Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 20 августа. Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского

Еженедельная приходская стенгазета

« Назад

20 августа. Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского  19.08.2019 16:18

Святитель Митрофан – первый епископ Воронежский, чудотворец, видный религиозный и общественный деятель XVII века, родился в 1623 году во Владимирской земле, в семье священника, в Святом Крещении был наречен Михаилом. Половину своей жизни будущий святитель провел в миру; он служил приходским священником, был женат, имел сына.

На сороковом году жизни, после смерти супруги, отец Михаил принял постриг с именем Митрофан и поселился в Золотниковском Успенском монастыре, недалеко от Суздаля. Инок Митрофан отличался глубоким смирением, о его строгой богоугодной жизни стало известно в монашеской среде, и через три года братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшие настоятеля, попросили священноначалие поставить его игуменом к ним в обитель. Здесь за десять лет настоятельства в полной мере раскрылись таланты духовного наставника и администратора игумена Митрофана. Позднее Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную преподобным Макарием Желтоводским в XV веке в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Деятельность настоятеля привлекла внимание не только Патриарха Иоакима, но и царя Федора Алексеевича, который нередко посещал эту обитель и беседовал с игуменом Митрофаном. Когда на Московском Соборе 1682 года в числе мер по борьбе с расколом было принято решение увеличить число епархий, игумен Митрофан был возведен в сан епископа и назначен на новую Воронежскую кафедру, которую ему довелось возглавлять в течение двадцати лет.

Святитель Митрофан внес огромный вклад в дело духовного просвещения и укрепления Православия на землях Воронежского края и всей России. Особую страницу в его биографии составляют отношения с царем Петром Великим. Владыка содействовал преобразованиям царя, необходимость которых он хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, так как многие считали создание флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Высокий патриотизм святого епископа соединялся в его душе с твердой верой, со строгостью православных убеждений, ради которых владыка не боялся навлечь на себя царский гнев.

Святитель Митрофан Воронежский был известен всей России не только своей подвижнической жизнью, но и делами милосердия. В своем архиерейском доме он принимал неимущих, убогих, сирот; щедро раздавал пожертвования нуждающимся; его часто можно было видеть у постели больного и напутствующим умирающего. Послушать его проповеди приезжали богомольцы из других городов. Скончался владыка в глубокой старости († 23 ноября/6 декабря 1703). Он был похоронен с большими почестями в Благовещенском соборе Воронежа, царь Петр лично помогал нести его гроб.

Сразу же после его кончины началось почитание святого старца. Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) была свято чтима в Воронеже. У его могилы происходили многочисленные исцеления страждущих душевно и телесно.

Уверенность в святости епископа Митрофана Воронежского подтверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году в связи с постройкой в Воронеже нового храма было решено разобрать старый Благовещенский собор, а тело святителя Митрофана на время перенести в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1735 году тело святителя было возвращено во вновь построенный Благовещенский собор. Каждый раз при перенесении святых мощей святителя Митрофана было засвидетельствовано нетление его мощей.

В 1826 году архиепископ Воронежский Антоний почти сразу же по прибытии на Воронежскую кафедру начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана. В эти годы особенно возросло число исцелений и чудес, происходивших у могилы епископа Митрофана - святитель исцелял больных, являлся страждущим, даруя им помощь и милость.

В 1831 году, когда во время ремонта Благовещенского соборного храма вскрыли пол, был обнаружен поврежденный сверху склеп, в котором в истлевшем гробу покоилось нетленное «в нерушимой целости», тело святителя Митрофана. Об этом немедленно доложили императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода. Для освидетельствования святых мощей была назначена специальная комиссия, принявшая решение: «.. тело Воронежского епископа Митрофана, в схиме Макария, признать за мощи, несомненно, святые», а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными.

В 1832 году святитель Митрофан был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

На торжества, посвященные открытию и обретению святых мощей святителя Митрофана, со всех концов России в Воронеж приехали более шестидесяти тысяч верующих. В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келье. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Он не сразу понял, что значат эти слова. Но, думая о своем намерении облачить владыку в архиерейское облачение, он открыл хранилище, где оно находилось, и обнаружил там схимническое одеяние, принесенное незадолго до этого неизвестной монахиней, которая, вручая его, сказала, что оно скоро понадобится. Увидев эту схиму, епископ Антоний вспомнил завещание святителя Митрофана. Епископ Антоний понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагали на его мощи архиерейского облачения, а оставили их в схиме, свидетельствуя тем самым о своем крайнем смирении и глубокой духовной связи со своим покровителем - преподобным Макарием Унженским.

0820 12 После канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, по ходатайству архиепископа Антония в 1836 году был учрежден мужской Благовещенский Митрофанов монастырь, который до 1918 года имел статус первоклассного, кафедрального необщежительного монастыря. Здания монастыря были снесены полностью в 1950-е годы.

Строительство нового Благовещенского кафедрального собора, расположенного в центре Воронежа, осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира.

0820 13 Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж: «Сегодня был заложен камень в основание воссоздаваемого Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. И вот, когда мы закладываем камни или освящаем воссозданные храмы, невольно задаешься вопросом: зачем было разрушать наши святыни, нашу историю, наше прошлое? В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить... Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь… Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов…». 18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора.

В Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа ныне пребывают святые мощи святителя Митрофана и дарят великое утешение и помощь всем с верою к ним притекающим. Святителю Митрофану Воронежскому, чудотворцу, молятся о помощи в различных житейских затруднениях, о даровании христианского милосердия, о добром нраве властей и правителей, о помощи детям.