Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 1 ноября. МУЧЕНИКА УАРА и с ним семи учителей христианских

1 ноября. МУЧЕНИКА УАРА и с ним семи учителей христианских

← Предыдущая Следующая →
1 ноября. МУЧЕНИКА УАРА  и с ним семи учителей христианских

Святой мученик Уар жил в Александрии во времена Диоклетиана и его соправителя Максимиана (IV век). Молодой человек происходил из знатной семьи, был доблестным воином и начальником когорты. Он был христианином, но открыто свою веру не исповедовал, боясь преследований и мучений. Во времена жестоких гонений Уар по ночам посещал в тюрьмах заключенных христиан. Однажды он узнал, что семерых подвижников-христиан, которых он часто навещал, должны казнить. Тогда Уар попросил подвижников помолиться о нем, рассказав о своем страхе перед гонителями. Один из христиан-подвижников умер, не выдержав пыток, и тогда Уар, преисполненный силой и любовью к Богу, решил занять место умершего, открыто исповедать свою веру во Христа.

Когда наместник увидел среди христиан своего воина Уара, он пришел в ярость и велел пытать юношу до тех пор, пока тот не откажется от Христа. Уара долго пытали, но он не предал своей веры, исполненный любовью к Богу и воодушевляемый молитвами подвижников. После пыток мученик Уар прожил еще пять часов, а потом его тело было вывезено и выброшено за город.

Одна благочестивая женщина, Клеопатра, присутствовавшая при смерти Уара, решила тайно забрать останки святого мученика и ночью вместе со своим сыном перенесла их в подвал своего дома.

Через несколько лет, когда гонения и преследования утихли, Клеопатра перевезла останки мученика на свою родину, в селение Эдра близ горы Фавор в Палестине, и с почестями похоронила его в гробнице своих предков, а позднее там была возведена церковь, куда были торжественно перенесены мощи святого.

Единственный сын Клеопатры Иоанн, получивший почетную офицерскую должность, о которой так молила мученика Уара мать, внезапно заболел и умер. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына. Когда во сне Клеопатре явились Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра до конца жизни прослужила в храме мученика Уара.

Традиция почитания святого мученика Уара в России началась в конце XVI — начале XVII века. Именно тогда в одном из самых древних храмов Москвы — Рождества Иоанна Предтечи на Бору — появился придел, посвященный мученику Уару. Произошло это после появления на свет 1 ноября, в день памяти святого мученика Уара, последнего сына Иоанна Грозного, царевича Димитрия. При рождении царевич получил имя египетского мученика. Тогда же в храме появился первый образ святого Уара с частицей его мощей. Существует предание, что икона была написана по точным меркам младенца Уара (Димитрия) по просьбе его матери Марии Нагой.

Некоторые исследователи считают, что широкое народное почитание мученика началось после окончания Смутного времени, когда разруха, голод, эпидемии унесли множество жизней некрещеных младенцев, а оставшиеся в живых были хилыми и больными. Тогда матери приносили младенцев в храм к приделу мученика, «полагали на белый камень под образ мученика Уара» (Н. Д. Извеков «Церковь во имя св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле»). К тому же времени относят и составление службы святому мученику. В 1847 году по повелению императора Николая I церковь св. Иоанна Предтечи была разобрана, так как нарушала архитектурный ансамбль выстроенного тогда Большого Кремлевского дворца. Главный престол был перенесен в Боровицкую башню. А в 1848 году придел мученика Уара был перемещен в Архангельский собор Московского Кремля (где ранее находился Покровский придел, перенесенный на хоры).

Святой мученик Уар и сегодня очень почитается православными в России. К его молитвенной помощи прибегают, испрашивая ходатайства,о здравии младенцев и малолетних детей, а также младенцев, умерших во чреве матери или при родах. За последние два десятилетия в России появились не только часовни мученика Уара, но есть даже несколько храмов, освященных в его честь, а также храмы с приделами во имя египетского мученика.  В докладе на Епархиальном собрании города Москвы 2003 года  Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения. Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

Таким образом Предстоятель Русской Православной Церкви справедливо указал на каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.