Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Почитание: иконография и гимнография \ Митрополит Макарий в православной гимнографии

Митрополит Макарий в православной гимнографии

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Митрополит Макарий в православной гимнографии

Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф.Г.Спасский пишет: «Церковно-литургическое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа... Литургические памятники Православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры.

В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое употребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов» [1]. Как отмечает епископ Вениамин (Милов), «в светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох» [2].

Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. Прежде всего подвиги и добродетели Митрополита Макария прославляются в службе Святителю, составленной в наши дни после его канонизации в 1988 году [3]. Отмечается, что в Службе он почитается прежде всего за свои просветительские труды [4]. Однако его имя можно встретить и в других богослужебных текстах. В древних списках имя Святителя встречается в тех местах, где о нем возносятся молитвы как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви [5]. В современных богослужебных текстах Митрополит Макарий называется в различных Службах как лицо, имевшее непосредственное отношение в своим святым современникам.

Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игуменства Новгородского святого, ученика преподобного Александра Свирского — преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 января). В его Службе читаем об этом: «Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия [6] иерея освященнаго тя соверши...» [7].

Памятуя выражение Жития Митрополита Филиппа (1507-1569; †1569; пам. 9 января) о его подражании святителю Макарию [8], можно думать, что автор-гимнограф имел это же в виду в его Службе, говоря о нем:»... преемник благочестия явился еси» [9].

В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году туда был поставлен первый Казанский святитель — архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 декабря). Его сподвижниками явились святитель Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий († 1576; пам. 11 апреля). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже — Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 октября), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: «Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси» [10]. Об этом же говорится и в каноне Службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: «Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани...» [11].

В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: «Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися» [12]. Аналогично говорится и в Акафисте святителю Герману о его назначении в Казань; царь «избра тя Собором Церкве в сослужебника святителю Гурию» [13].

Общался Митрополит Макарий в течение своей жизни и с духоносными подвижниками. Преподобный Адриан Пошехонский (†1550; пам. 5 марта) основал монашескую обитель в Ярославских пределах и за благословением приходил в Москву. В Службе. Преподобному кратко говорится о его посвящении в священство [14] и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике—Акафисте: «Проповедник чудес Божиих явился еси, преподобне отче, пришел от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от Первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа» [15]. Об этом же говорится и в Службе на обретение честных мощей Преподобного: «Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне» [16].

С именем Митрополита Макария можно связыватъ начало церковного почитания преподобного Максима Грека (†1555; пам. 21 января), о чем говорится в Службе Святому. В стихире по 50-м псалме читаем: «Егда страдание претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда плача и рыдая молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору молитвенницу о вселенной. Он же со слезами вопияше ти: О Максиме! Вижду тя невиновна и молитвенника и сокрушаюся, узы твоя, яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери его спастися сетей вражиих нам невредимым» [17].

В Службе святому Василию Московскому, Христа ради юродивому (†1557; пам. 2 августа), говорится о его блаженной кончине, но ничего не говорится о погребавшем его святителе Макарии, о чем известно из Жития Святого. «Егда преставился еси, блаженне Василие, тогда стекошеся царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и девы, старцы со юнотами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе» [18].

Плодотворная деятельность Митрополита Макария создала целую эпоху в прославлении русских святых, канонизованных на Соборах 1547, 1549 годов, которым писались иконы, Службы, Жития и Похвальные слова. Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 января) не содержит имени Святителя, однако из акростиха канона узнаем, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: «В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария Святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное сие пение принесеся всепреподобному Михаилу Клопот Христолюбивому рукою пресвитера Илии» [19]. Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы.

«Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым воздается в Богослужениях данного дня особое молитвенное почитание» [20]. Прославляя названных святых, Церковь одновременно подразумевает и чтит святителя Макария, послужившего им своими трудами, хотя он и не всегда в песнопениях Служб назван по имени. Его имя в гимнографии русских святых обусловлено преимущественно исполнением им своих архипастырских обязанностей. Лучше освещен в гимнографии московский период жизни Святителя. Гимнографический материал русских святых XVI столетия дополняет наше представление о жизни и деятельности замечательного Первоиерарха Русской Церкви. Богатое русское духовное гимнографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Спасский Ф.Г. Священное Предание в богослужебных книгах // «Богословская мысль». Труды Православного Богословского института в Париже. Париж, 1942. — С.133-134.

[2] Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. —  С.154.

[3] См.: Служба и Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу / Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). М., 1995.

[4] Карпов А.Ю. Москва державная: Хроника год за годом. М., 1996. — С.285. Подробнее см.: Макарий, архим. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Вышенский паломник. Рязань, 1996. Сентябрь-Ноябрь. — С.66.

[5] См.: Веретенников П., свящ. Московские соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП. 1979. № 12. — С.76. Прим. 39.

[6] Здесь и далее курсив в богослужебных текстах наш.

[7] 2-я стихира на литии // Минея. Январь. Изд. Московской Патриархии. 1983. Ч.2. — С.147.

[8] Макарий, архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. — С. 66.

[9] Славник на стиховне Вечерни // Минея. Январь. Изд. Московской Патриархии. 1983. — Ч. 1. — С. 326.

[10] 2-й тропарь 4-й песни канона на Утрени // Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому. М., 1872. – Л.9об.

[11] Минея. Октябрь. М., 1980. — С.109.

[12] 1-я стихира на литии // Минея. Ноябрь. Изд. Московской Патриархии, 1980. Ч. 1. — С. 162.

[13] 3-й икос // Акафисты русским святым. А-Г. СПб., 1995. — С.581.

[14] «Священства благодать прием на земли, отче преподобне, в Скинии небесней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединаго Бога о Церкви Святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою» (3-й тропарь 6-й песни канона на Утрени // Служба со Акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому, чудотворцу). М., 1912. — Л.11.

[15] 6-й икос // Там же. — Л.18-18об.; Акафист русским святым. А-Г. СПб., 1995. — С. 106.

[16] Минея. Ноябрь. М., 1981. Ч. 2. — С.136.

[17] Минея. Январь. М., 1983. Ч. 2. — С.238.

[18] 3-й тропарь 9-й песни канона на Утрени // Минея. Август. Изд. Московской Патриархии, 1989. — С.84.

[19] Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. — С.199; Минея. Январь. Изд. Московской Патриархии. 1983. Ч.1. — С.393-406.

[20] Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной церкви. — С.268.

 

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Митрополит Макарий в православной гимнографии. В кн.: Архимандрит Макарий (Веретенников), Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. (Серия: Библиотека журнала «Альфа и Омега»). М., Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С.30-37. С небольшими изменениями статья опубликована под заглавием «Митрополит Макарий в гимнографии» в кн.: Архимандрит Макарий (Веретенников), Святитель Макарий, митрополит Московский. Очерки о жизни и деятельности. СПб.: «Русская симфония», 2010. С. 329-335.