Главная \ Страница настоятеля \ Проповеди \ Проповедь 19 августа 2017 года

Проповедь 19 августа 2017 года

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры. «Бог ста Плоть и Слово Божие обитало в человецех». Эти слова выражают ту истину, которая свидетельствует нам о боговоплощении. Бог стал истинным человеком, не переставая быть истинным Богом. И в этот момент боговоплощения человеческое естество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обожилось в высочайшей степени. Всё пронизано было Славой Божией, которая была до момента Преображения закрыта от всех тех кто окружал Господа. Сокрыта конечно условно, потому что все те дела великие, которые совершал Господь являлись делами Славы Божией, свидетельствовали о силе и величии Бога. Но в момент Преображения Господь открыл ту истину, которую он неоднократно провозглашает в Святом Евангелии, о том, что он является Светом, напоминая всем, кто его окружал: «ходите во Свете пока ещё Свет есть в вас».

Свет есть выражение божественной Славы, божественной святости, самого присутствия Бога, тех энергий действий Божиих вне его божественной сущности. В чём заключалось Преображение? Оно заключалась не в том, что Господь что-то приобрёл на горе Преображения по своему человеческому естеству чего не имел раньше. Но Преображение заключалась в том, что он открыл ученикам, какой Он есть. Открыл конечно в той мере в какой они могли вместить. Но Преображение касалась не только открытия той Славы, которую Господь всегда имел по-своему человечеству с момента воплощения и уж тем более всегда имел по своему Божеству предвечно. Преображение касалось и самих учеников, ибо им Божьей благодатью дано было видеть Свет нетварный, Свет духовный.

Свет Преображения не есть свет солнечный или некий естественный свет. Но это есть свет духовный, который дано видеть человеку только духовными очами сердца или, как замечает преподобный Максим Исповедник, что «иногда Господь соделывает наши очи телесные способными видеть Свет невечерний Свет Славы Божией».

Преображение апостолов. Может быть это было одним из важнейших событий на горе Преображения, потому что показало, как далеко может простираться благодать Божия в изменении человеческого естества. Они видели прославленное естество Господа и Спаса нашего Иисусу Христа, но они и сами изменились, потому что преобразились, очистились, потому что в обычном необлагодатствованном состоянии видеть это никак невозможно.

Святой Григорий Палама, который очень много размышлял о Свете Преображения говорит, что Свет Преображения — это тот самый Свет, который осиявает подвижников божиих, святых угодников божиих, всех людей, которые подвизаются в очищении своего сердца в борьбе со своими страстями, в молитве умной, в своём устремлении к Богу. Более того Святитель Григорий Палама, в полном согласии с преподобным Максимом Исповедником и преподобным Иоанном Дамаскиным, говорят о том, что Свет Преображения — это тот свет, который мы созерцать будем в жизни будущего века. Свет Преображения – это тот свет, который пронижет каждого человека, сподобившегося стать по правую сторону от Господа, будет сопричтён овцам божиим. Свет Преображения будет жить в них, пронизывать и наполнять их. Господь даст им подлинно новые очи и новое состояние, не перестав быть людьми они будут богами по благодати.

Нам вместить это очень трудно. Мы дивимся каждому чуду, которое совершают святые угодники. Хотя по мысли святых отцов это самые бледные тени того, что будет с человеческой природой, соединенной, пронизанной энергиями Божиими, облагодатствованные, просвещенные Богом.

Встаёт вопрос: «На каких путях находят святые подвижники свет, который их осиявает?» Мы точно знаем, что не на путях самоугождения и самооправдания, не на путях исполнения своей воли, но на путях исполнения воли Божией, на путях самоотречения от своей самости. Чтобы не они жили, но жил в них Христос.

Нам кажется порой, что если мы будем отрекаться от своей самости, то мы потеряем что-то самое важное, растворимся в Божестве, утратим некую самоидентичность. Будем ли мы вообще самими собой при таком подходе? Взирая на святых угодников, мы даже не сомневаемся, что сами собой они не перестали быть не на одну секунду. Слова преподобного Паисия Святогорца, или преподобного Сергия Радонежского, или святителя Димитрия Ростовского, или святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси, небесного покровителя этого храма, они различны и образ действия их различен, но дух един. Конечно в жизни будущего века многие исторические и прочие различия вообще сотрутся, но личностные особенности не изгладятся никогда. В человеке удивительным образом таится как раз то, что раскрывается, когда он отрекается от того, что он понимает самоидентичностью, то что связано с его выбором, с его действием по своему разумению. Вот когда действительно стирается человеческое разнообразие.

Как одинаковы визжащие, кричащие, ненавидящие. Как одинаковы блудники и обжоры. Как одинаковы гурманы и гордецы. И как различны святые потому что в любви и в смирении столько разнообразия. Потому что каждый из святых любит Бога особенным ему присущим образом, угождает особенной ему присущей ревностью. И в этом конечно братья и сестры больше различий чем у обжор, или у блудников, или у гордецов, которые конечно тоже по-разному и обжираются, и блудят, и гордятся, но грех ведёт к обеднению человеческой природы, человеческой самоидентичности, личности человека. А отрешение от своей воли и богоугождение ведёт каким-то непостижимым образом к богатству и разнообразию даров, которые открываются совершенно непонятным образом там, где, казалось бы, их не может быть, внешне они не предполагаются.

Когда мы глядим на Апостолов конечно видим, что они с самого начала разные. Среди них есть и горячий Апостол Пётр, и пламенеющий тихой, но как камень твердой любовью ученик возлюбленный Господом – Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Но кто, где и как будет действовать мы до конца не можем предугадать. Даже в Евангельской истории мы не можем предугадать: кто устоит, а кто не устоит в тех или иных испытаниях; кто как будет действовать после того как благодать Святого Духа сойдёт на святых апостолов. Это вообще было непредсказуемо. Нам читающим Евангелие непонятно как после того, что видели апостолы в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, что они видели на горе Преображения, какие колебания, какие уныния, что могло их посетить. Но именно духовный путь он и открывается так как он открывается в Евангелии. Как медленно человеческое естество принимает путь божий, волю божию, евангельскую истину, закон духовный, как оно сопротивляется. Как пламенеющий, в общем неколебимой горячий апостол Пётр говорит Господу: «Будь милостив к себе, не надо ходить на страдания». И Господь говорит: «Отойди от меня сатана, ибо ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божее».

Казалось бы, как можно в себе представить то падение святого апостола Петра, которое произошло во дворе первосвященнического дворца, после горы Преображения. После того как он сподобился видеть то, что он видел. Это часть духовной жизни человека. На Земле нельзя быть уверенным в себе никогда. Только смерть окончательно расставляет все точки над «i», какой будет конец человек. Кончина человека показывает верен он был или неверен. Когда мы живём, какие бы чудеса мы ни созерцали, какие бы благодеяния Господь нам не подавал, сколько бы мы не побороли в себе страстей никогда не должны оставлять нас плач покаяния, самоумаление, самоутеснение, внимательность к себе.

Как часто мы с вами придумываем себе все условия на которых мы будем выстраивать отношения с Богом. Придумываем те правила по которым Господь нас должен принять к себе, причём принять к себе без всяких проблем. Мы же придумали какое-то оправдание тому или иному нашему греху: что-то назвали немощью, что-то слабостью, что-то ещё некоторым образом оправдали. Говорят, что ну не такой уж страшный грех мы совершаем. И оказывается, что наши придумки не имеют отношения к спасению, и не помогут нам на этом пути.

Как говорят святые отцы: надо читать Евангелие, надо читать понимание Евангелия святыми отцами, чтобы уже не ошибиться в том какой путь ведет к Богу, а какой путь ведёт к дьяволу. Ибо путь, который внешне мы считаем вполне примиряет нам с Богом, может вести в глубочайшую погибель.

В современной цивилизации, особенно современные протестантские церкви, очень хорошо показали, как легко совершить те или иные подмены. Мы даже сейчас не говорим о подменах, которые уже очень широко распространились в Западном мире. Имеются в виду подмены священного текста, когда из Библии, из Ветхого и Нового Завета, изглажены все те подлинные выражения, которые там присутствуют осуждающие грех. Прежде всего плотские грехи. Но мы говорим о том, что можно даже не изменяя текст, а давая ему превратное толкование, открывать себе широко ворота для греха и соответственно широко ворота к погибели.

Как легко это делается и как в то же время незаметно. Слово «любовь», например, извращено до крайней степени. То, что имеет высочайшее, чистейшее значение, то что целомудренно, то что содержит самоотречение и жертвенность заменено просто всякой нечистотой. Это слово употребляется без конца. Например, в греческом языке не получится подменить это слово, потому что там 5 понятий любви. Но в русском языке слово «любовь» одно: и для высокой любви Божией, и для некой страстной любви. Оно перетекает одно в другое и то, что в Евангелии понимается под любовью действительно является оправданием нашей жизни мы заменяем совсем другим понятием.

Мы говорим: «Ну вот есть же в Евангелии слово «любовь». Прощаются ей грехи многие, потому что возлюбила много». Разве Господь говорит о блудной любви? И много таких примеров.

