Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 14 августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Еженедельная приходская стенгазета

« Назад

14 августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня  13.08.2019 16:49

В первый день Успенского поста (1/14 августа) празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Начало праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях.

Праздник был установлен в Константинополе. Связано это было с тем, что в Византии нередко случались различные эпидемии и моры, уносившие жизни многих людей, особенно в августе, когда стояла наибольшая жара. Болезни не щадили ни бедняков, ни знать. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога – они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по улицам, неся с собою иконы и совершая молебны. Главной святыней, которую обносили по городу, был Крест. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в X веке.

В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Это связано с тем, что в середине XII века на Руси и в Византии, практически одновременно, произошли два чудесных события. Два правителя – Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин – выступили в военные походы против своих врагов. Андрей – против волжских булгар, а Мануил - против турок. Христианским государям пришлось иметь дело с войсками неприятеля, которые намного превосходили их собственные силы, и это грозило закончиться провалом. Тогда они взмолились Христу о даровании победы. Господь услышал их молитвы. Это сопровождалось чудесными знамениями от икон Спасителя и Богородицы, а в небе, над местами расположения войск, был виден Крест. В память об этих чудесных победах и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

День Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет сложную иконографию. Связано это с некоторой двойственностью самого праздника. С одной стороны, он посвящен реальному историческому событию, но, с другой стороны, Церковь говорит еще и о некоей идее, которая и выражена в иконе.

Передний – нижний план – содержит фигуры молящихся людей в различных позах. Иногда они не только идут, но и лежат, и сидят. Посредине мы видим реку либо источник (купель). На берегу стоят ангелы, позади них установлен Крест. И люди, и Крест, и река изображены на фоне высоких обрывистых скал.

Задний – верхний план – еще более сложный. В центре над скалами стоит Христос, по правую руку от него – Богородица, по левую – Иоанн Креститель. Эти три священные фигуры окружены святителями, стоящими по бокам. Сзади видны очертания схематически изображенных городских построек (стен, башен) и храма, который возвышается как раз за фигурой Спасителя.

Описанная икона имеет двоякую символику. С одной стороны – это изображение того крестного хода, который ежегодно проводился в Константинополе. Молящиеся люди – это жители города, страдающие от эпидемии. Река или источник символизирует собою городскую систему водоснабжения (акведуки, фонтаны, цистерны, бухты), которая освящалась во время таких шествий. Крест – главная святыня. Храм и здания являются образом собора Святой Софии и всей византийской столицы. А Христос, Богородица, святые и ангелы – это те, кто незримо присутствуют со всеми молящимися на каждом богослужении.

Вся икона, помимо прочего, является выражением идеи единства двух миров – верхнего и нижнего, Неба и земли, Церкви Торжествующей (состоит из тех, кто уже перешел в Вечность) и Церкви воюющей со злом (состоит из живущих на земле христиан).

Нижнее поле иконы – это мир земной, мир скорби, полный болезни и печали, и чающий возрождения. Его символизируют собою молящиеся. В этот мир Господь посылает Свою благодать, которая обильно изливается на каждого истинно верующего человека. Вода – это образ благодати. Она вытекает не просто из земли, но берет свое начало в источнике, у основания которого стоит Крест. Это очень важный момент, он говорит нам о том, что мы спасены именно через крестную жертву Спасителя, и только она даровала нам обильные благодатные дары.

Скалы, отделяющие нижнее поле от верхнего, во-первых, говорят о духовном восхождении, о подвиге, который нужно совершить, чтобы удостоиться благой Вечности. Во-вторых, сама по себе скала в иконографии используется как образ крепкой веры, на которой стоит вся Церковь. Символом самой Церкви служат изображения городских укреплений и храма. Это – Небесный Иерусалим, грядущее вечное Царство Христа, цель и надежда всех христиан. Глава Церкви – Спаситель, Его окружают Богородица, святые и ангелы – то есть те, кто уже достиг Неба, куда мы все призваны перейти.

Предпразднство Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня – 13 августа. В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту.