Главная \ Мы и мир \ Наш район \ Храмы Лосинки

Храмы Лосинки

Храмы Лосинки

Название поселка произошло от большого лесного массива, который простирался между Ярославским и Шелковским шоссе, начиная от окружной железной дороги вплоть до Мытищ, до торфяных болот. В прошлом этот лес назывался «Погонно - Лосиный остров». В старину «островами» называли большие лесные массивы, а Погонно - Лосиный – потому, что здесь устраивалась охота на лосей и другую живность. Поселок быстро разрастался. Около небольшого озерка, где раньше была деревенька Филино, появилось большое имение председателя Московской губернской земской управы Н. Ф. Рихтера.

Первые жители Лосиноостровска были предоставлены сами себе и, уезжая в город на службу в конторы и магазины, оставляли свои семьи под охраной одних собак и надеясь на «авось».

Начало благоустройства поселка относится к 1905 году, когда группа дачников учредила «Общество Благоустройства Лосиноостровска», почетным членом которого избрали московского губернатора В. Ф. Джунковского, впоследствии расстрелянного в 1937 г. на Бутовском полигоне.

losinka2Членами общества была проделана работа по благоустройству и наведению элементарного порядка в поселке.

Лосинка в годы губернаторства Джунковского превратилась чуть ли не в подмосковный курорт. Как писал бывавший здесь художник Константин Коровин, «Лосиная всё больше начинает походить на европейский курортный городок, пожалуй, только более шумный и оживлённый, чем у немцев». 
Мощёные дорожки, освещённые улицы, своя охрана и добровольная пожарная дружина — всё это результаты деятельности Общества благоустройства. Вскоре здесь появляются два храма, школы, больница, аптека, почта (с телефонной связью!), детская площадка, парк с летним театром и синематографом и даже публичная библиотека.

В 1909-10 гг была создана Лосиноостровская вольная пожарная дружина. Вольные пожарные дружины в конце 19 - начале 20 вв организовывались повсеместно на общественные деньги. В разных местах – по разному: где оплачивали труд «каланчистов» - дежурных на каланче, где оплачивали труд пожарных. Как было в Лосиноостровской - нам не известно, но понятно, что Лосиноостровские пожарные существовали на деньги Общества.

losinka3

Фотография Лосиноостровской вольной пожарной дружины из личного архива Свищова-Паола Н.И. (из фонда РГАКФД)

В следующем году установили небольшую телефонную станцию с автоматами. 

В 1909 году наладили выпуск ежемесячного издания под названием "Лосиноостровский вестник". Осенью этого же года в специально выстроенном деревянном одноэтажном здании открылась гимназия.
Затем открылись почтовое отделение, библиотека и аптека с маленькой амбулаторией, а также магазин Общества потребителей. 
В декабре 1910 года Лосиноостровский Вестник № 16 публикует статью, в которой сообщает, что 19 декабря 1910 года на общем собрании Общества Благоустройства местности Лосиноостровская был заслушан доклад Правления об открытии при их Обществе Публичной библиотеки.обрание избрало временную комиссию для выработки инструкции. В комиссию были избраны г-жи А. Г. Красовская, Л. А. Лори, О. В. Чирикова и г-н А. Л. Миллер. 
Г-жа Чирикова, собравшая в библиотеку 250 рублей и передавшая их Обществу на эту цель, являлась собственно инициатором по устройству публичной библиотеки в поселке Лосиноостровский. Собрание также выразило благодарность г-ну Миллер А. Л., который тоже оказывал помощь.

losinka4

19 февраля 1911 года исполнялось 50 лет со дня освобождения крестьян. «Общество Благоустройства местности Лосиноостровская» решило увековечить эту дату открытием в поселке обще У Удельного ведомства императорской семьей для нужд Убежища был выкуплен участок на углу Безымянного и Церковного проезда (назван в 1907 году; в городе Бабушкин именовались Комсомольским и Ульяновским проездом, ныне Федоскинская улица и Хибинский проезд). Кирпичное здание Убежища было построено в 1906 году в сосновом лесу, и рассчитано изначально на 12 человек. ственной библиотеки.

Приводим отрывок из газеты «Лосиноостровский вестник» № 17 за январь 1911 г.

«…В ознаменование пятидесятилетнего юбилея со дня 19-го февраля 1861 года в 1 час дня 19 февраля сего года Обществом Благоустройства открывается публичная библиотека. Временно она будет помещаться в павильоне Общества на площадке в Парке. После открытия библиотеки состоится торжественное заседание господ членов Общества и их гостей в помещении гимназии Общества…» Местный священник о. Виноградов отслужил молебствие по поводу открытия библиотеки.

Названа она была «Публичной библиотекой Общества Благоустройства местности «Лосиноостровская».

В ноябре 1911 года библиотека из павильона на площадке в парке была переведена в принадлежащее Обществу Почтовое Отделение, которое находилось на углу Станционного проезда и Осташковского шоссе.

losinka5

В № 40 «Лосиноостровского Вестника» за 1913 год можно было прочесть отчет публичной библиотеки Общества Благоустройства за 1912 год. «…Библиотека помощью субсидии, получаемой от Московского Уездного Земства, и благодаря безвозмездному труду членов библиотечной комиссии, распределивших между собой регулярные дежурства по выдаче книг и по производству кропотливой внутренней работы, удвоила за истекший год состав книг и значительно расширила свой круг читателей.» Интересны статистические данные (за 1911 год) :

Состав подписчиков:
Мужчин - 21% 66 чел.
Женщин - 37% 115 чел.
Детей - 42% 120 чел.

Наибольшим успехом пользовались следующие авторы: Л. Н. Толстой – 151 требование, Немирович - Данченко – 108, Амфитеатров – 102, Куприн – 98, Тургенев – 87, Лукашевич – 81, Чарская – 81, Потапенко – 80, Данилевский – 72, Достоевский – 71, Чехов – 71.»

Скоро библиотеке стал мал зал в Почтовом обществе и ей Общество благоустройства местности Лосиноостровская выделило поместительный зал в новом здании, построенном для Лосиноостровской пожарной дружины.

losinka6

Здание нового Пожарного Депо Лосиноостровской Вольной Пожарной Дружины было открыто 29 июня 1914 года в день праздника Лосиноостровской Вольной Пожарной Дружины. Построено было по проекту архитектора С. Н. Струкова, из дерева на каменном фундаменте с бетонными полом и печами.

Второй этаж предназначался Публичной библиотеке общества.

Последний отчет Публичной библиотеки был датирован 1916 годом. В нем говорилось, что «библиотека значительно разрослась, обслуживая все более и более широкие слои населения поселка. Библиотека лишь в летние месяцы обслуживалась платным трудом, когда пользование было особенно интенсивно. Состав подписчиков, как и ранее, был самый разнообразный, а именно:
юристов – 8, инженеров – 5, лиц медицинского звание - 28, военных – 5, учащихся – 36, занимающихся домашним хозяйством – 121, учащихся в высших учебных заведениях – 45, в средних учебных заведениях – 195, низших – 65, детей дошкольного возраста – 30, крестьян и рабочих – 21, железнодорожных служащих – 29.

Всего за год выдано 8292 книги против 5305 прошлого года.

Количественный состав библиотеки на 31 декабря 1915 года выражался в 2283 номерах при общем количестве 3303 тома. За истекший год прибавилось 197 номеров при 209 томах…»

Последний номер газеты «Лосиноостровский вестник» датирован 1917 годом….

В западной части поселка было имение братьев - банкиров Джамгаровых. И дачный поселок, образовавшийся возле их дач, стал носить имя Джамгаровки. Один из братьев Джамгаровых, Иван Исаакович, входил в Благотворительный тюремный комитет и в числе прочего заботился о детях заключённых, некоторые из них летом выезжали в Лосиноостровскую, под опеку жены Джамгарова. Много заботилась о благоустройстве нового дачного посёлка также семья Гринёвых. На лето в Лосиноостровскую приезжали воспитанники нескольких детских учреждений — Городского сиротского приюта имени братьев Бахрушиных, приюта имени доктора Ф. П. Гааза, Елизаветинских Алексеевских яслей. После революции, конечно, ни о каком отдыхе сирот не могло быть и речи.

В 1920-х годах продолжалось культурное развитие посёлка; на Осташковском шоссе был организован опытно-лабораторный музей по изучению района.

В 1925 Лосиноостровской был присвоен городской статус. Население нового города быстро росло; Лосиноостровск развивался уже как город-спутник Москвы. В 1929 железная дорога, связывавшая город с Москвой, была электрифицирована. Уже в 1920-х годах в Лосиноостровском появилось электрическое освещение. С 1930-х годов в городе началось развитие промышленности; были введены в эксплуатацию мебельная фабрика, фабрика музыкальных инструментов, завод по производству железнодорожных систем сигнализации и др.

В 1939 город был переименован в честь полярного лётчика М. С. Бабушкина, родившегося близ Лосиноостровской (ныне в Бабушкинском ПКиО имеется памятник лётчику; в его честь названа также одна из главных улиц района). Основной улицей города была Советская (ныне — Рудневой).

Главным местом отдыха горожан являлся Бабушкинский парк культуры и отдыха, где располагался деревянный кинотеатр «Бабушкинский» (ныне на его месте стоит кинотеатр «Арктика»); в парке было несколько скульптурных композиций, из которых до наших дней дошёл лишь памятник А. С. Пушкину. В 1960 город Бабушкин вошёл в состав Москвы.

В 1950-е—1960-е значительная часть района была застроена типовыми кирпичными домами, преимущественно пятиэтажными.

В 1970-х застроены кварталы к северу от улицы Малыгина, а также Напрудные улицы. На месте джамгаровского усадебного дома построен госпиталь ветеранов войн. О дачном прошлом района еще недавно напоминал двухэтажный деревянный дом 1910-х годов постройки (ул. Изумрудная, 18/14), уступивший место бетонному монстру, яблоневые сады в парке «Торфянка» и многочисленные вишнёвые деревья в городских дворах.

Ещё в начале 1990-х годов в районе было больше зданий, помнивших дачную жизнь старой Лосинки; это сгоревшие дома у станции Лосиноостровская и на улице Коминтерна (последний — дача 1910-х годов — был построен в стиле модерн).

В соответствии с законом города Москвы № 32 от 16 июля 1997 года образован район Лосиноостровский. В составе района Лосиноостровский находится не вся территория бывшего города Бабушкина. Часть территории отдана районам Свиблово, Ярославскому и Бабушкинскому.

Что представляет из себя современная Лосинка?

Численность населения по итогам переписи населения 2010 года — 79,58 тыс. чел. Общая площадь района — 554 га (при этом застроенных земель — 370,3 га). По национальному составу большинство населения — русское (так, в 1993—2003 годах русские составляли свыше 88 % населения, что выше, чем в среднем по городу).

В районе — один из самых высоких в округе показателей рождаемости (превышающий среднегородской); однако здесь, по данным 1999 года, и выше смертность, чем в среднем по округу, что можно объяснить давним заселением района и «старением» населения.

Как написано на сайте Управы Лосиноостровского района: «Район Лосиноостровский, при отсутствии крупных промышленных предприятий имеет развитую инфраструктуру.»

С 2006 года главой Управы является В.И.Крамар, которого жители знают, как энергичного и отзывчивого человека.

Но до сих пор в Лосиноостровском районе нет ни одного православного храма. Есть часовня в честь прп. Сергия Радонежского, любимая жителями района, но в часовне невозможно служить Литургию – основное православное богослужение.

В рамках «Программы 200» - программы строительства 200 православных храмов в г.Москве в Лосиноостровском районе запланировано строительство двух храмов. Один - в районе пруда «Торфянка», в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятель – священник Олег Шалимов; другой – на ул. Стартовой, в честь Собора новомучеников и исповедников Российских, настоятель – прот. Александр Тимофеев.

Вокруг пастырей сложились приходские общины. Несмотря на отсутствие даже крыши над головой верующие из общин еще не построенных храмов принимают участие в жизни района.

