Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 11 октября. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

11 октября. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

← Предыдущая Следующая →
11 октября. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария принадлежали к знатному боярскому роду. По древнему ростовскому преданию, боярин Кирилл происходил из старинного рода Симоновичей, родоначальником которого был один из потомков варяжского князя Африкана – Симон (Шимон). Потомки Симона переехали на северо-восток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого.

В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал здесь Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь. Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство. Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.

Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением (3/16 мая 1314 года) произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы. Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом. Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!» Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо. И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо. Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.

В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж. Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии. По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.

Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году. Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.

Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Великий Сергий сохранил и преумножил главное сокровище – бессмертное Православие – в то время, когда силы народа были на исходе, и спас народную душу от гибели. Примирив русских князей, он способствовал их объединению под знаменем благоверного князя Димитрия Донского. И Господь явил милость, даровав вымоленную преподобным Сергием победу русскому воинству, и освободил Русь от тяжкого бремени татарского ига, простив ей грех междоусобных кровопролитий.

Настало время возрождения России. С тех пор никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской.

Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 28 сентября/11 октября и 18/31 января.

У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтирь и служились панихиды.

Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.

Над этой благодатной святыней помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная.

Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити,старость укрепити и спасти души наша.

Величание

Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.