Главная \ О Храме \ История храма \ Духовенство \ Василий Врублевский, настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери в Лосиноостровской

Духовенство

« Назад

Василий Врублевский, настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери в Лосиноостровской  01.09.2019 17:07

ill_01.jpg

О.Василий Врублевский. Гродно, 1901 г. Источник: семейный архив  Врублевских.

Василий Иванович Врублевский родился 7 марта 1870 года в селе Волька-Выгановская Клещельской волости Бельского уезда Гродненской губернии [1], в семье священника Вольковской Свято-Михайловской церкви Иоанна Андреевича Врублевского и его супруги Доминики Степановны, урождённой Осташевской [2]. Здесь же, в Вольке, прошли детские годы Василия. Большое влияние на формирование личности будущего священнослужителя оказал пример его отца — доброго пастыря и неутомимого труженика на ниве Христовой.

ill_05_roditeli_o_vasiliya.jpg

О.Иоанн Врублевский с супругой Доминикой Степановной и детьми Ниной и Михаилом. Село Дубины Гродненской губернии, 1900 г. Источник: Л.С.Сафонова, История рода Врублевских. Вильнюс, 2007.

По воспоминаниям духовных чад, о.Иоанн Врублевский за годы настоятельства в Вольке превратил захудалый, бедный приход в цветущий уголок, украсил храм и стяжал любовь своих прихожан. Спустя многие годы вольковцы навещали своего наставника, сменившего к тому времени место служения, и обращались к нему за советом и утешением [3].

ill_06_mat_o_vasiliya.jpg

Мать о.Василия, Доминика Степановна Врублевская. Село Дубины Гродненской губернии, 1900 г. Источник: Л.С.Сафонова, История рода Врублевских. Вильнюс, 2007.

Исключительное внимание уделял о.Иоанн делу народного образования. «Вы, учителя, проходите ответственную должность — научаете детей. Учите же их усердно, учите не только грамоте, но и всему доброму и хорошему, чтобы вышли из них люди не только грамотные, но и богобоязненные, усердные к церкви и добрые граждане» — с такими словами обращался о.Иоанн к преподавателям начальной школы [4]. После целого дня, проведённого в нелёгких пастырских трудах, о.Иоанн принимал в своём доме крестьянских детей из окрестных сёл и деревень и, невзирая на усталость, учил их Закону Божию. Позже его усилиями в Вольке было устроено народное училище. Такое трепетное отношение к делу образования о.Иоанн смог передать и своему старшему сыну Василию.

ill_04_vasiliy_vrublevskiy_1882.jpg

Псаломщик Василий Врублевский. Село Половцы Гродненской губернии, 1892 г. Источник: Л.С.Сафонова, История рода Врублевских. Вильнюс, 2007.

В 1880 году Василий поступает сразу в первый класс Виленского духовного училища, минуя класс приготовительный [5]. Отныне он будет лишь изредка навещать горячо любимых родителей. Несмотря на материальные трудности, его отец всегда устраивал так, чтобы Василий, а затем его младшие брат Михаил и сестра Екатерина приезжали домой из Вильны не только в каникулы, но и в праздники Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения.

ill_02_vilenskaya_dukhovnaya_seminariya-1.jpg

Святые врата Виленского Свято-Троицкого мужского монастыря, где с 1845 по 1915 гг. размещалась Литовская духовная семинария. Ок. 1900 г. Источник: Википедия.

В 1884 году Василий оканчивает училище по второму разряду, т.е. твёрдым «хорошистом», и в августе того же года переводится в первый класс Литовской духовной семинарии [6]. Обучение в семинарии было рассчитано на шесть лет. Те семинаристы, кто успешно проходил выпускные испытания и намеревался пополнить ряды духовенства, по окончании курса посвящались в стихарь.

ill_03_vilenskaya_dukhovnaya_seminariya-2.jpg

Литовская духовная семинария. Внутренний двор. 1912-1915 гг. Источник: «Вильно в 1912-15-х годах» (https://humus.livejournal.com/3379548.html)

Первый год учёбы для Василия был труден — не набрав на годичных испытаниях нужных баллов по латинскому, греческому и французскому языкам, он был оставлен в первом классе на повторительный курс [7]. Но в следующих классах Василий прочно занимает место среди учеников второго разряда и в июне 1891 года успешно оканчивает семинарию [8].

karta_03_zelva.jpg

Окрестности м.Зельва Зельвянской волости Волковыского уезда. Ф.Ф.Шуберт. Военно-топографические карты Российской Империи. Масштаб: 3 версты в 1 дюйме. Съемка: 1846-1863 гг. Гродненская губерния.

Осенью 1891 г. Василий Врублевский подаёт прошение о назначении его псаломщиком к Троицкой церкви села Зельва Волковыского уезда Гродненской губернии [9]. Прошение было удовлетворено, и молодой выпускник семинарии отправился на зельвянский приход.

ill_09_tserkov_sela_zelva_nachalo_xx_v.jpg

Церковь Троицы Живоначальной м.Зельва Волковыского уезда Гродненской губернии, место псаломщического служения Василия Врублевского. 1905 г. Источник: сайт "Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры" (https://sobory.ru/photo/360778)

После двух лет псаломщических трудов, 26 февраля 1894 года Василий Врублевский был рукоположен во священники к Успенской церкви села Снитово Вороцевичской волости Кобринского уезда Гродненской губернии. Его хиротонию совершил архиепископ Литовский и Виленский Донат (Бабинский-Соколов, +1896) [10].

karta_04_snitovo.jpg

Окрестности с.Снитово Вороцевичской волости Кобринского уезда. Ф.Ф.Шуберт. Военно-топографические карты Российской Империи. Масштаб: 3 версты в 1 дюйме. Съемка: 1846-1863 гг. Гродненская губерния.

ill_12_tserkov_sela_snitovo.jpg

Современное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Снитово Ивановского района Брестской области Беларуси, первого места священнического служения о.Василия Врублевского. 2014 г. Фото: Е.Никифоров. Источник: сайт «Глобус Беларуси» (https://globus.tut.by/)

На место своего первого иерейского служения Василий Врублевский отправился не один — его сопровождала молодая супруга Мария Фёдоровна, урождённая Харитонова [11]. Здесь, в Снитове, родились все дети четы Врублевских — дочь Варвара, сыновья Михаил и Арсений [12]. Следуя примеру отца, молодой батюшка без ропота несёт пастырские труды, законоучительствует в Снитовской церковно-приходской школе [13], поднимает домашнее хозяйство. В 1898 г. Василий Врублевский получает свою первую награду — медаль в память царствования Императора Александра III [14].

ill_07_vasiliy_vrublevskiy_s_suprugoy.jpg

Василий Врублевский с супругой Марией Феодоровной. Гродно, 1891-1894 гг. Источник: семейный архив  Врублевских.

В начале 1899 г. о.Василий подаёт прошение о перемещении к Георгиевской церкви села Котра Скидельской волости Гродненского уезда [15], и уже в феврале всё семейство Врублевских переезжает на новое место служения, где им предстоит провести шестнадцать лет.

ill_08_semeystvo_o_vasiliya.jpg

О.Василий Врублевский с супругой Марией Феодоровной и детьми Арсением, Михаилом и Варварой. Ок. 1900 г. Источник: семейный архив  Врублевских.

В двуклассной Котранской церковно-приходской школе о.Василий ведёт уроки Закона Божия [16], неоднократно участвует в сборе средств в помощь нуждающихся — погорельцев, вдов священников и пр. [17] Труды Василия Врублевского не раз отмечались священноначалием. Так, в 1901 г. о.Василий награждается набедренником [18], а в 1905 г., «в поощрение беспорочной службы и усердного отношения к благоустройству приходов и церковных школ» — скуфьею [19].

karta_05_kotra.jpg

Окрестности с.Котра Скидельской волости Гродненского уезда. Ф.Ф.Шуберт. Военно-топографические карты Российской Империи. Масштаб: 3 версты в 1 дюйме. Съемка: 1846-1863 гг. Гродненская губерния.

