Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Воскресная школа/Воскресная школа для детей/Богослужение и устройство православного храма

Богослужение и устройство православного храма

Начальная ступень 7–10 лет.
«БОГОСЛУЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»
(28 занятий)

Продолжительность занятия 30 мин.

Цель: формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия, духовного опыта, взаимодействия в рамках приходской общины.

Задачи.

Усвоение обязательных вероучительных дисциплин детьми в возрасте 7-10 лет направлено на достижение следующих задач:

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в таинствах и богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру как творению Божию;
  • формировать ценностные жизненные ориентиры;
  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что такое богослужение и какова его цель? Каким бывает богослужение, где и кем совершается? Храм ─ это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о таинствах Покаяния и Причащения.

Цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание, благоговение). Молитвы: «Отче наш», молитвы до и после трапезы перед и после учения. Достойно есть. Богородице Дево, радуйся. Молитва за живых. Молитва об усопших. Основные песнопения Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона).

Форма проведения занятий: беседы, творческие мастерские, тематические беседы, урок-беседа, урок-путешествие, урок-квест, урок-видеоэкскурсия; занятия рекомендуется проводить в диалоговой форме (например, форме обсуждений) с использованием «проблемных методов обучения», доступных для восприятия в данной возрастной категории.

По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 7–10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями:

  • знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос, Сын Божий – Спаситель мира;
  • знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона);
  • представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
  • понимание Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
  • знание названий двунадесятых и великих праздников;
  • знание о таинствах Покаяния и Евхаристии;
  • знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
  • умение петь тропари двунадесятых праздников (по возможности), тропарь Пасхи.
  • осознанное участие в таинствах Покаяния и Причащения.

<Тематическое планирование<.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1-ый год обучения (14 часов)

1

Почему мы молимся в храме?

Храм — это дом Божий, место особого присутствия Господа.

1

2

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме».

Что такое богослужение? Термины «общественное» и «частное богослужение». Что означает слово «Литургия»? Что такое «храм»? Происхождение православного богослужения: некоторые сведения о Ветхозаветном богослужении.

1

3

«Ветхозаветное и христианское богослужение». «Понятие о храме».

Жертвоприношения в Ветхом Завете, их смысл. Создание скинии по повелению Божию. Внутреннее устройство скинии. Сравнение внутреннего устройства скинии и христианского храма. Святое Святых. Ковчег Завета и его содержимое.

1

4

«Ветхозаветное и христианское богослужение». «Понятие о храме».

Храм Соломона (I Храм). Его строительство, освящение, внутреннее устройство. Разрушение Храма Соломона и Вавилонское пленение. Строительство II Храма. Внешний вид и внутреннее устройство II Храма.

1

5

«Ветхозаветное и христианское богослужение». «Понятие о храме». «Катакомбы и базилики».

Катакомбы – их происхождение, внутреннее устройство. Христианство во времена гонений. Первые храмовые здания – базилики. Священные изображения в катакомбах. Формирование традиций христианской иконографии. Богослужение во время земной жизни Спасителя.

2

6

«Ветхозаветное и христианское богослужение». «Понятие о храме».

Сионская Горница – первый христианский храм. Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. Пятидесятница. Богослужение во времена апостолов.

1

7

«Ветхозаветное и христианское богослужение», «Понятие о храме», «Катакомбы и базилики».

Повторение, закрепление.

 

8

«Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма», «Алтарь».

Дальнейшее развитие базиличного типа храмовых зданий – появление трансепта, поднятие пола в апсиде. Романский стиль. Готический стиль. Византийский (купольный) стиль.
Внутреннее устройство и принадлежности православного храма, Алтарь.
Внутреннее устройство православного храма. Основные части храма, их история и назначение. Использование притвора как трапезной.
Алтарь, солея, амвон. Иконостас, история появления иконостаса. Ряды (ярусы) иконостаса.
Алтарь. Престол: антиминс, дарохранительница, крест и Евангелие. Жертвенник, его назначение.
Священные сосуды: потир, дискос, звездица, копие, лжица. Другие принадлежности алтаря – рипиды, дикирий и трикирий, кадило.

6

9

Срез знаний: «Западная церковная архитектура», «Русская церковная архитектура», «Внутреннее устройство и принадлежности православного храма».

Повторение, закрепление.

1

2-ой год обучения (14 часов)

1

Божественная Литургия

Самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Происхождение Литургии. Какие бывают Литургии. Бескровная жертва. Последовательность и символическое значение литургии. Проскомидия.