За два года существования общин кое-что сделано: помогли суровой зимой обеспечить бродяг теплыми вещами и едой, принимали участие в ежегодной акции «Семья помогает семье», устраивали веселые праздники для малообеспеченных семей в ЦСО Лосиноостровского района. Прот. Александр Тимофеев проводит регулярные занятия в воскресной школе для взрослых, которая занимается на квартире одной из прихожанок. Верующие из Казанской общины занимаются краеведческими исследованиями, благодаря которым мы можем познакомить читателей этого сайта с новыми страницами из истории Лосиноостровского района.

Храмы и храмоздатели

Русский человек начала ХХ века не мыслил свое существование без православного храма. Поэтому, уже в 1906 году, когда население этого дачного места едва достигало 15 тыс. человек, началось строительство храма свт. Николая Чудотворца при богадельне, а если точнее - храм свт.Николая Чудотворца при «Убежище для лиц женского пола, имеющих медицинское звание».

Но этот храм не стал приходским из-за своей малой вместимости. Позже, в 1914 – 16 гг. был построен храм св. мучч. Адриана и Натальи по правую сторону от железной дороги.

А в 1916 году по левую сторону железной дороги был построен один из приделов храма Живоначальной Троицы – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Познакомимся кратко с историей этих храмов:

1. Храм свт. Николая Чудотворца при убежище для лиц женского пола, имеющих медицинское звание (сведения с сайта www.temples.ru)

Дата постройки последнего здания: 1906-1908 Убежище для женщин медицинского звания открыто 29 апр. 1904. Деревянная домовая церковь в древнерусском стиле строилась с 1906, освящена в марте 1908. Была приписана к храму в Тайнинском. Закрыта около сент. 1924, здание сломано.

 losinka7

На открытке вид на здание, выполненное с запада на восток
(в сторону Ярославского шоссе от Ярославской железной дороги).

"Убежище для лиц женского пола, имеющих медицинское звание, и впавших в неизлечимое состояние, единственное в России" - его полное наименование в старых путеводителях. 

Общество для устройства убежища было основано Раисой Самойловной Знаменской (Святловской в первом браке), одной из первых русских женщин, получивших медицинское высшее образование. Родилась она в 1849 году. Стала писательницей, доктором медицины. Высшее образование получила в Бернском университете, где была в числе первых женщин, посвятивших себя изучению медицины. В 1868 г. она основала в Москве первую бесплатную Воскресную школу для детей и первую детскую библиотеку. Участвовала первоначально в качестве врача от русского Красного Креста, затем в качестве военного врача Сербской службы в войнах Сербско-турецкой и Русско-турецкой (1876 - 1877), заведуя белградским военным госпиталем. По окончании войны Святловская поселилась в Москве, где читала лекции по гигиене на высших женских курсах и была ординатором лечебницы «Человеколюбивого общества». В 1897 г. (иногда упоминается 1899 год) Раиса Самойловна основала в Москве первое в России убежище для престарелых и неспособных к труду женщин медицинского звания. Скончалась Р.С. Знаменская в Евпатории, на 70 году жизни, похоронена в Петербурге.

У Удельного ведомства императорской семьей был выкуплен участок на углу Безымянного и Церковного проезда (назван в 1907 году; в городе Бабушкин именовались Комсомольским и Ульяновским проездом, ныне Федоскинская улица и Хибинский проезд). Кирпичное здание Убежища было построено в 1906 году в сосновом лесу, и рассчитано изначально на 12 человек. При здании был деревянный храм Святителя Николая Чудотворца (приписанный к храму в Тайнинском). В 1914 году был заложен второй корпус на 12 человек, на средства, собранные заведующей Убежищем доктором Марией Петровной Лихаревой. Некоторое время (1911-1912) священником домового храма был о. И.Виноградов, единственный в России тогда священник-юрист. 

Будучи в сане, он окончил в 47 лет Юридический факультет Московского университета. В 1924 году храм был закрыт, в конце 1930-х сломан. 

Дальше на его месте устроили танцевальную площадку, потом огороды.

В память о храме у метро Бабушкинская, современная деревянная часовня освящена во имя святителя Николая.

