Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Архипастырь, просветитель, администратор и политик \ Всероссийский Митрополит Макарий и проблемы современной церковно-исторической науки

Всероссийский Митрополит Макарий и проблемы современной церковно-исторической науки

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Всероссийский Митрополит Макарий

и проблемы современной церковно-исторической науки

 

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI в. был митрополит Московский Макарий (1563; память. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви, заботясь о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Это патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста царя Иоанна IV. Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом первого царя. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды все с большим успехом осуществил собрание воедино всей духовной литературы того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем митрополита Макария может быть названо время середины XVI в. [1] Он был канонизован в дни празднования великого юбилея — тысячелетия Крещения Руси. О митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература [2]. Однако его труды и их осмысление нуждаются в дальнейшем изучении.

Важнейшее церковное деяние святителя Макария — это соборное прославление сонма русских святых угодников. знаменитые Макарьевские канонизационные Соборы проходили в Москве в 1547 и 1549 гг. Поскольку грамоты Первого сохранились до наших дней, то его результаты известны. Правда, суммирование данных всех списков грамот не свидетельствует об общепринятом представлении о четком делении канонизированных святых на местночтимых и всероссийских. Материалы же второго Собора до сих пор неизвестны и его решения восстанавливаются лишь гипотетически. Поэтому необходимо более тщательное изучение литургической письменности Древней Руси, поскольку именно в богослужебных книгах сохранились грамоты Собора 1547 г. [3] Кроме того, литургическая письменность отражает решения и атмосферу Макарьевских Соборов.

Почитаемый ныне как покровитель книжного делания, святитель в течение своей жизни, как пчела, неленостно собирал книжные сокровища. Собранные святителем Макарием Минеи получили именование Великих по своей значимости и Макарьевских по имени их создателя. Археографическая комиссия проделала большую работу по их изданию до революции. Были изданы месяцы Сентябрь, почти полностью Октябрь, частично Ноябрь, часть Декабря и Января, а также была издана агиографическая часть апрельской Минеи. «На сегодняшний день — это одно из уникальных изданий Русской Православной Церкви» [4]. Его необходимо продолжить и завершить.

О необходимости скорейшего издания Макарьевских Четьих Миней говорилось как в прошлом веке, во время их издания, так и теперь. А.Кадлубовский, активно использовавший Минеи по рукописям, писал в своем агиографическом исследовании «… в конце 60-х годов начато было издание Великих Миней Четьих митрополита Макария, заключающих, между прочим, много текстов древнерусских Житий; к сожалению, это издание до сих пор не исполнено на четверть».[5]  «Конечно, наиболее величественным памятником.. навсегда останутся Четии-Минеи, скорейшее издание которых является одною из насущных задач нашей исторической науки», — писал исследователь Степенной книги П.Васенко [6]. Аналогичны высказывания, сделанные в наши дни: «Ничего сопоставимого по размеру с этим сводом в нашей культуре не предпринималось ни до, ни спустя три сотни лет. Археографическая комиссия, начавшая в конце прошлого века публикацию этого уникального памятника, до конца работу так и не довела. С благоговением берешь в руки ценнейшие тома. Но, прикасаясь к ним, как историк научных знаний, я всякий раз испытываю боль: совсем не обязательно мне было тревожить подлинник, достаточно обратиться к печатной копии. А ее нет. Неужели при современном научном потенциале и типографской технике нельзя завершить предприятие, оказавшееся не под силу старой дореволюционной археографии?» [7]

В наше время в ФРГ началось издание Успенской мартовской Четьи Минеи. В двух уже вышедших выпусках издана большая часть Минеи [8]. Ее издание предполагается сопроводить выпуском сборника статей, посвященного изучению Макарьевских Миней. Но, в целом, это издание малотиражно и практически недоступно. Поэтому необходимо согласиться с В.Кучкиным, что «детальное изучение всех аспектов, связанных с историей Великих Миней Четий… дело не одного поколения будущих исследователей различных гуманитарных специальностей» [9]. Макарьевские соборы по канонизации святых, создание Четьих Миней — эти явления, несомненно, вызвали большой подъем в русской духовной литературе. Окружение митрополита Макария называют Академией [10]. Святитель действительно сплотил вокруг себя духовных писателей, писцов, иконописцев, различных мастеров-умельцев. Максимальное выявление их имен и изучение деятельности каждого — благодарная тема для последующих исследований. Более всего из окружения митрополита Макария известен в науке диакон Иоанн Федоров, служивший в храме Николы Гостунского в Кремле и традиционно именуемый русским первопечатником [11]. Святитель, очевидно, рукополагал его, а позднее благословил печатать книги типографским способом [12]. Имеются различные исследования о духовных писателях — Василии-Варлааме [13], суздальском иноке Григории, игумене Маркелле Безбородом, Ермолае-Еразме [14] и др. Почти ничего не известно об иноке владимирского Рождественского монастыря, который «безусловно входил в число писателей круга митрополита Макария, усиленно трудившихся в середине XVI в. по созданию и усовершенствованию отечественной церковно-служебной и агиографической литературы» [15]. Творчество писателей Макарьевской школы нуждается в более тщательном изучении, соответствующем современному уровню развития науки с археографическим обзором написанных ими произведений и публикации последних.

Личность святителя Макария и его эпоха многогранны и их изучение имеет множество аспектов. Ученые усилия в этой области позволят внести большой в изучение истории XVI в. и эпохи святителя Макария, а также ее значения в развитии русской культуры и письменности.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Макарий, игумен. Болгарский патриарх Евфимий и Всероссийский митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики // Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т.2. С.224. Прим. 18.

[2] См.: Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: XVII-XIX вв.) // Макарий, архим. Московский митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С.281-293; Он же. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: 1902-1980 гг.) // Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5-7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. ч. I. С.148-168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981-1995 гг.) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11-13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С.9-22.

[3] Можно указать содержащийся в рукописном Уставе XVII в. «Указ о новых чудотворцах (список 21 имени русских святых с указанием дня памяти)» (Русская рукописная и старопечатная книга в личных собраниях Москвы и Подмосковья. Каталог выставки. М., 1983. .32-33.

[4] Черепица В.Н. Михаил Осипович Коялович. История жизни и творчества. Гродно, 1998. С.88.

[5] Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы Житий святых. Варшава, 1902. С.5.

[6] Васенко П. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. С.185.

[7] Гаврюшин Н. Что читал Андрей Рублев // Советская Россия. 1983. 4 дек. С.4. См. также: Лихачев Д.С. Мост в будущее // Альманах библиофила. М., 1981. Вып. 11. С.15; Буганов В.И., Зимин А.А. О некоторых задачах специальных исторических дисциплин в изучении и издании письменных источников по истории русского средневековья // История СССР. 1980. № 1. С.121.

[8] В процессе ее подготовки к изданию была выявлена Мартовская Минея Софийской редакции (Серебрякова Е.И. О новонайденном мартовском томе Софийского комплекта Великих Миней Четьих митрополита Макария (предварительные наблюдения // Anzeiger für slavische Philologie. Graz, 1996. Вd. 23. С. 131-158.

[9] Кучкин В. О формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 86.

[10] См.: Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М., 1947. С. 188-207.

[11] См.: Немировский Е.Л. Иван Федоров. Около 1510 — 1583. М., 1985; Он же. Иван Федоров в Белоруссии. М, 1979; Он же. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М, 1974.

[12] См.: Макарий, архим. Начало церковного книгопечатания в Московской Руси // Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. научных трудов. СП6., 1993. С 25-34.

[13] См.: Неберекутина Е.В. Методика атрибуции публицистических и исторических произведений русского средневековья середины XVI в. (Степенная книга. Вопросы авторства): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1988. Машинопись; Даниил, игум. Духовный писатель XVI в. Василий-Варлаам и его литературное наследие. Загорск, 1988.

[14] Макарий, игум. Митрополит Московский Макарий и церковно-литературная деятельность его времени // Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11-18 мая 1987 года. М., 1989. С 275-288.

[15] Дмитриева Р.П. Михаил (сер. XVI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-ХVI в.). Ч. 2: Л — Я. Л., 1989. С. 119.