Мы говорим о вещах, которые лежат на поверхности. Хотя для многих из нас они очень трудно начинают быть постигаемыми. Многие из нас с легкостью думают, что раз то или иное постыдное толкование получило распространение, то значит и будем мы его употреблять, лишь бы нам было хорошо и приятно. А ведь есть многие вещи гораздо более тонкие и не связанные непосредственно с телесными вещами. Сколько тщеславия, корысти, эгоизма так же оправдывается различными понятиями.

В связи с этим конечно, поскольку сегодня день Преображения, и мы говорим о Свете Божием, который должен пронизать каждого человека, мы должны помнить о словах Евангельских, что Бог есть Свет и в нем нет никакой тьмы. Не может ничего нечистое и греховное быть приписано Богу. И вот с этой мыслью братья и сестры мы должны жить. Нам первоначально может быть будет казаться, что это очень тяжело жить по такому стандарту, когда ничто нечистое не должно войти в тебя и тем более выйти из тебя. Но когда мы поймем, что есть определенные законы духовной жизни, которые позволяют бороться с грехом, который начинается от помысла греховного, постепенно проникающего в наши сердца и находящего всё больше внимания и сочувствия внутри нашей души, а потом овладевающего нами и толкающего нас на то или иное греховное действие, то мы поймём, что действительно борьба возможна.

Как говорят святые отцы «нет ни одного греха, который мы не совершили по соизволению своему». Ненавидим ли мы кого-нибудь, осуждаем ли мы кого-нибудь, грешим ли иными грехами всегда есть наше соизволение, наше согласие на грех. Нет того что просто так осудил не задумываясь. Задумался и согласился что осудить можно. Какое объяснение? Очень простое: «Он же грешит? Грешит! Будем осуждать.» Так и во всём остальном, хочется и находится сразу оправдание.

А если бы мы сказали себе: «Вот Господь говорит, что это грех. Вот святой апостол говорит, что совершающий те или иные дела не войдёт в Царствие небесное, есть дела Духа Святого, а есть дела плоти. Зачем же я буду совершать дела плоти, связанные с гневом, раздражением, ненавистью и прямыми плотскими грехами?»

Святые отцы учат как бороться. Начинай молиться, когда приходит к тебе мысль. Ненавидь грех. А как же тогда устроится моя жизнь? А как же я тогда вкушу те или иные радости? И здесь надо выбирать: или мы устраиваем свою жизнь с Богом, опираясь и надеясь на Бога, или будем устраивать свою жизнь сами. Долго конечно мы не сможем это делать и зависит от того социального положения, от изначальных даров, которые позволяют человеку подольше «побарахтаться» в своих начинаниях, в своей воле. Но если мы действительно последовательно будем отвергать волю Божию и творить свою волю, то быстро начнём замечать разрушающие нашу жизнь плоды самоугождения.

Чтобы на грехе можно было построить что-то крепкое и твёрдое никогда такого не было и не будет. Наворованные деньги всё равно пойдут прахом, будут промотаны наследниками. Они обратятся на главу тех, кто их воровал и их потомков. И никуда от этого не деться, такой закон.

Злое всегда возвращается. Мы всё-таки иногда почему-то надеемся, что зло не вернётся к нам, но оно всегда возвращается. Каждый грех возвращается к нам. Мы скажем: «А если мы его оплакали, возненавидели, а если мы исправились?» Отцы свидетельствуют, что конечно в полной мере этот «бумеранг» не действует, но в какой-то мере всё равно по жизни приходится платить за наши грехи.

Как замечательно сказал удивительные слова профессор А.И. Осипов: «Чаша любви, которую имеет человек в начале своей жизни как она легко расплескивается в этих случайных связях.» Ну что там остаётся на донышке? Порой, когда уже человек после этих случайных связей создает брак — вот эти остатки и пьют оба супруга. Нам скажут: «Ну как же, что же это такое нам не напомнили опять чашу доверху?» А она уже треснута, поэтому наполнить её невозможно, протекает, ускользает. А через что ускользает? Через эгоизм, который всегда сопровождает греховные дела, через самомнение, через желание себе угождать, а это становится огромной греховной привычкой, и ты попробуй тогда наполнить чашу любви.

А ведь так во многих вещах не потому что Господь не хочет дать, а потому что мы не можем вместить, то что он дает. Разве Господь не дал бы нам всем способность исцелять друг друга. Но во что это обернется? Обернётся в тщеславие или ещё многие-многие другие грехи. Разве Господь не хочет нам дать возможность двигать горы. Да сколько угодно, но чем это кончится? Глубоким повреждением нашего внутреннего человека. Мы неспособны ко многим вещам в полной мере только потому что мы растрачиваем сознательно те дары Божии, которые даны нам изначально. Мы сознательно уклоняемся от пути, на котором мы можем обрести Свет.

