Повесть о чудотворной иконе

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Повесть о чудотворной иконе

Жизненный путь святителя Макария, Митрополита Московского († 1563; пам. 30 декабря), довольно подробно освещен в источниках начиная с 1526 года, когда он стал Новгородским архиепископом. Такому освещению прежде всего способствует так называемый Владычный летописный свод 1539 года. Сведения в нем дополняются из других источников. Новым источником является прилагаемая ниже Повесть о явлении чудотворной иконы, составленная в конце ХVII века. В Повести сохранилось предание об обстоятельствах явления иконы в XVI веке при архиепископе Макарии.

Святитель Макарий известен как почитатель русских святых. Он также «поновлял» известные чудотворные иконы: в Великом Новгороде — образ Богоматери Знамение, в Москве — принесенную с Вятки икону святителя Николая Великорецкого. В Москву при Митрополите Макарии приносились для поклонения явленные чудотворные образы; приносились они ранее при архиепископе Макарии и в Великий Новгород из новгородских пределов. Этому посвящена публикуемая Повесть, которая дополняет данные других источников о деятельности Святителя в Великом Новгороде.

(Л. 102) ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫЯ И ЧЮДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКАГО, И СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ВАРВАРЫ И ПАРАСКЕВЫ.

Бысть в лето 7047-го (1539) в марте месяце при державе благочестивейшаго государя нашего царя и великого князя Иоанна Василиевича всеа России и при архиепископе Макарии Великаго Новаграда и Пскова явися чюдотворная икона во области града Каргополя на реки Онеги, в стану Турчасовского посаду против села Ярнемы. Случися некоему жителю именем Вуколу изыти на благо лесное некоея ради потребы и нача сещи древо березовое велми матерое и виде ис того древа изсеченного места кровь живу текущу и бысть во ужасе. И возвести о том чюдеси околним своим жителем. И стекошася народи на то преславное чюдо, како от березоваго // (Л. 102 об.) древа кровь течет, и узреша в том древе отсечен угол иконы и ис того места кровь течет. Изсекоша то древо и разломиша и обретоша в нем икону в трех лицах с правую страну образ святителя Николая Чюдотворца, в средине — образ святыя великомученицы Варвары, с левую страну образ святыя мученицы Параскеви, нареченныя Пятницы. И взяша тю чюдотворную икону и с того древа и внесоша ю к преждереченному Вуколу в дом. И бысть у него дщерь девица именем Екатерина 50 лет слепа от рождения своего и та к тое чюдотворныя иконы припадши со слезами моляся и приложися и абие отверзошася ея очи и бысть здрава. Во утрий же день стекошася людие, где та чюдотворная икона поставлена бысть и в том дому та святая икона и на том месте не обретеся. И искаша и обретоша на // (Л. 103) прежнем месте, на пню березового того древа и в больший страх впадоша. И собрашася людие видети то преславное чюдо и поставиша на том месте часовню, народи же начаша молебное пение совершати, и мнози недужнии от различных болезней исцеление получиша и здравы быша. И прослуся то чюдотворение по всей России и абие вниде в слух в Великий Новград архиепископу Макарию. И повеле архиепископ ту чудотворную икону привести в Новград, и поставиша ея в церкви Софии Премудрости Божии и быша тамо от тое иконы многа чюдеса: мнози недужнии сцелении получиша и здрави быша. И поведе архиепископ ту святую икону пренести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софейской стороны во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви. Изволением Божиим та святая // (Л. 103 об.) чюдотворная икона ис того Новаграда и из монастыря Варварского изыде на прежнее место, где явися в древе и на пню березовом. И бысть взыскание много от архиепископа о той иконе в Великом Новеграде и в весех. И абие дойде в слух архиепископу, что та чюдотворная икона обретеся на прежнем своем месте на пню березовом. И посла архиепископ злата и сребра на создание храма святыя великомученицы Варвары, где обретена бысть та чюдотворная икона на пусте месте, на блате зыбучем и лесном. И бысть блато с того времени и место то ста сухо и выше.

А глаголют иконописцы, что та чюдотворная икона писма греческих иконописцев. И повеле архиепископ с тое чюдотворныя святыя иконы списати такову же икону в трех лицах и привезоша ю в Новград // (Л. 104) и поставиша ту новую икону в том Варварском девиче монастыре в церкви. И сие все дойде в слух благочестивому царю Иоанну Васильевичю всея России о той чюдотворной иконе и о чюдесах ея, како блатно место ста сухо и выше. И посла он из своей царской казны злата и сребра и камения драгаго и повеле ту чюдотворную икону тем обложити и камением драгим и момисти украсити. И совершенна бысть та церковь тогоже лета.

И от онаго поставления по претечении ста лет или болши та церковь обетшавши и паки на том же месте поставиша ину церковь древяную же. И по освящении тоя церкви вскоре от неведомых судеб Божиих оны храм в нощи со всем зданием огнем потребися. Чудотворный же образ нимало пламенем врежден, но обретеся // (Л. 104 об.) на поле от тоя церкве за четвертъ поприща, из того огня чюдесно изыде. Посему убо немедленно создано бывши на том месте древянной же церкви и чюдотворный оный образ в ту церковь досточестно поставиша. И паки изволением Божиим и молением святыя великомученицы Варвары в лета 7198-го (1690) месяца октовриа в 16 день.при державе благочестивейших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев случися некоему болярину именем Леонтию Романову Неплюеву мимо то село и церковь везену быти и слыши от тоя святыя иконы явление, подаде он к тому чюдотворному ея святыя великомученицы Варвары образ на поклонение с верою приходя//(Л. 105)щим христианом животворящий четвероконечный честный крест Господень от чистаго злата сотворен, а в нем мощей ея святыя великомученицы Варвары часть.

А тою частию благословил его болярина во граде Киеве Михайловского монастыря игумен, как он был воеводою тамо в Киеве, понеже убо святыя великомученицы Варвары мощи ея и до днесь в Киеве лежат нетленны. И от тоя святыя и чюдотворныя иконы и от части святых и многоцелебных мощей святыя великомученицы Варвары многая и безчисленная исцеления подаются с верою приходящим и до сего дне славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Новгородский Государственный музей. № 1088. Сборник Житий и Сказаний. XVIII в.)

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Повесть о чудотворной иконе. В кн.: Архимандрит Макарий (Веретенников), Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. (Серия: Библиотека журнала «Альфа и Омега»). М., Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С.23-29.