Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Архипастырь, просветитель, администратор и политик \ Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий

Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий

 

После присоединения к Москве Великого Новгорода князем Иоанном III в 1478 году часть новгородцев была переселена им из Новгорода, а на их место были направлены жители Других городов. В Новгороде их называли «московскими гостями», в последующее время они выполняли различные государственно-административные функции. Среди них известна и семья Сырковых. Д.А.Петров так характеризует их деятельность по созиданию храмов: «Привилегированное семейство купцов, получивших к середине века возможность занимать высшие административные должности в Новгороде, превзошло в масштабности своего строительства даже самые аристократические и богатые фамилии Московского государства» [1].

Особая страница в жизни Великого Новгорода XVI века — время архиепископа Макария (1526—1542). Строителем храмов в Великом Новгороде при нем был «московский гость» Дмитрий Сырков. В летописи есть некоторые сведения и о его родственниках. Осенью 1505 года на Ярославовом дворище был заложен храм святых Жен-Мироносиц и святого Прокопия «на единои основе Иван Сырков с детми своими, с Афанасьем и з Дмитрием» [2]. Его освящение произошло в 1510 году, когда еще вдовствовала Новгородская владычняя кафедра. Д.А.Петров считает, что построение храма было связано с «псковским взятием» [3]. Данный храм имел особое значение для семьи Сырковых, поскольку, как отмечает исследователь В.А.Варенцов, «двор гостей Сырковых в течение трех поколений находился около Торга, рядом с церковью Жен-Мироносиц» [4]. Храм имел «двухэтажное подцерковье», а своей архитектурой способствовал формированию «стилистического языка городского зодчества 1520-х годов, определяя его направление» [5].

В 1524 году на Ярославовом дворище в храме мученицы Параскевы, главном на новгородском торге, велись ремонтные работы, в которых принимал участие Д.И.Сырков. В 1536 году в нем была устроена вседневная служба [6], что, несомненно, произошло по благословению Новгородского архиепископа Макария. Самый первый храм, освященный святителем Макарием в 1526 году, в год его архиерейской хиротонии и прибытия в Великий Новгород, имел престолы, посвященные апостолу Филиппу и Чудотворцу Николаю. При этом летопись отмечает, что при освящении «на обедни простил Бог жену очима болну. А строенны церкви святыи Апостол Филипп и святы Николае на одном основании» [7]. Э.А.Гордиенко высказывает предположение, что его строителем был тот же «московский гость» Дмитрий Иванович Сырков [8]. Несомненно, он молился в храме при освящений его святителем Макарием.

Сырковы не только сами много строили, но внесли также значительный вклад в развитие новгородской архитектуры. «Развернувшееся во второй четверти XVI в. уличанское храмовое строительство активно воспринимает черты внешнего облика церкви Жен-Мироносиц» [9], что связывается с «наряднической» деятельностью Дмитрия Сыркова. Ведутся поиски новых инженерных решений в архитектуре. В построенном в 1529 году рядом с церковью Жен-Мироносиц храме мученика Прокопия был применен принцип повышенных подпружных арок [10].

Одним из первых деяний святителя Макария в Новгородской епархии было введение общежительного устава в монастырях [11]. В результате этого в обителях увеличивается число монашествующих, строятся трапезные и другие необходимые помещения. В 1532 году в Колмовом монастыре по благословению архиепископа Макария был освящен трапезный храм Живоначальной Троицы. Это строительство, свяэанное с архипастырской деятельностью Новгородского владыки, было осуществлено Д.Сырковым [12]. Архиепископ Макарий был почитателем святителя Николая. Мирликийскому Чудотворцу был посвящен домовый владычный храм, о строительстве которого читаем в летописи под 1532 годом: «Того же году в осенинах поставленна бысть церковь камена во владычне дворе святыи Никола, подле святых Исповедник, на старом основании, повелением Пресвященнаго архиепископа Макария, а нарядщик [13] был Дмитреи Сырков» [14]. Три года спустя Д.Сырковым был сделан «верх камен» в приделе преподобного Варлаама Хутынского в «голбце» [15] Никольского собора на Ярославовом Дворище [16].

Под 1536 годом в летописи Дубровского говорится об освящении 30 апреля в храме Жен-Мироносиц придела апостола Матфея, который ранее был посвящен мученику Прокопию [17]. «...И по благословению архиепископа Макария антиминс пременили и освящали во имя святаго Апостола Еуаггелиста Матьвея» [18]. Его строительство связывается уже с сыном Дмитрия Сыркова — Федором, который явился продолжателем трудов своего отца и в 1548—1556 годах был государевым дьяком в Новгороде [19].

Его деятельность, согласно историческим источникам, имеет многосторонний характер. После успешно выполненной в Ревеле (Таллинне) возложенной на него дипломатической миссии, сопряженной с опасностью для жизни, дьяк Федор Сырков, возвратившись, по обету основал в середине XVI века монастырь под Великим Новгородом в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери [20], в котором были построены храмы во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского, а также в честь Владимирской иконы Богоматери [21]. Святыней обители был образ Владимирской иконы Богоматери, получивший именование Сырковской [22]. Ктитор давал в основанную им обитель книги в качестве вклада [23]. В 1561 году московским иконописцем Симеоном Яковлевым в Москве по заказу Ф.Сыркова была написана и доставлена в Новгород Владимирская икона, которая находилась «согласно описям Софийского собора в составе местного ряда до 1800 г.» [24].

В 1551 году дьяк Ф.Сырков вместе с другими представителями государевой администрации подчинил ведению Соловецкого игумена Филиппа владения в Выгозерском погосте [25]. О связях семьи Сырковых с Соловецкой обителью свидетельствуют вклады Дмитрия Сыркова и его сыновей Алексея и Федора [26]. В 1558 году Ф.Сырков позаботился об изготовлении для Соловков креста, украшенного драгоценными камнями, по заказу «царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича» [27].

Хотя Новгородский архиепископ Макарий, став в 1542 году Всероссийским Митрополитом, отбыл в Москву, тем не менее его связь с Великим Новгородом продолжалась. Его важнейшие усилия на первосвятительской кафедре — канонизация святых и собирание древнерусской книжности. Эти начинания многогранной деятельности иерарха нашли отражение и в трудах Ф.Сыркова. После того как митрополит Макарий в 1552 году, в год десятилетия своей интронизации, вложил в Успенский собор в Кремле комплект Четьих Миней, для царя стали создавать новый комплект Четьих Миней, получивших именование «царских». Местом их составления был Великий Новгород, т.е. «база исполнения — это школа, выпестованная святителем» [28]. Один из писцов этого грандиозного начинания, новгородец Мокий, оставил интересную запись в переписанной им рукописи: «...вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею повелеша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: «Негде писати!» Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю» [29]. Кроме Майской Минеи Мокий участвовал так же в написании Июньской и Ноябрьской Минеи [30]. В связи с созданием царских Четьих Миней, несомненно, в Новгород посылались грамоты святителем Макарием. Ктиторский же монастырь Ф.Сыркова явился, таким образом, местом, где переписывались Великие Минеи.

При архиепископе Пимене 30 апреля 1558 года в приделе Софийского собора произошло открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты (†1109; память 31 января) [31]. «Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакйма и Анны, творя многа чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим» [32]. В связи с обретением мощей архиепископ Пимен пишет письмо митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого [33]. Новгородский богослов-полемист, инок Зиновий Отенский, составил Похвальное слово святителю Никите, в котором описал явление мощей Святителя. Последовавшая со временем опала Ф.Сыркова, по мнению В.Брюсовой, объясняет, почему в Слове не назван по имени непосредственный устроитель предела в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты [34]

В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии, для чего 3 февраля архиепископ отбыл в монастьгрь. «И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный. А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале» [35]. При проведении указанных работ «на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского... а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви» [36].

Прошли годы, почил святитель Макарий, ушел на покой митрополит Афанасий (1564—1566). Во время опричного похода на Новгород страдальчески скончался митрополит Филипп (†1569; память 9 января). Сам древний град, бывший целью опричного похода, подвергся разорению. В составленной по этому поводу повести читаем: «...дети боярские... государева перваго полку по всему Великому Новугороду по улицам во всех градцких приходех церкви и подцерковные и домовые полаты у всех именитых людей Великаго Новаграда и со всем имением их запечаташа, и многие стражи поставиша стрещи крепко до государева приезду. А иные дети боярские... повелением государевым во всем Великом Новегороде гостей приказных государевых людей именитых переимаша и роздаваша их по приставом, и повелеша приставом держати их крепко во оковах железных, а домы их и вся имения их запечаташа, и жены и дети их повелеша стражем твердо блюсти их до государева приезду» [37]. Данное свидетельство повести, очевидно, имеет прямое отношение к дьяку Ф.Сыркову, т.к. постигшая его судьба печальна: он погиб от рук опричников [38]. В Синодике опальных встречается имя «Федора Сыркова, Алексиа Сыркова с женою и с дочерью» [39]. Погребен Ф.Сырков был в основанной им обители.

Э.А.Гордиенко так характеризует «московского гостя» Ф.Сыркова: «Особенно близок к владычному престолу был Федор Сырков. Кроме храмового зодчества, находившегося в течение более двух десятилетий под его непосредственным надзором, он участвовал в подготовке Великих Миней, перестраивал придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, заказал новый покров и облачения для гроба епископа Никиты, активно внедрял в Новгороде культ иконы Владимирской Богоматери» [40]. Макариевское время в Великом Новгороде характеризуется интенсивным храмостроительством, и важную роль в этом отношении играли «московские гости». Среди них два поколения русских самородков: отец и сын, Дмитрий и Федор Сырковы. Они были «нарядчиками», т. е. строителями храмов и монастырей, а также благочестивыми вкладчиками. Они внесли достойный вклад в историю храмостроительства в Великом Новгороде. В своей деятельности им приходилось немало общаться со святителем Макарием, выдающимся иерархом своего времени. Их имена вошли в историю Великого Новгорода: сохранились построенные ими храмы, созданный Ф.Сырковым монастырь и чудотворный образ Богоматери, находившийся в нем, носят их имя.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Петров Д.А. Строительство Сырковых // Архив архитектуры. Вып. 5: Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994. С. 64.

[2] Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 612. Интерпретацию летописных разночтений о данном событии см.: Петров Д.А., Филиппов А.А. Церковь Жен-Мироносиц по письменным источникам // Церковь Жен-Мироносиц в Новгороде. Материалы исследований. М., 1995. С. 4-5.

[3] Петров Д.А. Строительство Сырковых... С. 66.

[4] Варенцов В.А. Московские гости в Новгороде // Вопросы истории. 1982. № 8. С. 34; Романов К.К. К вопросу о влиянии взаимоотношений между строителями и заказчиками на формы зодчества в Новгороде в XV—XVI вв. // Временник Отдела изобразительных искусств. Л., 1927. С. 29. В записях хозяйственной документации называется их адрес: «Славенский конец. Дворище». Пожня Д.Сыркова находилась «у Малые Веряшки» (Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1. С. 347). Некоторые угодья Дмитрия, а затем Федора Сырковых были рядом с монастырем преподобного Антония Римлянина, «а оброк с тое земли платили все в Онтонов монастырь» (Варенцов В.А. Привилегированное купечество Новгорода XVI—XVII вв. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1989. С. 34).

[5] Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 61.

[6] Петров Д.А. Строительство Сырковых... С. 68.

[7] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 542.

[8] Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 147. Об этом храме см.: Кузьмина Н.Н. Церковь св. Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2001.

[9] Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С. 356.

[10] Седов В.В. Повышенные подпружные арки в новгородской архитектуре XVI в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII—XIX вв. М., 2000. С. 86.

[11] Макарий, архимандрит. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000. С. 5-18.

[12] Петров Д.А. Строительство Сырковых... С. 69; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С. 151.

[13] Нарядник, нарядщик — распорядитель, начальник, руководитель работ (Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 10. М., 1983. С. 232, 233).

[14] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Вып. 3. С. 550; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского // Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5—7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 60-76.

[13] Голбец — подвальная часть церковного здания, использующаяся как помещение для хранения товаров (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Вып. 4. С. 60).

[16] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 573. См.: Булкин В.А., Сивак С.И., Штендер Г.М. О Никольском голбце // 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991. С. 104-109.

[17] Одновременно в Великом Новгороде был построен храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Плотниках, который в своей архитектуре подражал сырковским постройкам (Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С. 159).

[18] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 574; Петров Д.А. Строительство Сырковых... С. 70. Ранее, когда в Новгороде был построен обетный храм во имя апостола Марка, то было отмечено отсутствие храма во имя апостола Матфея. Теперь таковой храм был построен (там же. С. 71).

[19] См. о нем: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975. С. 504; его же. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 452. См. также: Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С.126-128.

[20] Об этой обители см.: Остроумов И. Святыни нашего Севера (путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России). Очерки и рассказы. СПб., 1897. С. 62-83; Секретарь Л.А. История Новгородского Сыркова монастыря // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 5. М., 2001. С. 260-275. В Новгородском музее сохранился иконостас из Сыркова монастыря См.: Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора (По письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2(12). Л., 1984. С. 218. Прим. 45.

[21] Варенцов В.А. Привилегированное купечество Новгорода XVI — XVII вв. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1989. С. 24. См. также: Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С. 332-335; Преображенский А.А., Перхавко В.Б. Купечество Руси XI—XVII века. Екатеринбург, 1997. С. 176.

[22] Щенникова Л.А. Культ иконы Богоматери «Владимирской» в Великом Новгороде // Новгородский исторический сборник. Сб. 9(19). СПб., 2003. С. 290. О Сырковской иконе Богоматери см.: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий. Ярославль, 1993. С. 411.

[23] Новикова О.Л. Рукописные книги Сыркова монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 156—185. Во второй половине 1560-х годов Ф.Сырков возводит Благовещенский храм в Зеленецкой пустыни (Петров Д.А. Строительство Сырковых... С.75).

[24] Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора... С. 218; ее же. Новгород в XVI веке... С. 380. См. также: Словарь русских иконописцев XI—XVII веков / Редактор-составитель И.А.Кочетков. М., 2003. С. 784.

[25] Акты социально-экономической  истории  Севера  России  конца  XV—XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. 1479—1571 гг. / Сост. И.З.Либерзон. Л., 1988. С. 105 (№ 168); С. 106-107 (№ 171).

 

[26] Варенцов   В.А.   Привилегированное   купечество   Новгорода   XVI —XVII вв. С. 20.

[27] Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий... Изд. 4. М., 1847. С. 27-28.

[28] Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 108.

[29] Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 546, 548; Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В.Горского и К.И.Невоструева). Ч. 2. М., 1973. С. 42-43.

[30] Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. СПб., 1999. С. 62.

[31] ПСРЛ. Т. 31. С. 135-136. См. также: Макарий. архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552—1570) // Альфа и Омега. № 1 (35). М., 2003. С. 103-104.

[32] Новикова О.Л. О второй редакции... С. 247; Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С. 196-197. Вторая редакция жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: «Иже в Троице прославляемаго» (Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 391).

[33] Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С.434—435.

[34] Брюсова В.Г. Страница из истории Софийского собора в Новгороде // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 44; Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2(12). Л., 1984. С. 218.

[35] Писцовые книги Новгородской земли. Т. 2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в./ Сост. К.В.Баранов. СПб., 1999. С. 109

[36] Там же. С. 110.

[37] Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году // «Изборник» (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 478-479.

[38] Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. С. 91; его же. Опричный террор. СПб., 1992. С. 371. В позднем Пинежском летописце, отличающемся некоторой эпичностью, после сообщения о расправе с Новгородским архиепископом Пименом говорится: «А вельможу Федора Сыркова на плахи сказнить» (Копанев А.И. Пинежский летописец XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 77).

[39] Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. С. 161. Некоторое художественное осмысление судеб трагической судьбы рода Сырковых см.: Толстой М. Владимир Сырков. Исторический рассказ из времен Грозного царя. М., 1878. Автор вкладывает в уста Федора Сыркова перед его гибелью следующие слова, обращенные к царю: «Но ты, государь, помни, что кровь наша падет на твою голову. Как ты лишил меня детей и истребил весь род мой, и тебя покарает Господь Бог в твоем потомстве и истребит корень твой с лица земли. Не сидеть внукам твоим на престоле царском!» (там же. С. 20). Заканчивается повествование описанием прибытия посольства из Пскова в 1581 г., среди которого был внук Ф.Сыркова Владимир. Он стал очевидцем гибели царевича Иоанна Иоанновича (там же. С. 56).

[40] Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке... С. 120.

 

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий. «Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией и семинарией». Сергиев Посад. 2004. № 4. С.254-264.