Главная \ Богослужения \ О таинстве Брака (венчание)

О таинстве Брака (венчание)

О таинстве Брака (венчание)
О таинстве Брака (венчание)

В нашем храме таинство Венчания совершается по воскресеньям кроме особых дней с 13.00.

Запись производится не менее чем за неделю в церковной лавке храма.  

Венчание не совершается:

  1. В течение всех четырех многодневных постов;
  2. Во время Сырной седмицы (Масленицы);
  3. На Светлой (Пасхальной) седмице;
  4. В период Святок: от Рождества Христова (7 января по н. ст.) до Крещения Господня (19 января по н. ст.);
  5. Накануне двунадесятых и великих праздников;
  6. Накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  7. Накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н. ст.);
  8. Накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н. ст.);
  9. Накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.


В Церкви значение брака ценится столь высоко, что он рассматривается как таинство. А любое таинство в Церкви — прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь. В таинстве Брака молодожены получают от Бога особые дары, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары не гарантируют счастливой семейной жизни. Христианский брак — это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, и ведет их к небу. Это путь, но не дорожка эскалатора. Идти по нему тяжело, и человеческих сил порой не хватает. Дары благодати, полученные христианскими супругами в таинстве Брака, предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути.

В Евангелии Христос говорит о браке: ...Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). Смысл брака в том, чтобы двое стали одним!

Прекрасными можно назвать слова митрополита Антония Сурожского, который говорит о браке: «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».

В христианском браке человек понимает, что красота души, достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как отблеск красоты Божьего образа. Взгляд друг на друга, как на икону Создателя, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.

Чтобы окончательно понять разницу между церковным браком и гражданским, следует посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). 

В христианском браке муж и жена верят, что физическая смерть не разрывает единства их любви и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «...в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».

Церковно-канонические препятствия к браку

Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.

Не допускается вступление в брак более трех раз (то есть венчание может совершаться только три раза).

Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.

Не венчают брак, если один из пары фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению венчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка, и между крестными родителями и крестниками.

Не венчается брак, если хотя бы один из венчающихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).

Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными условиями для вступления в брак.

Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию. 

Для совершения венчания потребуется:

  1. Свидетельство о браке;
  2. Обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или в церковную лавку;
  3. Две иконы — с изображением Спасителя и Божьей Матери;
  4. Две венчальные свечи;
  5. Рушник (специально украшенное белое полотенце), если венчаются молодожены, впервые вступающие в брак (рушник является традицией, для совершения таинства его наличие не обязательно);
  6. 4 салфетки (они потребуются, когда венчающиеся будут держать в руках горящие свечи, а шаферы — венцы над головами венчающихся).

При необходимости в церковной лавке храма можно заранее приобрести иконы, свечи, рушник, салфетки и обручальные кольца.

Как Церковь относится к браку?
Как Церковь относится к браку?

Христианская идея брака основывается на словах Христа, что мужа и жену следует рассматривать как единый организм. Именно на это указывает евангельский текст о том, что двое становятся одной плотью: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). И христиане полагают, что, когда Иисус произносил их, Он констатировал факт, так же как констатацией факта были бы слова, что замок и ключ составляют единый организм или что скрипка и смычок представляют собой один музыкальный инструмент. Он, Творец человека и всего мироздания, сказал нам, что две человеческие половинки — мужская и женская — созданы для того, чтобы соединиться в пары, причем не только для половых отношений; союз этот должен быть всесторонним.

Благословенный Господом супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28).

Первое чудо, которое сотворил Господь в Своем земном служении, было чудо превращения воды в вино на брачном пиру в Кане Галилейской. Поскольку Сам Бог посетил брачный пир, то мы можем сделать вывод, что брак — нормальная, негреховная составляющая человеческой жизни. И Бог благословляет радость брака, он не ханжествует, рассуждая: «Зачем этим людям слишком много пить? Достаточно им того вина, которое у них есть». Бог знает, что жизнь человеческая должна вмещать радость.

В нормальный брак вступают мужчина и женщина (что бы там ни пытались утверждать некоторые люди с некоторыми отклонениями). А особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном дополнении.

Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7, 8), тем не менее осуждает лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4, 2-3). Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку».

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-33).

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения таинства Брака.

«Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», — писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы <...> супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что «брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим».