Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

← Предыдущая Следующая →
Неделя 4-я  Великого поста.  Преподобного Иоанна Лествичника.

Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, говорит в одном из своих писаний: Мы не будем судимы, братия, за то, что не творили чудес или не возглашали пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов всю нашу жизнь...

Что же такое грех, если он должен родить в нас такое сокрушение сердечное, чтобы эта сердечная боль – не омрачала, но вдохновляла всю нашу жизнь?

Мы часто думаем, что грех – это нарушение нравственного закона, нарушение долга, неправый поступок. Но в грехе есть основное, что поистине должно вызывать у нас печаль и глубокую, острую боль.

Грех – это неверность, грех – это измена и неверность Богу; потому что грех означает, что когда бы Бог ни обращался к нам, слова Его были маловажны, несущественны для нас, хотя говорил Он к нам из всей Своей Божественной любви, чтобы явить нам, как много мы для Него значим. Как высоко Он ценит нас, если отдал всю Свою жизнь для того, чтобы спасти нас, и чтобы мы поверили в Божественную любовь! Поэтому, когда мы грешим, это означает, что мы отворачиваемся от Того, Кто полюбил нас, и, как следствие, – что Его жизнь и Его смерть слишком незначительны для нас, чтобы мы отозвались на них с любовью, отозвались верностью и преданностью. И вот, в результате такого отношения мы беспрерывно нарушаем те законы жизни, которые ведут к жизни вечной.

Но все конкретные грехи, которые мы совершаем постоянно, небрежность друг ко другу, безразличие друг ко другу, то, как легко мы судим и осуждаем, как отворачиваемся от нужды других, как мы небрежны к любви или к материальной и духовной нужде вокруг нас – все это от холодности наших сердец. И не напрасно говорит Христос в сегодняшнем Евангелии: Такой дух изгоняется только молитвой и постом. Пост означает, что нужно отвернуться от всего, что соблазнительно прельщает нас и отвлекает прочь от любви, от лояльности и верности и разрушает нашу цельность. А молитва – это общение с Живым Богом, Который есть Любовь, и в Ком Одном только мы можем найти силы и крепость любить.

Святой Иоанн Лествичник зовет нас обратить внимание на то, как мы относимся к Богу, потому что от этого зависит все остальное. Если мы не найдем гармонии с Богом, мы будем оставаться разделенными и сломленными внутри самих себя; мы будем разделены и друг от друга.

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря, оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», написанное в VI веке как спасительное руководство к нравственной жизни. Хотя книга была создана для духовного совершенствования иноков обители, любой христианин, живущий в миру, может получить с ее помощью надежного путеводителя в Царствие Небесное.                                                                                               Это сочинение христианского богослова, составленное из тридцати ступеней совершенствования, призвано научить человека, как бороться с пороками и страстями, как жить благочестиво и восстановить в душе образ Божий. 

ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА.

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.

Иногда воспитание бывает причиною крайних зол, а иногда худое сообщество; но часто и собственное развращение души достаточно ей к погибели. Избавившийся от двух первых зол избавился, может быть, и от третьего; а в ком господствует третье, тот непотребен на всяком месте. Ибо нет места столь безопасного, как небо; однако диавол и там не устоял.

 ...Удаление от зла есть начало покаяния. Начало покаяния есть начало спасения; а начало спасения есть благое произволение. Благое произволение рождает труды; а начало трудов суть добродетели... плод делания есть постоянство... от навыка же происходит укоренение в добре. От сего укоренения рождается страх Божий; от страха же — соблюдение заповедей, небесных и земных. Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения. Множество же смирения есть матерь бесстрастия; а приобретение бесстрастия есть совершенная любовь...

Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений...

Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.

Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.

Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждают те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти.

Правда, что Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности.

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Кто в начале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирения...

Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия.

Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться.

...Кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.

Гордость есть отвержение Бога...

Блудных могут исправлять люди, лукавых - Ангелы, а гордых — Сам Бог.

Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне...

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

...Кающемуся несродно судить.

Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям.

Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы; ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле; а в других напротив дело сильнее слова.

Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.

Ложь есть истребление любви...

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.

Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия...

Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное.

Удобопреклонные к переходу с места на место неискусны во всем: ибо ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпеливость.

Молитва... есть пребывание и соединение человека с Богом...

Вера — крыло молитвы...

Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца.

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов.

Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение...

 Кто смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем чрез уста; ибо чего нет в хранилище, того и дверь сия не износит.

Когда выходишь из своего уединения, храни язык твой; ибо он может в малое время расточить плоды многих трудов...