная жизнь святого Николая направляла и других на путь истины и служила им на душевную пользу и спасение.

После кончины своих родителей святой Николай, как истинный христианин, решил раздать богатое наследство нищим и нуждающимся, помня заповедь Христову, что подающие им милостыню подают ее Самому Христу и тем приобретают богатство нетленное на небесах.  Святой Николай помогал всем нуждающимся.

0811 13 Николай Чудотворец спас трех благочестивых, красивых и юных девушек от поругания. Их отец по бедности и по неразумию был готов продать дочерей для всякого непотребства. Чтобы помочь семье, святитель Николай тайно трижды бросал через окно узелки с золотом. Отец, узнав своего тайного благодетеля и, узнав в нем святого Николая, пал к его ногам, целовал их и благодарил своего избавителя от неминуемой беды.

0811 14 Широко известно и другое событие. Когда архиепископ Николай направился в паломничество в Палестину, на Средиземном море разыгралась ужасная буря, не было никакой надежды на спасение. По молитвам святителя буря утихла, но один из матросов сорвался с мачты и упал. И все решили, что он умер. Бог знает, что с ним реально произошло. Он лежал на палубе как мертвый. Святитель Николай простерся над ним, и по молитвам его этот несчастный встал и был совершенно здоров.

0811 15 И третье событие из жизни святого, известное всем, — когда правитель города Миры Ликийские решил казнить троих людей. Ему казалось, что они виновны, на самом же деле они были невиновны, и святитель Николай в последний момент остановил руку палача.

0811 16 Святитель Николай был участником Первого Вселенского Собора, где он резко выступил против еретика Ария. В великом гневе на то кощунство, которое произнес Арий, приравнивая Сына Божия к твари, архиепископ Николай нанес ему удар по лицу и был порицаем за это со стороны собратьев архиереев. Но, как известно, Собор осудил Ария, и Церковь была спасена от той ереси, которая, будучи включена в церковную жизнь, разрушила бы христианство.

«Правило веры и образ кротости…» - так начинается тропарь святителю  Николаю.  Лучше сказать невозможно — весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость — это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение во многом формируется окружающей человека средой — теми стандартами мысли, идеалами, стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании фактически отсутствует такое понятие, как кротость, и мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие.

Современный человек считает добродетелью силу, а кротость воспринимает как некий синоним слабости. Какая же добродетель в слабости? Сегодня многие считают, что в основе успеха (а успех является целью жизни большинства людей) лежит непременно борьба. Мир живет по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить собственную победу. Какая уж тут кротость!

Кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Однако можно себя удерживать от раздражения, сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми усилиями, — и все же это не будет кротостью.

Жизнь святителя Николая помогает нам понять, что такое кротость. В своем житии архиепископ Николай вовсе не предстает человеком слабым — кротким в вульгарном, нехристианском понимании этого слова. Он предстает как мужественный борец за православную веру, защищая которую он даже применил физическую силу к еретику Арию; он остановил меч палача, который был поднят, чтобы усечь голову невинного человека; он заступался за людей, обращаясь к самому императору, то есть он был человеком мужественным и сильным. Но мы называем его образом кротости.

Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом, потому что кротость — это и есть сила. Это способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий — это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.

Образ святителя Николая помогает нам понять, что кротость есть внутренняя сила человека, способность разумом и волей контролировать свои чувства и свои поступки, всегда реалистично оценивать свои возможности и со смирением воспринимать себя пред лицом Божиим. Такая кротость есть красота, проявляющаяся в человеческих отношениях.

Кротость — это, если хотите, особая философия жизни, правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывается в эту картину наилучшим образом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое — центральное — место Богу; в смирении он обнаруживает свои лучшие качества; в смирении он устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

Построение таких отношений с людьми дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть смиренного человека чиста: никого не обидел, никого не обманул. И как же сладка победа такого человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого урона для других! Действительно, нужно иметь огромную силу, чтобы так прожить жизнь.

Мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, тогда внутреннее смирение, кротость станет естественным проявлением этой веры.

«Правило веры» — к святителю Николаю эти слова относятся особо.

Правило — это некая норма, которую устанавливает для нас Господь в виде заповедей. Какие ясные заповеди Он дал нам в Нагорной проповеди! Если жить по этим заповедям, сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте, тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой достижение успеха совсем не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви — это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение Православия.

Чтобы жизнь человека формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, не помраченной человеческим мудрованием. Сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум формируется под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей воспринимает веру — ту самую, единственную, святую, чистую, — через призму своих взглядов и убеждений. В этом нет ничего дурного — так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны ее разрушать, привнося в нее свое греховное мудрование.

Чтобы еще лучше понять, почему мы называем святителя Николая правилом, то есть нормой веры, нужно обратить внимание вот на что.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Это чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.

Но тогда возникает вопрос: почему же так много неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? Ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует свое религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам: в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя или не умея обрести религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают реализовывать его вне религии.

Мы знаем, во что это выливается, — в поклонение кумирам, будь то политические деятели, или «звезды» музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди впадают в экстаз, поклоняясь кумирам. Посмотрите на огромные, собирающие десятки тысяч зрителей так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что люди, достигшие экстаза, боготворят источник своего настроения: того или иного актера, ту или иную «звезду».

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось посредством поклонения истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали «бога», называли его «богом» и поклонялись ему.

Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы ведь знаем людей с прожженной совестью, нравственная основа которых разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому, что они не имели его от рождения, а потому, что сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.

Именно потому мы называем святителя Николая правилом веры, что он действительно имел в себе некую норму религиозности — норму веры, определенную не людьми, а Самим Богом, преемственно передававшуюся из поколения в поколение.

Эту веру мы и называем православной. Православная Церковь хранит ее, несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал разрушить правую веру. Она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих. Церковь, которой была вручена эта норма веры, как ни одна другая организация в мире, страдала на протяжении двух тысяч лет. И само существование Церкви — то, что мы сегодня, в XXI веке, собираемся в храмах и прославляем Бога и Его святых, — разве не является свидетельством чуда? Это ведь тоже происходит вопреки всяким законам логики, вопреки тому, что может вместить человеческий разум и человеческая психика, — когда возрождается то, что было уничтожено и растоптано. Разве в этом возрождении нет чуда веры?!

Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять — и действительно проявляет — по-разному. Но очень важно, чтобы проявление его давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет назад, живешь сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.

Всему этому и учит нас святитель Николай, как и сонм других святых угодников. Для нас все это очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди не способны в чистой вере — в этом дивном источнике Божественной мудрости — видеть основание своей жизни, норму своего бытия...

Вся сила религиозного опыта человека заключена в живой памяти о Божиих угодниках, в тесной духовной, молитвенной связи между нами и святыми. Именно потому, что Небеса отвечают нам, и мы чувствуем присутствие святых в нашей жизни, мы и обращаем к ним свою молитву.

Святитель Николай прожил удивительную жизнь, стяжал огромную силу духа и приблизился к Богу настолько, что Господь сообщил ему особую силу — силу совершать чудеса. Поэтому народ наш притекает к этому великому угоднику Божию с горячей верой и надеждой на его предстательство пред лицем Всевышнего и не посрамляется в своей вере, ибо святитель слышит наши молитвы, наши воздыхания и отвечает на них.

Мы молимся чудотворцу Николаю, веря и точно зная на историческом опыте нашей страны, что он многое может совершить по нашим немощным молитвам.

Предстательством святителя Николая да ниспошлет всем нам Господь неоскудевающую помощь в духовно-нравственном возрастании, дабы, восходя от силы в силу, мы совершали течение нашей жизни благочестиво, мирно и богобоязненно, стремясь руководствоваться во всем евангельскими заповедями и высокими идеалами.

Молитвами чудотворца Николая да укрепится народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, идти против течения, чтобы сохранять саму возможность жить с Богом.

При подготовке материала использован источник:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Живая память: святые и мы».