Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Архипастырь, просветитель, администратор и политик

Архипастырь, просветитель, администратор и политик

Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия Радонежского

"...Обитель преподобного Сергия середины XVI века — выдающийся духовный и культурный центр Русской Церкви. Многообразные связи с ней Митрополита Макария — страница в его многогранной деятельности."

Из жизни Митрополита Московского и всея Руси Макария

"...Деятельность Митрополита Макария весьма обширна. Но если взять только одну область — дипломатическую, то и здесь мы вправе говорить о ее многообразии. Ее истоки восходят к деятельности Новгородских владык и Всероссийских Митрополитов."

Всероссийский митрополит Макарий и святейший патриарх Никон

"...Весьма интересен вопрос: а каково было отношение патриарха Никона к митрополиту Макарию? К счастью, имеются некоторые материалы для ответа на этот вопрос. Этих двух лиц разделяет время около столетия, но многое в характере деятельности их объединяет."

Всероссийский Митрополит Макарий: По фрагментам из житий прп. Варлаама Хутынского и прп. Стефана Махрищского

"...Изучение литургической и агиографической письменности сможет в целом пролить дополнительный свет и на деятельность святителя Макария, митрополита Московского"

Заметки о митрополите Макарии

Статья содержит три небольших очерка о некоторых обстоятельствах святительской деятельности митрополита Макария. В первом очерке, основанном на данных сфрагистики, рассказывается о печатях, какими пользовался святитель для скрепления своих грамот. Во втором очерке приводятся сведения об одном лице из ближайшего окружения святителя — дьяке Вассиане Александрове Воробьеве, который неотлучно находился при нём в бытность в Новгороде и Москве до своей кончины, последовавшей в 1563 году.  В третьем очерке сообщается об одном факте почитания святителя Макария в наше время ещё до его канонизации в 1988 году.

К вопросу о библиотеке Всероссийского Митрополита Макария

"...в данном случае мы встречаемся с интересным парадоксом в нашей исторической науке. О библиотеке Ивана Грозного, о которой как о действительно существующем ныне факте ничего сказать нельзя, имеется солидная библиография работ. Между тем, о библиотеке его современника и великого книжника Древней Руси, Митрополита Макария говорится очень мало".

Московский митрополит Макарий в переписке с Виленскими епископами

"...Как нередко пояснял митрополит Макарий, несвойственное ему занятие дипломатией объясняется его стремлением к миру и благу Отечества... Его действия согласованы с общегосударственной внешней политикой. Сохранившаяся в посольских документах переписка Московского первосвятителя с Виленскими епископами ориентирована на решение двух проблем: активное стремление убедить их признать Русского государя царем; а также, в ответ на их инициативу, содействовать заключению мира между двумя государствами."

Московский пожар 1547 года

"Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви..."

Повесть о чудотворной иконе

"Жизненный путь святителя Макария, Митрополита Московского, довольно подробно освещен в источниках начиная с 1526 года, когда он стал Новгородским архиепископом... Сведения в нем дополняются из других источников. Новым источником является прилагаемая ниже Повесть о явлении чудотворной иконы, составленная в конце ХVII века. В Повести сохранилось предание об обстоятельствах явления иконы в XVI веке при архиепископе Макарии."

Новые материалы о всероссийском митрополите Макарии

В очерке рассказывается о недавно обнаруженных  в Таллинском архиве документах, свидетельствующих о связях митрополита Макария иноземного характера и проливающих свет на истоки его дипломатической деятельности.

Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский

"В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах... Здесь мы хотим рассказать о духовной дружбе великого русского подвижника XVI в. преподобного Александра Свирского и выдающегося иерарха того времени святителя Макария, митрополита Московского."

Святитель Макарий и Соловецкий монастырь

"Деятельность святителя Макария и его попечение об обителях простирались не только на близлежащие новгородские монастыри. Сохранились некоторые материалы, показывающие его заботу о знаменитом Соловецком монастыре."

Принесение в Москву чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая

29 июня 1555 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в Москву из Вятки был принесен чудотворный Великорецкий образ Святителя и Чудотворца Николая. В очерке рассказывается об участии Святителя Макария в этом торжественном событии, а также об отражении этого события в гимнографии и иконографии.

Митрополит Макарий и преподобный Максим Грек

"Пророк Давид говорит: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27). Эти слова вполне могут быть отнесены к жизни и митрополита Макария, который в своей жизни общался со многими святыми мужами и подвижниками. К их числу относится преподобный Максим Грек."

Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий

"Макариевское время в Великом Новгороде характеризуется интенсивным храмостроительством, и важную роль в этом отношении играли «московские гости». Среди них два поколения русских самородков: отец и сын, Дмитрий и Федор Сырковы. Они были «нарядчиками», т. е. строителями храмов и монастырей, а также благочестивыми вкладчиками. Они внесли достойный вклад в историю храмостроительства в Великом Новгороде. В своей деятельности им приходилось немало общаться со святителем Макарием, выдающимся иерархом своего времени. Их имена вошли в историю Великого Новгорода..."

Церковное строительство в эпоху митрополита Макария

"Соединение в архитектуре шатровых храмов красоты, выразительности и символики — в этом, вероятно, и нашел отражение вкус митрополита Макария. ... Такая архитектурная форма наилучшим образом отвечала идеи «создания централизованного государства» за которую и выступал митрополит Макарий. Особое почитание Пресвятой Богородицы, наступившее, как известно в эпоху митрополита Макария, было ее отличительной чертой..."

Роль Новгорода в распространении календарно-хронологических знаний в России (деятельность архиепископов Геннадия и Макария)

"...В связи с просветительской деятельностью двух Новгородских архиепископов — Геннадия и Макария — календарно-хронологические произведения — прежде всего комментарии к таблицам и сочинения с изложением методики и принципов расчетов получили большое распространение. Думается, что расцвет календарно-хронологической книжности, имевший место во второй половине XVI—XVII вв., стал возможен не в последнюю очередь благодаря трудам этих иерархов."

Митрополит Макарий и его святые современники

"...Митрополит Макарий в своей первосвятительской деятельности, прославляя на Соборах святых своих соотечественников, и сам отличался высотой духовной жизни. Более того, он постоянно общался с теми, кто позднее был прославлен Русской Церковью, благоговейно поклонялся святым чудотворным иконам. Вспоминаются слова псалма Давидова: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» (Пс 17:26-27). Они вполне могут быть отнесены к жизни и деятельности Митрополита Макария."

Установление «общей памяти» при митрополите Макарии.

Одним из значительнейших деяний митрополита Макария на посту главы русской церкви стало учреждение «общей памяти»: «В лето 7056 (1548) месяца июня в 21 день ... благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея русские земли самодержец по благословению отца своего Макария митрополита всеа Русии уставил общую память. Благоверным князем и боляром, и христолюбивому воинству, и священническому, и иноческому чину, и всем православным христианом от иноплеменных на бранях и на всех побоищех избиенных, и в плен сведенных, и гладом, и жаждею, и мором, и наготою, и мразом, и всяческими нужами измерших, и во всех пожарах огнем скончавшихся, и в водах истопших, и всех православных христиан. И повелел по них митрополит со всеми соборы пети понафиду и обедню служити в соборной церкви Успения Пресвятой Богородица... И сию общую память по всех православных христианех велел и в прочие лета поминати до скончания миру на честь Богу и на славу, и на похвалу своему царству…»

Сборник XVI в. — вклад митрополита Макария в Пафнутиев-Боровский монастырь

В очерке приведено подробное описание рукописного сборника, хранящегося ныне в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и происходящего из Пафнутьева-Боровского монастыря. Эта рукопись является вкладом в обитель, который Святитель Макарий дал «на память своей души и по своих родителех» на вечное поминание.

Печалование Святителя Макария

Выражение «печалование» предполагает заступничество перед государем за человека, впавшего в немилость, т.е. в опалу. Это церковное служение... «составляет едва ли не самый важнейший и высокий вид церковной благотворительности, и, следовательно, из него лучше всего может быть видна благотворность, действительность и необходимость влияния Церкви и духовенства на развитие общественного благоустройства русского народа».

Андрей Квашнин — владычный летописец

"...К литературному окружению святителя Макария следует отнести также Андрея Квашнина, благодаря которому качественно и количественно расширился репертуар книжности, создававшейся по благословению святителя Макария. Наряду с переводом Священного Писания, созданием Житий и Служб было создано и летописное произведение, которое донесло до нас живой образ деятельного и просвещенного архипастыря Русской Церкви первой половины XVI века — Новгородского владыки Макария."

Всероссийский Митрополит Макарий и проблемы современной церковно-исторической науки

В настоящем очерке сформулированы важные исторические проблемы, связанные с деятельностью Митрополита Макария: поиск материалов о деятельности Второго Макариевского канонизационного собора (1549 г.), а также всестороннее изучение и переиздание комплекса Макариевский Четиих Миней.