Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Архипастырь, просветитель, администратор и политик \ Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия Радонежского

Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия Радонежского

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия Радонежского

Важнейшим событием празднования 1000-летия Крещения Руси явилось прославление на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, русских святых. Жизнь новопрославленных святых хронологически охватывает около шести столетий церковной истории. Они были разного происхождения, жили в разных регионах нашей страны и в разное время. Их благочестивые подвиги свидетельствуют о многообразии путей к достижению Царства Небесного: глава Церкви и глава государства, святители-богословы и преподобные, мудрые и «буия». Одновременно на Соборе Русской Церкви 1988 года было принято решение: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитаемых в народе подвижников веры и благочестия».

Это дает основание для проведения параллели между нынешними событиями и событиями на Руси в середине XVI века, то есть времени новопрославленного святителя Всероссийского Митрополита Макария (†1563, память 30 декабря). При нем в 1547 году в Москве состоялся Собор, на котором «установили... праздновати новым чюдотворцам в Русской земли». Разъехавшись, участники Собора стали собирать новые материалы для последующей канонизации святых. Результаты их изысканий были представлены на Собор 1549 года, на котором также был прославлен лик святых русских чудотворцев. [1]

Подобно тому и в наше время, на следующий год после празднования 1000-летия Крещения Руси, на Архиерейском Соборе, проведенном в связи с 400-летием учреждения Патриаршества в Русской Церкви, были прославлены Святейшие Патриархи Московские Иов (†1607; память 19 июня) и Тихон (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Также архипастыри приняли решение о подготовке документов для прославления святого праведного Иоанна Кронштадского (†1908, память 20 декабря), что и произошло на Соборе в июне 1990 года, избравшем ныне здравствующего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия II.

Святитель Макарий принял монашеский постриг в обители, которую основал преподобный Пафнутий Боровский (†1477, память 1 мая), принявший постриг от старца Никиты, ученика преподобного Сергия (†1392, память 25 сентября). Сохранились некоторые материалы, говорящие об отношениях благочестивого первоиерарха к Троицкой обители. Святитель жертвовал в монастырь преподобного Сергия церковную утварь, книги и другое. В 1534 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он прислал в Троицкую обитель «с своим дьяком Васьяном Воробьевым вкладу денег 50 рублев». [2] Вскоре после своей митрополичьей интронизации святитель дал такую же сумму «на память своей души и по своих родителех в вечной поминок». Поэтому в пергаменном поминальном Синодике Троице-Сергиева монастыря 1575 года мы встречаем имена родителей первосвятителя: «Леонтия, иноку Ефросинью», а сверху мелкой киноварью добавлено: «Макариа Митрополита всеа Руси отець и мати его».

Среди двадцати одного иерарха, посвященного Митрополитом Макарием, мы видим также бывших настоятелей монастыря преподобного Сергия. Из троицких настоятелей святителем Макарием был поставлен Новгородский архиепископ Серапион (Курцов; 1551 — 1552), вскоре скончавшийся там во время морового поветрия. [3] На Ростовскую кафедру были возведены владыки Алексий (1543 — 1548) и Никандр (1549 — 1566), которые прежде были игуменами Троицкого монастыря (соответственно: 1541 — 1543; 1543 — 1545). Новгородский архиепископ Феодосий не был на их хиротониях, но присылал повольные грамоты на их избрание. О первом он писал в Москву, обращаясь к Митрополиту Макарию: «...со всем великим освященным Собором избрал от пречестныя обители от Пречистыя и Живоначальныя Троица от великаго чудотворца Сергия, игумена Алексия, и действием Пресвятаго и Животворящаго Духа... наречен был Троецкий игумен Алексий на ту великую архиепископию Ростовскую и Ярославскую во святейшую великую соборную Церковь Успения Пречистыя Богородицы». Архиепископ Алексий возвратился позднее в место своего пострижения на покой. Оба Ростовских владыки, по примеру первых иноков Киево-Печерского монастыря, были погребены в Троицкой обители. [4]

Будучи в свое время настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (1523 — 1526), Митрополит Макарий сохранял с ним постоянные связи в последующее время. Именно этим можно объяснить поставление архимандрита Лужецкого монастыря Гурия (1544 — 1552) настоятелем Троицкого монастыря (1552 — 1554). Затем он был возведен архипастырем на Рязанскую кафедру (1554 —1562). Появление в ряду Троицких игуменов настоятеля в сане архимандрита могло явиться причиной последующего возвышения Сергиева монастыря, поставленного первым в ряду других обителей Русской Церкви.

Под 1546 годом читаем в Пискаревском летописце: «Того же году царь и Великий князь Иван Васильевич пожаловал, указал места архимандриту Троецкому Сергиева монастыря да Кириловскому игумену, да Павнутьевскому да Осифовскому: Троецкому под Чюдовским, а Кириловскому под Авдрониковским, а Павнутьевскому под Богоявленским на Москве за торгом, а Осифовскому под Павнутьевским; а прежде им мест не бывало». [5] Первым в этом списке был поставлен настоятель митрополичьего Чудова монастыря в Кремле, который был основан святителем Алексием (†1378; память 12 февраля) в XIV веке. Летописец, как видим, приписывает инициативу этих назначений царю, но со всей очевидностью в этом «пожалованном указании» видны систематизаторские усилия Митрополита Макария, которые были поданы, однако, через молодого государя. Спустя 15 лет, в 1561 году настоятель Троицкого монастыря был возведен в сан архимандрита и поставлен первым среди настоятелей монастырей Русской Церкви. Им стал Троицкий игумен Елевферий (1560 — 1564). В митрополичьей грамоте, данной первому Троицкому архимандриту были указаны богослужебные отличия при совершении богослужения настоятелем обители, а также перечислены все монастыри, приписанные к Сергиеву монастырю. [6] В службе Митрополиту Макарию об этом говорится так «Троицкия обители настоятеля высоким саном почтил еси, поставив ю превыше всех, темже любовь к Сергию преподобному показуя и грядущая святыя обители предначертавая. Мы же, Святителю, дивящеся твоей премудрости, взываем: моли спастися душам нашим».

На Московском Соборе 1547 года, проходившем под председательством Митрополита Макария, как общерусский святой был прославлен ученик преподобного Сергия — преподобный Никон Радонежский (†1426; память 17 ноября), о чем было сообщено грамотой «в пречестную обитель Пресвятыя и Живоначальныя Троица, духовному настоятелю игумену Ионе и всей яже о Христе братии». [7]

Митрополит Макарий не только прославлял русских святых, но также всемерно содействовал развитию русской агиографии и иконографии. В Великих Макариевских Четиях-Минеях представлено агиографическое наследие преподобного Сергия Радонежского. Вначале помещено его проложное Житие, которому предшествует стих: «Аще и преставися от нас, пастырю добрый, но Богови жив предстоиши». Затем следуют две минейные редакции Жития и Похвальное слово ему. Под 17 ноября читается Житие ученика Радонежского игумена — преподобного Никона. Попутно следует отметить помощь Митрополиту Макарию со стороны Троицкого монастыря в организации работ над Великими Четиями-Минеями: их переплеты делались в Сергиевской обители. [8] За время своего первосвятительства Митрополит Макарий освящал храмы, содействовал основанию новых монастырей, давал грамоты их основателям. Приведем сообщение из малоизвестного летописца Троицкого монастыря об освящении новопостроенного храма на Троицком подворье в Москве «Лета 7065-го (1557)... при Троицком Сергиеве монастыре игумене Иасафе и при келаре Андреяне Ангелове почали делати на Москве церковь великаго чудотворца Сергиа да трапезу и ворота и ограду камену; а совершили церковь в лето 7060 седьмого (1559), месяца сентября в 20 день. А свящали церковь великаго чюдотворца Сергия месяца октября в 16 день, на память святаго мученика Логина сотника, иже при кресте Господни. А свящал церковь Макарей Митрополит всея Русии сам, а с ним владыка Крутицкий Нифонт и архимандриты и игумены; а на освящение был царь и великий князь, и з царицею, и з своими детми: царевичом Иваном и царевичом Феодором, и з братом своим со князем Васильевичем, и со царем Александром Казанским и з боляры; и всенощного и обедни слушал, ел и пировал в новой трапезе и с Митрополитом». [9] Этот храм на Московском подворье Троицкого монастыря до наших дней не сохранился, и о нем мы можем судить только по сохранившимся изображениям.

М.А.Ильин пишет, что «церковь Сергия на Троицком подворье в Московском Кремле органически вписывается в круг памятников башенно-шатрового типа середины XVI века... Она, можно думать, была призвана прославить известного подвижника Русского государства, а потому была наделена необычайными свойствами. Само прославление Сергия в архитектуре храма, видимо, стояло в зависимости от посещения Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Ее архитектура должна была отражать, как и Василий Блаженный, торжество и славу единой Руси». Этот храм преподобного Сергия явился выражением благодарности Преподобному за его незримое молитвенное предстательство при покорении Казани в 1552году.

Келарь Троицкого монастыря того времени, отмеченный в приведенной летописной записи, старец Адриан Ангелов, был интересной личностью. В 1552 году он возил царю под Казань в благословение от Живоначальной Троицы и преподобного Сергия различные святыни. Он же описал взятие Казани русскими войсками. [10] Можно говорить о посредничестве старца Адриана между монастырем и главой Церкви — святителем Макарием. Возможно, через него осуществлялся вопрос о переплете Четиих-Миней. В 1559 году Троицкий игумен Иоасаф (1555 — 1561) через келаря Адриана Ангелова сообщил Митрополиту о чудесах у гроба Новгородского архиепископа Серапиона, погребенного в Троицкой обители. Об этом говорится в Житии святителя: «...игумен же Иосаф з братьею совеща: не просто быти дело се. И посла к Москве, к келарю Андреяну и повеле то сказати подлинно Макарию Митрополиту. Макарий же Митрополит, слышав то преславное знамение, удивися о даровании Божием, яко угодников Своих прославляют и по смерти явлением. Посла ко игумену Иоасафу совет свой». Тогда и было установлено местное празднование святителя Серапиона.