2

2

«Церковная иерархия».

Священнослужители и церковнослужители Церковная иерархия. Степени священства

2

3

«Священные одеяния и их символическое значение».

Священные одеяния. Одеяния диакона, священника. Их форма и символическое значение. Священные одеяния. Одеяния епископа; их форма и символическое значение.

2

4

Монашество и монастыри

Возникновение. Обеты. Какие бывают монастыри. Степени монашества. Одеяния монахов.

2

5

«Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».

Круги богослужения (общие понятия). Годовой круг богослужения. Понятие о праздниках. Разделение праздников на группы. Двунадесятые праздники церковного года. Круг богослужений, зависящий от Пасхи. Понятие о переходящих (подвижных) и непереходящих (неподвижных) праздниках. Богослужения суточного (дневного) круга – общий обзор. Недельный круг Богослужения.

5

6

Срез знаний: «Круги богослужения», «Богослужения суточного круга».

Повторение, закрепление.

1

3-тий год обучения (14 часов)

1

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».

Богослужебные книги – общий обзор (Часослов, Октоих, Минея, Триодь, Требник, Служебник, Псалтирь, Типикон). Использование богослужебных книг.

2

2

Богослужебные книги – общий обзор (Часослов, Октоих, Минея, Триодь, Требник, Служебник, Псалтирь, Типикон). Начало новой темы.

Авторы песнопений и составители богослужебных книг. Св. Иоанн Дамаскин, св. Косма Маюмский, свт. Иоанн Златоуст.

2

3

Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».

Богослужение вечерни – основные песнопения вечерни. Значение вечерни. Предначинательный псалом. Стихиры на «Господи, воззвах». Вечерний вход. «Свете тихий». Прокимен вечерни. Лития. Отпустительный тропарь.

4

4

Срез знаний: Богослужебные книги», «Богослужение вечерни».

Обобщение, повторение, закрепление.

1

5

Колокольный звон.

Важная часть храмового богослужения. Виды колокольных звонов

 

6

Семь Таинств Церкви.

Божественное происхождение Таинств. Крещение, Миропомазание, Таинство Евхаристии, Таинство покаяния, Таинство священства, Таинство брака, Елеосвящение.

2

7

Молебен.

Особое молитвенное последование. Виды молебнов.

1

8

Загробная участь души и поминовение усопших.

Вечная жизнь. Бессмертие души. Как молиться за усопших. Дни особого поминовения усопших.

1

9

Итоговое занятие: обзор всех тем.

Повторение, обобщение, срез знаний.

1

<Литература.

  1. Антонов Н.Р. Храм Божий и Церковные службы. Для средней школы. С.-Петербург. 1912.
  2. Рудаков А. «Краткое учение о богослужении в Православной Церкви». Учебное пособие. М., 1991г.
  3. Красовицкая М.С. «Литургика». М.ПСТБИ, 1999.
  4. Никольский Константин, прот. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995.
  5. Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Изд-во им.св.Льва, папы Римского., Киев, 2003
  6. Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). М., 1998.
  7. Мансветов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885.
  8. Настольная книга Священнослужителя. М., 1977. Т. 1; М., 1983. Т. 4.
  9. Типикон. М., 1998.
  10. Тропарион. М., 1998.
  11. Краткое учение о Богослужении Православной Церкви. Сост. протоиерей, магистр А.Рудаков. М. 1991.
  12. Архим. Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1990.
  13. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). ‎Том I - ‎V.  www.pravenc.ru/‎

<Интернет-ресурсы.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm.
  2. Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm.
  3. Саблина Н.П. Священный язык. Видеоуроки 1-30. http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646.
  4. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). ‎Том I - V. http://www.pravenc.ru.
  5. Православие RU: http://www.pravoslavie.ru.
  6. Азбука веры: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/; https://azbyka.ru/shemy/.
  7. Воскресная школа: https://school.orthpatr.ru/node/170347.

Мультимедийная поддержка

1. Мультимедийное пособие «Дорога к Храму».
2. Видеокурс «Закон Божий» - 5 DVD.
3. «Библия и история». С. Воробьев. DVD. Издательство Московской Патриархии РПЦ.

Материально-техническое обеспечение.

1. Мультимедиа (проектор).
2. Ноутбук.
3. Экран.
4. Интернет (проводной, беспроводной).
5. Иллюстративный материал.
6. Методические пособия.
7. Библиотечный фонд храма (книги для детей и взрослых).
8. Материалы для продуктивных видов деятельности детей.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена