Главная \ Жизнь общины \ Паломнические поездки \ Поездка в город Переславль-Залесский

Паломническая поездка в город Переславль-Залесский

Поездка в город Переславль-Залесский

16 декабря 2017 года состоялась поездка в один из старейших городов России — Переславль-Залесский. Этот город, ровесник Москвы, основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году и расположен на холмистых берегах Плещеева озера.

Галерея_Переславль

Первым паломников встретил Феодоровский женский монастырь. Несмотря на близость к оживлённой трассе, за стенами обители тихо и благоговейно. До наших дней сохранились: Феодоровский собор (XVI век), церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (XVIII век) и Казанской иконы Матери Божией (XVIII век).

Следующим по маршруту был Никитский мужской монастырь, расположенный на окраине в северной части города на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.

Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая вериги и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов. Среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении не далеко от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702 г. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.

Далее на красной площади в городе паломники посетили древнейший храм в Переславле-Залесском – Спасо-Преображенский собор. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Высокие земляные валы ровесники собора также сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже.

Белокаменный собор невелик по площади, он строился для небольшого числа молящихся: приближенных князя, воинов, городской знати. Территория, обнесенная валами, была по сравнению с многими древними городами довольно большой, и кроме Спасского собора здесь было множество других храмов для простого народа. Собор был поставлен не в центре города, а вблизи крепостного вала. Здесь же, у северного вала, располагались деревянные княжеские палаты, из которых вел ход прямо на хоры собора. В сущности, это был дворцовый княжеский храм. Наименование собора он получил благодаря тому, что здесь проводили службы высшие иерархи Церкви.

Последним паломники посетили Никольский монастырь, расположенный в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря. Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.

После прихода советской власти, в 1923 г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны. После возвращения монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классических форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле». Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор, стилизованный под древнерусскую архитектуру, возвышается посреди монастырского двора.

Основанный как мужская обитель, монастырь по предложению переславского гражданина А. Варенцова в 1899 г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни здесь также располагается женский монастырь.

Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.