Год спустя о.Василий назначается помощником Скидельского благочинного [20]. Несмотря на возросшее бремя забот, Василий Врублевский не оставляет учительства в церковно-приходской школе. Более того, при ней учреждаются «народные чтения», которые пользуются неизменным успехом у взрослых прихожан [21]. В 1909 г. о. Василий награждается медалью в память 25-летия церковно-приходских школ [22], в 1910 г., ко дню рождения Императора Николая II, — камилавкою [23], а в 1912 г. назначается сверхштатным членом Гродненского уездного отделения Епархиального Училищного Совета [24].

ill_11_tserkov_sela_kotra.jpg

Кладбищенская церковь св. вмч. Георгия Победоносца в с. Котра Гродненского уезда Гродненской губернии, второе место священнического служения о.Василия Врублевского. Начало XX в. Источник: Сайт «Найди свои корни в Беларуси и Литве» (http://www.radzima.net/ru/prihod/kotranskiy.html)

Михаил и Арсений, сыновья о.Василия, по достижении 10-летнего возраста поступили в Жировицкое духовное училище. Однако из-за продолжительной болезни обоих, случившейся в 1908/09 учебном году, они вынуждены были оставить учёбу «по малоуспешности» и впоследствии избрать светские специальности [25]. Так, Михаил до военной мобилизации успел закончить Гродненскую почтово-телеграфную школу и некоторое время потрудиться в Брест-Литовской почтово-телеграфной конторе [26].

К началу Первой Мировой войны в хозяйстве семьи Врублевских в селе Котра имелось 2 лошади, 4 коровы, 2-3 свиньи, около 50 гусей, из инвентаря — молотилка, сеялка, жнейка и соломорезка. Для помощи в обработке причтового земельного надела Врублевские нанимали батрака. Ещё две или три прислуги помогали по дому [27].

С первых дней войны город Гродно оказался на военном положении. Через мобилизационные пункты на фронт отправлялись сотни молодых людей. По распоряжению Святейшего Синода, во многих приходах открывались особые попечительские советы о семьях лиц, находящихся в войсках. В храмах служились молебны о даровании победы русскому оружию, устраивались сборы пожертвований на врачевание раненых и больных воинов. Духовные и светские учреждения отводили помещения под госпитали.

В эти тревожные дни о.Василий, как и многие другие священники Гродненской епархии, активно сотрудничает с Гродненским Благотворительным Обществом [28]. Последнее поддерживало за счёт сбора пожертвований детские приюты, богадельни, устраивало благотворительные лотереи и пр.

К августу 1915 года линия фронта придвинулась вплотную к Гродно. Его жители, а также светские и духовные учреждения начали спешную эвакуацию вглубь страны. После оставления города русской армией клирики Гродненской епархии оказались в разных уголках Российской Империи. Несколько десятков иереев Гродненского уезда нашли приют в Москве и её окрестностях. В их числе был и о.Василий, эвакуированный на станцию Лосиноостровская Северной железной дороги [29].

ill_18_zayavleniye.jpg

Заявление в Церковно-строительный Комитет дачной местности "Лосиноостровская" о.Василия Врублевского о принятии им предложения о переходе на постоянную службу в новопостроенную Троицко-Казанскую церковь. 19 февраля 1917 г. Источник: ЦГА Москвы, Ф. 203, ОП. 763, Д.146а. Л.4.

ill_19_prosheniye.jpg

Прошение о.Василия Врублевского о предоставлении священнической вакансии в новопостроенной Троицко-Казанской церкви. 19 февраля 1917 г. Источник: ЦГА Москвы, Ф. 203, ОП. 763, Д.146а. Л.5.

Сыновья о.Василия находились на фронте [30]; дочери Варвары на тот момент уже не было в живых. Вдвоём с матушкой Марией им пришлось начинать жизнь в новом, незнакомом месте. Первые годы семейство Врублевских проживало, по-видимому, на съёмной даче в местности Лосиноостровская.

