Главная \ Жизнь общины \ Праздники \ Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – один из ве­ли­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, по­свя­щен­ный со­бы­тию при­ве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ее ро­ди­те­ля­ми в Иеру­са­лим­ский храм для по­свя­ще­ния Бо­гу.

Со­бы­тие Вве­де­ния не упо­ми­на­ет­ся в ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях и из­вест­но из бо­лее позд­них апо­кри­фи­че­ских тек­стов (греч. «Про­то­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва» (гл. 7:2-3) (2-я пол. II в.), лат. Еван­ге­лия Псев­до-Мат­фея (IX в.)), ко­то­рые от­ра­жа­ют уст­ное пре­да­ние, но до­пол­не­ны по­дроб­но­стя­ми из биб­лей­ских книг, име­ю­щих про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (1Пар.15 и Пс.44), а так­же из еван­гель­ской ис­то­рии Сре­те­ния (Лк.2:22-38).

Со­глас­но упо­мя­ну­тым ис­точ­ни­кам, ро­ди­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Иоаким и Ан­на, ко­гда их Дочь до­стиг­ла 3-лет­не­го воз­рас­та, ре­ши­ли ис­пол­нить дан­ный ими ра­нее обет, по­свя­тить Ее Бо­гу, и на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим­ский храм. Око­ло вхо­да во храм сто­я­ли при­зван­ные Иоаки­мом юные де­вы с за­жжен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми, для то­го чтобы юная Ма­рия воз­лю­би­ла храм всем серд­цем. Пре­свя­тая Де­ва, несмот­ря на Свой воз­раст, лег­ко пре­одо­ле­ла кру­тые сту­пе­ни хра­ма и бы­ла встре­че­на и бла­го­слов­ле­на пер­во­свя­щен­ни­ком, по пре­да­нию – За­ха­ри­ей, от­цом Иоан­на Кре­сти­те­ля. По осо­бо­му от­кро­ве­нию Она как оду­шев­лен­ный ки­вот Бо­жий (ср.: 1Пар.15) бы­ла вве­де­на во Свя­тая Свя­тых, ку­да имел пра­во вхо­дить толь­ко пер­во­свя­щен­ник од­на­жды в год (см.: Исх.30:10Евр.9:7) – этим бы­ла яв­ле­на Ее осо­бая роль в судь­бе че­ло­ве­че­ства. Со­бы­тие Вве­де­ния ста­ло на­ча­лом но­во­го эта­па в жиз­ни Пре­не­по­роч­ной Де­вы – пре­бы­ва­ние при Иеру­са­лим­ском хра­ме, про­дол­жав­ше­е­ся до тех пор, по­ка Ей не ис­пол­ни­лось 12 лет. Жи­вя при хра­ме, Ма­рия по­свя­ща­ла Се­бя мо­лит­ве, изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­де­лию. По про­ше­ствии вре­ме­ни Она, ре­шив­шая со­хра­нять дев­ство и уне­ве­стить­ся Бо­гу, бы­ла, дабы не на­ру­шать оте­че­ских пре­да­ний, по­ру­че­на за­бо­там Иоси­фа Об­руч­ни­ка.

Празд­ник Вве­де­ния в на­сто­я­щее вре­мя вхо­дит в чис­ло дву­на­де­ся­тых, но уста­нов­лен он был в Церк­ви позд­нее дру­гих из это­го чис­ла. Воз­мож­но, его по­яв­ле­ние свя­за­но с де­я­тель­но­стью им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на I, по­стро­ив­ше­го в 543 г. на раз­ва­ли­нах Иеру­са­лим­ско­го хра­ма огром­ную цер­ковь, по­свя­щен­ную Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и на­зван­ную им Но­вой для от­ли­чия от преж­ней, рас­по­ла­гав­шей­ся око­ло Ов­чей Ку­пе­ли, на­про­тив хра­ма (Procop. De aedif. 5. 6).

В VIII в. празд­ник от­ме­чен в неко­то­рых ме­ся­це­сло­вах. Их сдер­жан­ные ука­за­ния, ви­ди­мо, го­во­рят о том, что пер­во­на­чаль­но служ­ба на Вве­де­ние со­вер­ша­лась без осо­бой тор­же­ствен­но­сти. Пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Гер­ма­ну I († 733) при­пи­сы­ва­ют­ся 2 го­милии на Вве­де­ние. (PG. Vol. 98. Col. 292-309, 309-320), что мо­жет сви­де­тель­ство­вать о празд­но­ва­нии Вве­де­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле то­го вре­ме­ни. С IX в. празд­ник по­лу­ча­ет ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Во­сто­ке (Ска­бал­ла­но­вич. Ти­пи­кон. Вып. 1. С. 110).

Ста­тус празд­ни­ка по­сте­пен­но ме­нял­ся, в Пра­во­слав­ной Церк­ви Вве­де­ние окон­ча­тель­но во­шло в чис­ло дву­на­де­ся­тых толь­ко по­сле XIV в.– Фе­о­дор Про­дром (XII в.) и Ни­ки­фор Кал­лист (XIV в.) (Niceph.Callist. Hist. eccl. 2. 3) еще не вклю­ча­ли его в это чис­ло (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 401), – но со­глас­но сту­дий­ским и иеру­са­лим­ским Ти­пи­ко­нам XI–XIV вв. он от­ме­ча­ет­ся по­чти так же тор­же­ствен­но, как и дру­гие дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки. Тем не ме­нее да­же в пе­чат­ных Ти­пи­ко­нах XVII в. от­дель­ные осо­бен­но­сти со­вер­ше­ния служ­бы Вве­де­ния ука­зы­ва­ют на то, что ста­тус это­го празд­ни­ка несколь­ко усту­па­ет ста­ту­су дву­на­де­ся­тых.

В ка­че­стве да­ты празд­ни­ка прак­ти­че­ски по­все­мест­но при­нят день 21 но­яб­ря, ис­клю­че­ние со­став­ля­ют толь­ко копт­ские ме­ся­це­сло­вы, в ко­то­рых Вве­де­ние от­ме­ча­ет­ся 29 но­яб­ря (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 395), и прак­ти­ки от­дель­ных об­ла­стей Рим­ской церк­ви, где Вве­де­ние бы­ло по­движ­ным празд­ни­ком и от­ме­ча­лось в вос­крес­ный день по­сле 11 но­яб­ря.

Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы
глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/
и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/
в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/
и Христа́ всем предвозвеща́ет./
Той и мы велегла́сно возопии́м://
ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние. 

Кондак Введению во Храм Пресвятой Богородицы
глас 4

Пречи́стый храм Спа́сов,/
многоце́нный черто́г и Де́ва,/
свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/
днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/
Я́же в Ду́се Боже́ственном,/
Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии://
Сия́ есть селе́ние Небе́сное. 

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм 

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́. 

Молитва Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм 

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.