2. Храм св. мучч Адриана и Натальи, действующий до сих пор. Церковь мучеников Адриана и Наталии была построена в 1914-1916 годах рядом с посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Капитал на строительство (15 тысяч рублей) выделил потомственный почётный гражданин Москвы Александр Иванович Иванов, собственную землю (1,736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов.

losinka8

Проект здания разработали архитектор Владимир Дмитриевич Глазов и инженер С.М. Фоминский. Храм задуман в неорусском стиле с использованием новгородско-византийских мотивов. 

Строительными работами руководил архитектор Сергей Михайлович Ильинский. Храм св. мучч. Адриана и Натальи был построен, потому что маленький храм при богадельне не мог вместить всех желающих помолиться.

Ниже представлены фотографии, освещающие исключительный момент в истории храма св. мучч. Адриана и Натальи – посещение этого храма свт. Тихоном, Патриархом Московским. Пока не найдено ни документов, ни воспоминаний, рассказывающих об этом событии, кроме этих фотографий из личного архива известного в начале века фотографа Н.И. Свищова-Паола.

Вот как описывает посещение московского храма Неопалимая Купина Святейшим Патриархом Тихоном в 1924 году Анатолий Свенцицкий, автор книги «Невидимые нити»: «Патриарх вот-вот должен подъехать. Люди толпой окружили храм, ждут. Ждет настоятель, ждет многочисленное духовенство. Ударяет главный колокол. Через несколько минут к ограде храма подъезжает коляска: широкие шины на колесах, вороная лошадь, важный кучер в поддевке. Рядом с кучером – коренастый человек в подряснике, подпоясанный крупным диаконским поясом, бородка пострижена. Улыбается. «Отец Максим Михайлов» - радостно шепчет народ (протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов – позже певец, солист Большого театра).

 losinka9

Общий вид храма, местные жители в ожидании приезда Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
Из фонда РГАКФД г. Красногорск.Личный архив Свищова-Паола Н.И.
Дата съемки: 1917. Место съемки: Россия, Московская губ.

losin10

Патриарх Тихон выходит из храма после окончания службы.
Из фонда РГАКФД г. Красногорск. Личный архив Свищова-Паола Н.И.
Дата съемки: 1917. Место съемки: Россия, Московская губ.

В храме св. мучч. Адриана и Натальи бывал и Святейший Патриарх Пимен.

В этом храме служили одно время будущие новомученики: прот. Владимир Моринский и диакон Григорий Самарин. 

 

Жития священномучеников

Священномученик ВЛАДИМИР 

Владимир Александрович Моринский (24.06.1883, г. С.-Петербург - 15.09.1937, Казахстан, память 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).

losin11

Родился 24 июня 1883 года в Санкт-Петербурге. Отец Владимира был певчим в церковных хорах. Мальчик рано осиротел, был отдан на воспитание в патронажный частный церковный хор.

В 1903 г. вместе с церковным хором Владимир переехал в Москву, пел в московских храмах. В 1912 г. получил место учителя пения в г. Клину Московской губернии, одновременно в течение полугода был регентом соборного хора. Затем переехал в село Спас-Квашонки Калязинского уезда Тверской губернии, преподавал пение в местной школе, возглавлял церковный хор. В 1916 г. Владимир был призван в армию, служил рядовым в 238-м запасном стрелковом пехотном полку в Орле. В 1917 г. вернулся в Москву, преподавал пение в школах, с 1924 г. работал в различных советских учреждениях, пел в церковном хоре и готовился к принятию священного сана. Владимир и его супруга не имели детей и взяли на воспитание мальчика-сироту.

27 июля 1934 г. был рукоположен во диакона, в августе - во священника к храму мучеников Адриана и Наталии в г. Лосиноостровская под Москвой (ныне в черте Москвы). Ревностно исполнял обязанности пастыря, вскоре стал известен как усердный молитвенник и подвижник. Позднее на следствии по делу отца Владимира свидетели рассказывали, что по молитвам священника происходили исцеления.

1 апреля 1935 г. священник был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в том, что «систематически проводил антисоветскую агитацию, занимался кликушеством, распространял провокационные слухи о гонении на православную церковь в СССР». Отец Владимир с обвинением не согласился. 8 июня Особое совещание при НКВД СССР приговорило священномученика к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, он отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского лагеря, где работал заведующим фуражным складом.

