Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

← Предыдущая Следующая →
5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков, брат Господень по плоти, был сыном праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии. Апостол Иаков был от рождения назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Он вел жизнь очень  строгую и неустанно пребывал в посте и молитве. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос.

Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом.

За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей церкви Иаков, брат Господень, можно видеть из свидетельств Нового Завета. Апостол Павел, называя его вместе с апостолами Петром и Иоанном столпами  церкви, между ними первым поставляет Иакова (Гал.2:9). Брат его, апостол Иуда Иаковлев,  соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд.1:1),  показывая особенную важность апостола Иакова в церкви апостольской.    

Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом,  и слово его было решающим (Деян.15:13-20).

С глубоким уважением к святому Иакову относился апостол Павел. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться  к Иакову и рассказать предстоятелю старейшей церкви Иерусалимской, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян.21:18-19). 

Но не только среди христиан апостольской церкви пользовался Иаков глубоким уважением.  Его добродетельная, строго подвижническая жизнь везде стяжала ему славу святого человека; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость и необыкновенную правоту. Его называли праведным, утверждением верующих, защитою и оплотом народа.

Тридцать лет был апостол Иаков епископом Иерусалимской церкви. К нему постоянно собиралось множество народа, желая послушать его поучения или хотя бы прикоснуться к краю одежды святителя. Приходили не только простолюдины, но и старейшины и начальники иудейские. Церковь Христова через проповедь Иакова с каждым днем приобретала множество новых уверовавших. Многих иудеев апостол Иаков обратил в христианство.

Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Настал праздник Пасхи, и в Иерусалиме собралось множество народа. Фарисеи обратились к Иакову с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились и в заблуждении признают Христа Сыном Божиим. Вразуми их в день Пасхи. Мы  доверяем тебе,- льстиво добавляли фарисеи, - потому что сами вместе  с народом  признаем, что ты праведен и беспристрастен. Тебя все послушают, и мы  со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты был виден». И апостола Иакова, несмотря на его сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтобы он оттуда говорил с народом, стоявшим на площади.

Но вместо отречения от Христа святитель всенародно исповедал Его Спасителем мира и громко свидетельствовал, что Христос есть Истинный Мессия.

Тогда фарисеи и книжники столкнули праведника с высокой кровли храма вниз и  начали бросать в него камнями. Святой Иаков умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов: «Господи! Отпусти им грех сей, ибо не ведают, что творят».  Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года. Святое тело его было погребено на месте мученической кончины. Беспристрастные из иудеев, хотя и не веровавшие во Христа, мученическую смерть Иакова почитали причиною немедленно после того открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян, как справедливый суд Божий за убиение праведника.

Святой апостол Иаков первый, по внушению Святого Духа, написал Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Святой Иаков написал также первое из так называемых соборных посланий к христианам из иудеев, живущих в рассеянии. Церковь сохранила послание апостола и включила в книги Священного Писания Нового Завета.

В 1853 году Иерусалимское подворье в Москве  приняло от Патриарха Александрийского Иерофея в дар великую святыню — частицу мощей апостола Иакова, брата Господня, первого иерарха Иерусалимского.  

Следует обратить внимание, что Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня (который является одним из семидесяти апостолов), от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября),  которые были в числе первых двенадцати апостолов, избранных Господом.