Только представьте себе если бы Господь на слова святого первоверховного апостола Петра ответил: «Да действительно может быть мне пожалеть себя.» Ну чего всходить на крест надо жить, радоваться. Всё дело боговоплощения сразу стало бы абсолютно бессмысленно. У Бога так быть не может, а у человека так очень часто бывает, когда всё разбазарено и мы живем на какие-то крупицы того, что осталось. Дай Бог нам научиться ценить эти крупицы. Потому что, имея эти крупицы, которые Господь умножает и увеличивает по мере нашей верности и трудов, многое можно сделать. И мы видим, как это происходит в жизни каждого из нас. Но мы должны всё-таки сознавать что в большинстве случаев это крупицы.

Вот очень удивительный пример, который приводит преподобный Паисий Святогорец: «Свет фаворский может осиять только ли подвижников и делателей умной молитвы? Нет.» И приводит пример мужа, который молился о спасении своей жены, падшей во многие грехи. Во время одной из таких горячих, пламенных молитв, полных любви и сострадания, к этой женщине, которая бросила его, детей и погибала, его осиял фаворский Свет. Какая же цель должна быть у нас, чтобы мы так молились за своих ближних? Что мы должны сделать с собой, чтобы не просто покачать головой о грешнике, не просто сказать: «Да ему тяжеловато приходится. Я не осуждаю грешника, но грех осуждаю.» А действительно всем сердцем молить Бога о спасении безумной заблудшей души. Это же значит сказать перед Богом «Я с этим человеком Господи един. Я не делаю греха, но я несу тот же грех и понимаю всю глубину этого падения. И более того, отчасти готов на последствия, которые падают на этого человека за этот грех». Мы в таких случаях обычно говорим «нам своих последствий хватает, что нам чужое ещё брать». И сострадание тут же улетучивается из нашего сердца. А ведь речь идёт о жёнах, мужьях, детях. О них прежде всего. А у нас сострадания даже на них не хватает. Слава Богу если мы молимся за сына или дочь всем сердцем если они начинают колебаться в путях.

А сколько таких случаев, когда люди приходят и говорят: «Не могу больше молиться за сына, дочь, внука, мужа, жену, брата и сестру и так далее. Мне очень тяжело и невыносимо за них молиться и пребывать с ними. Я хочу только одного чтобы они были как можно дальше от меня. Не просто дальше от меня физически. А чтобы моя душа никак не соприкасалась с их болью, безумием, безобразием и со всеми последствиями, которые они имеют от этого всего. Я хочу спокойно жить.» Каждый знает эти слова «я просто хочу спокойной жизни». Огромный соблазн для нас, но совершенно противоположный тому, что хочет от нас Господь. Сколько сейчас было перечислено грехов, сколько путей, уводящих от Бога, от Света Преображения, с пути спасения. А ведь это почти ничего, их безмерно больше. И выбор греха мы совершаем гораздо чаще и почти со спокойным сердцем. А потом говорим: «Что-то я ничего не чувствую на молитве, смысл слов ускользает от меня.»

Святые отцы говорят: «Взирай на крест. Помни час смерти, чтобы собраться с мыслями. Ни в чём не почитай себя достойным перед Богом. Всё доброе в себе приписывай только Богу. Не надейся быть услышанным, не имей права услышания. Тогда молитва соберётся.» Есть это в нашей жизни? Пусть каждый ответит сам для себя. Но чем больше внешнего нерадения, тем больше внутреннее уклонение от путей спасения. Чем меньше плода в нашей жизни, тем значит меньше решимости бороться с грехом и ненавидеть грех. Чем меньше подлинной любви к Богу и людям, тем больше гордыни и самоугождения. Значит больше рабство дьяволу. Эти закономерности они абсолютно точны. Не обманешься никогда. Господь говорит: «Если от первой реакции твои уста изрыгают что-то не чистое, злобное, горделивое значит это исходит из твоего сердца.» Значит источник запачканный. Если плоды гнилые, то и дерево гнилое. И если мы это видим, то какой путь для нас? Нужно сказать: «Господи, что же я делаю? Вот же он путь спасения, путь жизни, путь к Свету.» И нам остаётся только встать на этот путь и как моряки в бурю, не уклоняясь плыть на этот Свет. Потому что, потеряв этот огонёк, который при приближении весь становится Светом, заполняющим всё наше естество, обнажающим все наши язвы и в тоже время исцеляющим все эти язвы, мы теряет всякий смысл и надежду. И наоборот, видя и держа перед собой вот этот Огонек, держась этого луча, который ведёт нас по жизни, мы в какой бы глубине греха не были бы всегда из него выберемся, всегда найдем выход к добру, к смирению, к правде и истине.

Аминь.