Житие святителя было составлено находившимся на покое «у Троицы» Митрополитом Иоасафом.

Митрополит Макарий вел переписку со своим предшественником на первосвятительском престоле, Митрополитом Иоасафом (1539 — 1542; †1555, память 27 июля), бывшим на покое «у Троицы». В 1549 году он обратился к нему за разъяснениями о бывшем чудовском архимандрите «Исаке Собаке», который затем был «соборне осужден». [11] Сюда, в обитель преподобного Сергия, в 1551 году были присланы «по совету благочестиваго царя и Митрополита» на отзыв материалы Стоглавого Собора, «бывшему Иасафу Митрополиту и Ростовскому архиепископу бывшему Алексею, Чюдовскому бывшему архимандриту Васьяну, и Троецкому бывшему Ионе, и всем соборным старцем». [12]

В 1556 году в Троицкой обители было освобождено место для строительства нового храма. А в 1558 году «благочестивый царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея Русия самодержець со отцем своим Митрополитом Макарием всея Русии и со всем освященным Собором и с ыгуменом и старцы тоя честныя обители помысли совет благ, еже воздвигнута во обители святаго велика церковь в славу Пресвяты[я] Троица и преподобнаго отца чюдотворца Сергия, понеже братству тогда умножившуся, церкви же иже древле от ученика того преподобнаго Никона преже многых времен поставленней чюдне и подписанней, но малей сущи. Самодержец же велию веру имы к Преподобному и о сем велие попечение имея, но обаче помышляше в себе, како воздвигнет церковь вместо преже помянутыя церкве, яже того самого преподобнаго ученик и подражитель Никон воздвиже». Однако Троицкий собор и поныне украшает обитель преподобного Сергия, а в центре ее возвышается Успенский собор, созданный по подобию творения итальянского зодчего в Кремле. Так, соборным решением Троицкий монастырь украсился замечательным памятником архитектуры XVI века.

В 1563 году, незадолго до своей кончины, Митрополит Макарий, возможно, посетил обитель преподобного Сергия, о чем говорится в дипломатических документах того времени. Здесь он поклонился святым мощам великого угодника Божия, печальника земли Русской. Так завершается жизненный путь святителя Макария: он принял постриг в обители последователя преподобного Сергия — преподобного Пафнутия Боровского и перед своей блаженной кончиной возносит молитвы у святых мощей радонежского подвижника.

Обитель преподобного Сергия середины XVI века — выдающийся духовный и культурный центр Русской Церкви. Многообразные связи с ней Митрополита Макария — страница в его многогранной деятельности, свидетельствующая о любви святителя к этой обители и ее основателю, и канонизован Митрополит Макарий в Троицкой обители — 6 июня 1988 года, на Соборе, проходившем в Сергиевой Лавре.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В.Васильев. История канонизации русских святых. М, 1893. С. 156-203; Е.Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви, 2-е изд. М., 1903. С. 92-108; диакон П.Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов. // ЖМП 1979, № 12. С 69-77; архим. Макарий. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 5-22.

[2] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Изд. подготовили: Е.Н.Кличина, Т.Н.Манушина, Т.В.Николаева. Отв. ред. Б.А.Рыбаков. М., 1987. С. 38.

[3] ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 165; прот. П.Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Новгород, 1892. Т. 2. Вып. 1. С. 164-170.

[4] Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре, от основания оной до 1880 года. М, 1880. С. 35. № 364; С. 71. № 778.

[5] ПСРЛ, М, 1978. Т. 34. С. 180. По другому источнику это событие датируется 1547 годом и связано с венчанием первого русского царя (Р.П.Дмитриева. Сказание о князьях Владимирских. М., Л., 1955. С. ИЗ).

[6] Текст соборной грамоты первому Троицкому архимандриту. См.: А.В.Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. М., 1890. Ч. 1. С. 175-183; архим. Амвросий. История Российской иерархии. М., 1810. Ч. 2. С. 99-113.

[7] Н.Лебедев. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482—1563). М., 1877. Прил. С.1.

[8] С.А.Клепиков. Орнаментальные украшения переплетов конца XV — первой половины XVII веков в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 68; он же. Описание древнерусских обиходных переплетов // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М, 1976. Вьп. 2. Ч. 1. С. 56-57.

[9] Прот. А.Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М., 1890. Ч. 2. С. 178; А.Бычков. Краткий летописец Свято-Троицкия Сергиевы Лавры // Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. СПб., 1865. Вып. 3. С. 22.

[10] А.Н.Насонов. Новые источники по истории Казанского взятия // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 3-26; он же. История русского летописца XI — начала XVII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 403-404.

[11] Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н.Н.Покровский. Под ред. С.О.Шмидта. М., 1971. С. 125 и след.; архим. Макарий. Церковный Собор 1549 года // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. № 2 (16). С. 141-145.

[12] Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 2. С. 374.

 

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия Радонежского. «Свет невечерний. Журнал Владимирской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)». 2002, № 2. С. 34-37.