Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 28 июля. Равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия

Еженедельная приходская стенгазета

« Назад

28 июля. Равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия  27.07.2019 16:32

28 июля Православная Церковь отмечает сразу два крупных праздника – память святого равноапостольного князя Владимира и неразрывно с этим связанный День Крещения Руси. В 2010 году День Крещения Руси был включен в число государственных памятных дат России.

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Военные подвиги, государственные успехи, широта и человечность, милость ко всем вокруг – все это сделало князя Владимира истинно народным героем.

Но главное его свершение - Крещение Руси в 988 году.

Начав жизнь как суровый язычник, нецеломудренный и жестокий, Владимир пережил глубокий духовный переворот, не только сам придя ко Христу Спасителю, но и приведя к нему весь свой народ.

Не на пустом месте произошел этот духовный переворот князя Владимира. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, и при ней произошло первое прикосновение Руси к Православию.

Усилиями княгини Ольги и князя Владимира Русь стала великой православной державой.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения.

Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

0728 12 Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Владимир приступил к истреблению идолов. Последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере.

Святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

Христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство. От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Всюду по Святой Руси повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали на возвышенных местах, у излучин рек. Святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: "Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает".

Святой Владимир построил храм святого Василия Великого и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. День освящения храма Пресвятой Богородицы 12 мая (в некоторых рукописях - 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается церковное "обновление Царьграда" - посвящение императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (330г.). И в тот же день при святой Ольге освящен в Киеве храм Софии - Премудрости Божией (960г.). Святой Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. "Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали", - засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви - до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Древнерусские книжники называли князя Владимира равноапостольным, ибо подвиг его вполне соизмерим с апостольским: великая страна его стараниями была просвещена светом христианской веры.

0728 13 В Москве на Боровицкой площади открыт памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру. Это произошло 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. На церемонии открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру Святейший Патриарх Кирилл сказал:

 «Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, "где кто како служит Богу". Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу — выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, — это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности — это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен — и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник — напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"

Христианин — это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности — это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, — это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком — так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда — для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, — тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, — не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру — это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

0728 14 Величание

Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.