Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 16 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

Еженедельная приходская стенгазета

« Назад

16 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница  16.06.2019 00:00

День Святой Троицы  – большой христианский праздник, который входит в число двунадесятых – самых главных в году. Он совершается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей. В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4). 

0616 12 Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

После сошествия Святого Духа апостолы, способные говорить на разных языках, разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа. В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Праздник Святой Троицы всегда приходится на воскресенье. На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Верующие люди обязательно стараются присутствовать в этот день на богослужении, причаститься, приносят цветы, ветки березы. Внутри храмы украшены зеленью, ветвями растений и цветами. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее смешивается с ароматом ладана. Обычай украшать на Троицу храмы ветвями берез и травой имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму - это изображено на иконах Троицы. Во-вторых, в  тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.  На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно, отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

0616 13.jpg Сама служба на Троицу особенно торжественная. Цвет облачений священнослужителей — зеленый. 

После Литургии служится вечерня с чтением коленопреклоненных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступничества. На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

0616 14 Пятидесятница —  день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть. Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением, для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное.

0616 15

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь  к верующим с Первосвятительским словом, сказал:

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Святой Троицы.

Этим великим праздником завершается период Пятидесятницы. От Пасхи до сего дня мы прославляли Господа Воскресшего и вознесшегося. А сегодняшний день посвящен воспоминанию о наиважнейшем событии — создании Церкви. Господь даровал Духа Своего апостолам и через них — всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека.

Кто-то, может быть, спросит: а в чем Дух? Где Он совершает Свое дело? Первый и самый, может быть, важный ответ: Он в слове Божием. Евангелие, апостольские послания, все те великие тексты, на которых основывается наша вера, были созданы не потому, что апостолы были людьми умными и образованными. Они чаще всего были простыми людьми, но Святой Дух действовал в них. Потому и слово это называется словом Божиим, словом боговдохновенным, то есть Тем, Кто вдохнул силу в писавших, был Сам Бог.

Именно поэтому слово Божие невозможно истребить. Никакие человеческие хитросплетения, никакая ложная логика, никакие лжедоказательства, связанные с человеческим могуществом, будь то могущество денег, власти, военной силы, неспособно не только истребить, а даже ослабить действие слова Божия в людях. А оно, подобно обоюдоострому мечу (Евр. 4:12), разделяет душу, разделяет сердце, разделяет разум, потому что слово Божие является великим вызовом человеку. В нем содержатся истины, которые нельзя игнорировать, в нем содержаться требования, которые невозможно не исполнять. Ибо если эти требования не исполняются, жизнь человека идет наперекосяк — и личная, и семейная, и государственная, то есть жизнь всей человеческой семьи.

Слово Божие — это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово.

Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно — нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.

Если бы не сошествие Духа Святого и не рождение Церкви, то христианство было бы еще одним интеллектуальным учением, еще одним изводом человеческой философии. Но именно потому, что слово Христа Спасителя было не человеческим, а Богочеловеческим, именно потому, что это Слово было передано людям, опять-таки не посредством человеческой силы, а силой Духа Святого, оно и усвояется, оно и обустраивает человеческую жизнь.

Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с этим праздником и призвать к тому, чтобы каждый из нас вдумчиво читал слово Божие, участвовал в Таинствах Церкви. Вот тогда заповеди можно будет исполнять — хватит и сил, и разумения. Но если заповеди будут лишь наравне с человеческим законом, некой записанной инструкцией, то их никто исполнять не сможет, да и не будет, как не исполняется большинство человеческих инструкций.

Господь с нами силой Святого Духа. Господь Иисус Христос силой Святого Духа продолжает Свое пребывание среди нас в Церкви, которую мы называем Его Телом. Пусть же благодать Духа Святого всех нас вразумляет, укрепляет и освобождает от всякого греха и всякой разрушающей нашу жизнь человеческой слабости. С праздником всех вас сердечно поздравляю!

(8 июня 2014 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры).

0616 16