В 1916 г., на Страстной Седмице состоялось освящение храма во Имя Троицы Живоначальной в Лосиноостровской, построенного на народные средства по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина [31]. Вероятно, тогда же Василий Врублевский получил разрешение совершать в нём богослужения.

ill_13_kazanskaya_tserkov_v_losinoostrovskoy_1918.jpg

Храм Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской. 1918 г. Источник: экспозиция ГБУК СВАО библиотека № 58 (Анадырский пр., 39, корп. 2).

За непродолжительное время о.Василий так полюбился прихожанам, что уже в феврале 1917 года на очередном заседании Комитета по постройке Троицкой церкви было единогласно принято решение ходатайствовать перед митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским, +1926) о назначении о.Василия настоятелем [32]. 29 июля 1917 года архиепископ Московский и Коломенский Тихон (Беллавин, +1925), будущий Патриарх Московский и всея России своей резолюцией определил священника Василия Врублевского к Троицкой, что в Лосиноостровской, церкви [33]. Так о.Василий стал первым и единственным её настоятелем.

ill_20_rezolyutsiya.jpg

Резолюция архиепископа Московского и Коломенского Тихона (Белавина): «29 Июля 1917. Священник Гродн[енской] Еп[архии] Вас[илий] Врублевский определяется к ц[еркви] при ст[анции] Лосиноостровской, о чем и сообщить кому следует. А[рхиепископ] Тихон». Источник: ЦГА Москвы, Ф. 203, ОП. 763, Д.146а. Л.15об.

Следующие десять лет прошли относительно спокойно. С фронта вернулись оба сына о.Василия. Благодарные прихожане на свои средства выстроили в Лосиноостровской, на 1-й линии Медведковской улицы, дом для семьи Врублевских [34]. В его постройке принимал участие и сам батюшка. Известно, что в начале 1920-х гг. Врублевские, желая вернуться на родину, обращались в посольство Польши для получения визы на выезд, и, по-видимому, получили её [35]. Однако воспользоваться визой так и не смогли: в доме о.Василия в те годы проживал его отец Иоанн Андреевич, которому шёл уже девятый десяток лет. Переживший кончину любимой супруги Доминики Степановны, тяготы эвакуации, он уже не имел сил для выезда за границу. В 1923 г. маститый пастырь, отдавший почти шесть десятков лет служению Богу, тихо почил и был погребён на Раевском кладбище.

karta_06_1913.jpg

Фрагмент карты дачной местности Лосиноостровская (1913 г.) Цифрами на карте обозначены улицы: 1 — Первая линия, 2 — Вторая линия, 3 — Третья линия, 4 — Четвертая линия, 5 — Первый левый проезд, 6 — Нагорный проезд, 7 —  Срединный проезд, 8 — Медведковский проезд, 9 — Осташковское шоссе, 10 — Второй Ваутинский проезд. Источник: «Лосиноостровская» и ее окрестности. Путеводитель и справочная книга. Изд. Об-ва Благоустройства местности Лосиноостровская, 1913. Стрелкой указан земельный участок (№ 106), где впоследствии (1927-1928 гг.) будет выстроен дом для семьи о.Василия.

К тому времени Троицкая церковь начинает именоваться в документах Казанской. Дело в том, что первоначальный проект предусматривал сооружение в Троицком храме придела в честь иконы Казанской Божией Матери, но в силу нехватки средств вместо всего объёма храма была выстроена лишь его придельная часть. Она и дала впоследствии название всей церкви.

В послереволюционные годы о.Василий сплотил вокруг Казанского храма общину, которой в скором времени суждено было пережить череду нелёгких испытаний. С 1928 г. местные власти в лице Городского совета посёлка Лосиноостровский «по настоянию проживающих» неоднократно пытались закрыть церковь. По словам очевидцев тех событий, Василий Врублевский в такие дни обходил весь посёлок, беседовал с его жителями, а затем с большим числом активных прихожан являлся на собрания Горсовета, добивался их срыва и так препятствовал закрытию храма [36].

ill_16.jpg

Дом Врублевских в г.Лосиноостровск Московской области, 1930 г. Источник: семейный архив  Врублевских.

Такое активное противодействие верующих не могло остаться безнаказанным. В начале 1930-х гг. происходит череда арестов, в ходе которых были взяты под стражу сам о.Василий, диакон Казанской церкви о.Стефан Тарасевич, бывший член Комитета по постройке церкви Алексей Александрович Недыхляев, местная жительница Ольга Петровна Блинникова — родная сестра архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Кронида (Любимова, +1937), ныне прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских [37].

karta_07_1952.jpg

Фрагмент «Плана Москвы издания Мосгоргеотреста Архитектурно-планировочного управления г.Москвы» (1952 г.). Цифрами на карте обозначены улицы: 1 — Медведковская 1-я линия, 2 — Медведковская 2-я линия, 3 — Медведковская 3-я линия, 4 — Медведковская 4-я линия, 5 — улица Бабушкина, 6 — Нагорная улица, 7 —  Осташковское шоссе. В 1964 г. улица Разина и Медведковская будут переименованы в Печорскую и Ленскую, Осташковское шоссе — в улицу Лётчика Бабушкина; на месте Медведковской 4-я линий будет проложена улица Енисейская.

Промыслительно, что день ареста о. Василия — 4 ноября 1931 г. — пришёлся на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери. В доме о.Василия сотрудники ОГПУ произвели обыск, в ходе которого была изъята переписка и несколько географических карт. После обыска о. Василий был доставлен в районное управление милиции г.Мытищи, где и происходили его допросы. Спустя несколько дней о.Василий был перемещён в Бутырский изолятор [38].

Уже на следующий день после ареста, 5 ноября, помощник уполномоченного С.А.Кутейников объявил о.Василию постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и об избрании в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей. В этот же день было составлено обвинительное заключение [39].

В основу обвинения Василия Врублевского легли показания нескольких свидетелей из числа жителей Лосиноостровска и окрестных селений. Удивительно, но даже показания наиболее враждебно настроенных к о.Василию лиц рисуют нам образ ревностного служителя Божия, всеми силами пекущегося о своих духовных чадах и прихожанах, талантливого, яркого проповедника и, наконец, человека, способного иметь своё собственное мнение о происходивших в то время в стране процессах, и имевшего смелость не скрывать его.

Не сговариваясь, свидетели отмечали, что о.Василий «имеет хорошее красноречие», «оратор … замечательный и этим самым привлекает к себе массу». Мудрые, обличающие слова священника превратились в показаниях свидетелей в преступление перед законом: «Врублевский по сие время продолжает вести антисоветскую агитацию, возбуждая тем самым и настраивая против Советской власти тёмные массы», «при каждом удобном моменте агитирует против всех мероприятий Соввласти и партии», ко всем мероприятиям Советской власти «относится отрицательно и по-своему растолковывает в массах» [40].

Из свидетельских показаний становится известно об особых отношениях, которые сложились между о.Василием и теми из прихожан, которые в той или иной мере испытали на себе враждебное отношение новой власти, то есть с теми, кого в те годы называли «бывшими людьми», «лишенцами». Двери его дома всегда были открыты для тех, кто искал помощи или участия: «Врублевский … пользуется большим авторитетом среди верующих Лосиноостровска, в особенности среди бывших людей, которые всяческими силами его поддерживают… Часто приходится наблюдать, как к нему на дом почти ежедневно заходят посетители за тем или иным советом». Как один, свидетели отмечают, что «Врублевский … является руководителем всей Лосиноостровской буржуазии, торговцев и лишенцев, повседневно встречается с ними и у себя на дому, и ходит в гости», «пользуется большим авторитетом у местного населения как человек, дающий советы каждому, к нему приходящему» [41].

Один из свидетелей застал на дому о.Василия «сборище священников, но приезжих из Москвы, которые просили его совета, как найти квартиру в Лосиноостровском». Далее тот же свидетель отмечал, что многие из них, по-видимому, действительно переехали в Лосиноостровск, поскольку на тот момент в посёлке проживало более двух десятков священнослужителей [42]. Так о.Василий предстаёт и защитником гонимого духовенства, для которого он, через своих духовных чад и прихожан, подыскивает жильё.

Сухие слова протоколов не могут скрыть от нас тонкое чувство юмора и иронии, что были присущи о.Василию. Сохранилось одно из его высказываний, позже квалифицированное следователем как «контрреволюционная антисоветская агитация, направленная на срыв колхозного  строительства, весеннего сева»: «Что садили картофеля раньше 2 миллиона гектар, нам хватало, посадили 5 миллионов гектар — не стало хватать. В этом году хотят посадить 7 миллионов гектар —  видимо, совсем не будет картофеля» [43].

В своих проповедях о.Василий не боялся в открытую говорить о том, что староста Казанского храма был арестован ОГПУ и, находясь в заключении, подвергался издевательствам и побоям. По словам о.Василия, переданным одним из свидетелей, «притеснение духовенства — это яркое доказательство, что нужно убрать с дороги людей, могущих повлиять на массы, т.е. разъяснить им сущность несчастнейшего положения страны, когда-то богатейшей во всем мире». Единственным спасением государства о.Василий считал «объединение всех верующих у Православной церкви» [44].

Заседание Тройки, состоявшееся 25 ноября 1931 года, приговорило о.Василия к высылке в г.Алма-Ата (Казахстан) сроком на три года, считая с даты ареста. Уже 3 декабря, с очередным этапом, о. Василий был направлен к месту ссылки [45].

ill_14_kazanskaya_tserkov_v_losinoostrovskoy_1931.jpg

Храм Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской. 1933 г. Источник: ГА РФ, ф. Р5263, оп. 1, д. 1298, л.3.

По окончании срока Василий Врублевский смог вернуться в Лосиноостровск, где застал храм разорённым, переоборудованным под школу. Его старший сын Михаил, как бывший колчаковский унтер-офицер, в 1933 г. был арестован и отправлен через Котласский пересыльный пункт в один из лагерей Коми АССР, где и погиб [46]. Тяжкие испытания не сломили дух о.Василия. По воспоминаниям очевидцев, от о.Василия даже тогда исходила какая-то необыкновенная доброта [47].

ill_15_dom_na_meste_tserkvi.jpg

Дом № 4/13 по ул. Рудневой на углу улиц Рудневой и Коминтерна на месте храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской. 2017 г. Фото: М.А.Королев.

Свою земную жизнь пастырь окончил 14 августа 1943 года в Лосиноостровске, в кругу своих близких — младшего сына Арсения, его супруги Пелагеи Фёдоровны и их дочери Евы Арсеньевны. Василий Врублевский был погрёбен на Раевском кладбище, рядом с отцом.

ill_17_mogila_vrublevskikh.jpg

Могила о.Иоанна и о.Василия Врублевских на Раевском кладбище г.Москвы. 2017 г. Фото: М.А.Королёв.

В мае 1993 года на основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» Василий Иоаннович Врублевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской, был реабилитирован [48].

М.А.Королёв

karta_01.jpg

Карта с обозначением мест служения представителей рода Врублевских. Цифрами на карте обозначены места служения представителей рода Врублевских: псаломщика Андрея Врублевского (деда о.Василия) — 1 (с.Малеши Вышковской волости Бельского уезда), о.Иоанна Врублевского — 2 (с.Волька Выгановская Дубяжинской волости Бельского уезда), 3 (с. Половцы Половецкой волости Брестского уезда), 4 (с.Дубины Масевской волости Пружанского уезда), о.Василия Врублевского — 5 (м.Зельва Зельвянской волости Волковыского уезда), 6 (с.Снитово Вороцевичской волости Кобринского уезда), 7 (с.Котра Скидельской волости Гродненского уезда). Основа: Карта «1864-1917. Губернии Северо-Западного края и границы белорусского этноса» с сайта «Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет» (http://history-belarus.by/pages/download/map_wkl.php).

Cо ссылками на источники можно будет ознакомиться в печатной версии жизнеописания о.Василия, находящегося в стадии подготовки.