1 сентября 1937 г. отец Владимир был вторично арестован в лагере в ходе следствия по групповому делу епископа сщмч. Дамаскина (Цедрика), обвинен в том, что, «будучи заключенным и отбывая наказание в Карлаге НКВД... продолжал свою контрреволюционную деятельность, выражавшуюся в том, что собирались... Цедрик, Моринский и Лилов и устраивали пение молитв в здании почтовой экспедиции, с Горячевым неоднократно устраивали чтение вечерних молитв, а также убеждали заключенного не отказываться от священного сана». Виновным в «контрреволюционной деятельности» священник себя не признал. На допросе заявил: «Своих убеждений предавать не собираюсь и буду верить до конца своей жизни. Я с этим родился, так с этим и умру».

Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 г. в один день со священномучениками Дамаскином, протоиереем Евфимием (Горячевым) и другими — 15 сентября. Прославлен юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.

Память — 2 (15) сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

(Сайт храма святых мучеников Адриана и Наталии)

В протоколе допроса еп. Дамаскина (Цедрика) есть такие слова:
В мае сего года Цедрик в присутствии заключенных говорил, что: «Придет время, когда люди с ужасом будут вспоминать о том, что мы сейчас переживаем». 

Священномученик ГРИГОРИЙ

Григорий Васильевич Самарин (9.01.1893, с. Салмановка Наровчатского у. Пензенской губ .- 11.07.1940, ст. Известковая Дальневосточной железной дороги, память 28 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

losin12
Сщмч. Григорий Самарин. Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г.

Григорий Васильевич Самарин родился 9.01.1893 в селе Салмановка Наровчатского у. Пензенской губ. диакон.

Из крестьянской семьи. Окончил сельскую школу в с. Салмановка и Пензенское ДУ. В 1914 г. призван в армию, направлен в Ср. Азию. Находясь на военной службе, с 21 окт. 1914 г. нес послушание псаломщика в храме во имя арх. Михаила в г. Керки Закаспийской обл. В 1918 г. демобилизован, переехал в г. Верный (ныне Алма-Ата), где познакомился со священииком сщмч. Василием Горбачёвым, с которым его потом связывала многолетняя дружба. С окт. 1919 г. назначен псаломщиком к Покровской церкви с. Высокое Чимкентского у. Сыр-Дарьинской обл. Туркестанской АССР, 9 февр. 1920 г. рукоположен во диакона.

27 сент. 1922 г. назначен диаконом к Иосифо-Георгиевскому соборному храму в Ташкенте. В авг. 1923 г. вернулся в Салмановку, где служил в храме во имя Архангела Михаила. В мае 1925 г. назначен в церковь Вознесения Господня в г. Спасске Пензенской губ. 20 апр. 1931 г. переведен в храм во имя св. мучеников Адриана и Наталии в г. Лосиноостровске Московской обл. С 20 апр. 1935 г. - диакон в церкви св. апостолов Петра и Павла в г. Коломне, где встретился со священником Василием Горбачёвым.

Григорий пользовался большой любовью и уважением прихожан, которые долго с благодарностью вспоминали, как благоговейно и вдохновенно он пел и читал ектении на службах. Был награжден двойным орарем (1933 г.)

11 авг. 1937 г. арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической организации» вместе с большой группой коломенских священнослужителей. Был помещен в тюрьму Коломны, затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

Отказался признать себя виновным в предъявленных обвинениях. 9 окт. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила Григорий к 10 годам ИТЛ. Срок отбывал в Буреинском ИТЛ (Бурлаге) на территории Еврейской автономной обл. Скончался в лагере. Имя Григория включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 7 окт. 2002 г. 

На сайте храма можно подробнее познакомиться с историей храма.

Самое главное, что на протяжении почти 100 лет храм не закрывался.

Сейчас этот храм – единственный на весь Ярославский район, население которого на 1 января 2010 года составило 85,5 тыс. человек. 

Группа православных преподавателей МГСУ, находящегося на Ярославском шоссе много лет пытается подвинуть руководство Строительного Университета на создание храма в честь свт Филиппа митрополита Московского. Но, к сожалению, пока это дело не сдвинулось с мертвой точки. Ясно, что один храм на 85,5 тыс. жителей – это нонсенс.

В воскресные дни и праздники трудно выстоять в переполненном храме семье с детьми, престарелым и инвалидам. Как хотелось бы, чтобы вопрос о строительстве храма на территории МГСУ, который бы могли посещать и местные жители, решился положительно. 

3. Храм Казанской иконы Божией Матери, располагавшийся на ул. Рудневой (примерно, где аптека). Вот сведения о нем с сайта www.temples.ru:

Дата постройки последнего здания: 1916-1917

Троицкая церковь при дачном посёлке заложена 6 марта 1916. Проект арх. В. А. Мазырина. Планировался к постройке достаточно поместительный деревянный храм с двумя звонницами над западными углами здания. Однако в 1916-1917 удалось выстроить только правый Казанский придел со звонницей, при котором в мае 1917 был открыт самостоятельный приход. Храм закрыт не раньше 1925, разобран перед войной. 

Вот сведения с сайта Википедия, статья «Лосиноостровский район»: В 1925 станции Лосиноостровской был присвоен городской статус. Первый горсовет разместился в помещении бывшей деревянной церкви Святой Троицы на Советской улице (позднее переехал в пятиэтажный жилой дом, ныне № 20/2 по улице Коминтерна). Больше об этой церкви сведений нет.

Современное состояние.

Обращаем Ваше внимание, что эти три храма были построены в начале ХХ века, когда население станции Лосиноостровской составляло около 15 тыс. человек.

Сейчас на 79,8 тыс. человек (население Лосиноостровского района по переписи 2010 г.) нет ни одного православного храма. В районе существует церковь евангельских христиан-баптистов «На Лосинке».

losin13На ул. Малыгина стоит часовня прп.Сергия Радонежского, приписанная храму св. мучч. Адриана и Натальи. Верующий народ любит там молиться, но ведь там нельзя причаститься, а Причастие – основа жизни православного человека. Без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную. Ведь сказано в Евангелии:» Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в «последний день». (Ин.6,53-54).

Насколько народ любит свою часовню, настолько противна она врагу рода человеческого.

В этой часовне, в ночь с 30 на 31 декабря 2010 года, убили сторожа Константина Михайловича Арпентьева (родился 02.06.1971 г.)

Дата 30 декабря, когда Святая Церковь поминает трех отроков в пещи, вообще значима для Лосиноостровского района. 

30 декабря 1941 года на ст. Лосиноостровской взорвался эшелон, везший 18 бригаду войск ВДВ на фронт и погибли почти все 400 бойцов. Об этом более подробно – см на этом сайте.
Убийство сторожа Константина в ночь с 30 на 31 декабря 2010 прошло как-то не очень заметно для людей. Сторож и при жизни был не очень заметным, тихим, исполнительным человеком.

«Что скажешь – то сделает, и сделает на совесть» - такое мнение о нем сложилось у работающих в часовне.

losin14По нынешним временам это редкое качество. Он приехал из Молдавии, у него не сложилась семейная жизнь. О причинах приезда его в Москву он не любил говорить «Да ну..», - скажет, и махнет рукой.

В эту ночь, последнюю для него на земле, он изготавливал иконы для Кашинского Клобукского монастыря, расположенного в Тверской области.

Монастырь не богатый, и матушка игумения придумала – наклеить на деревянное основание изображение чтимых икон из старых православных календарей и повесить в храме. Вот это искусно делал Константин, и надо ли говорить, что бесплатно?

30 декабря, ночью, в сторожку зашли несколько человек и требовали у Константина ключи от часовни. У него их не было, а если бы и были, то он не отдал бы.

В этом уверены работники часовни. Неизвестные связали его, рот заклеили скотчем. Так нашли его утром 31 декабря, на полу, мертвым. Похоже, что его мучили. Украли ценные вещи, что были в сторожке. Но приехавшие представители следствия написали: «Смерть произошла от падения».

«Мне отмщение, Аз воздам» - утешаемся этими словами. Надеемся, что сподобимся узнать о нем и написать поподробнее. Смерть этого человека показала, что жизнь его была угодна Богу.

В часовню народ идет и идет, особенно в дни православных праздников.

Ананьева Т.Е