Суббота шестой седмицы Великого поста именуется Церковью Лазаревой субботой — в честь совершённого Спасителем великого чуда — воскрешения Лазаря.
Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чём свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами Церкви. В VII-VIII веках святые песнописцы — преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин — составили на этот праздник особые песнопения и каноны, воспеваемые Церковью и сегодня.
Согласно Священному Писанию, чудо воскрешения Лазаря Христос совершил незадолго до празднования еврейской Пасхи — последней Пасхи в земной жизни Спасителя. В селении Вифания недалеко от Иерусалима заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и его сестёр и часто посещал это благочестивое семейство. Когда Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сёстры послали известить Его о болезни брата, но Христос сказал: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий". Пробыв ещё два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: "пойдём в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но я иду разбудить его". Иисус говорил им о смерти Лазаря, а ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Господь сказал им прямо: "Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было, чтобы вы уверовали. Но пойдём к нему". Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила Ему навстречу. Мария же в глубоком горе находилась дома. Марфа встретила Спасителя и сказала: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе". Иисус Христос говорит ей: "воскреснет брат твой". Марфа же сказала: "знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Тогда Спаситель возвестил ей: "Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли этому"? Марфа ответила: "так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир".
Мария же, как только услышала, что Учитель пришёл и зовёт её, поспешила к Иисусу Христу. Увидев плачущую Марию и с ней иудеев плачущих, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился. Лазарь уже был похоронен в пещере, но Христос пожелал увидеть его. Вход в пещеру был завален камнем, и Спаситель повелел отвалить его. Марфа сказала Христу: "Господи! Уже смердит, потому что уже четыре дня, как он во гробе". Иисус ответил: "не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Отвалили камень от пещеры. Иисус возвёл очи к небу и произнёс: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня". Громким голосом Христос воззвал: "Лазарь, гряди вон". И вышел умерший из гроба, обвитый погребальными пеленами. Иисус сказал собравшимся: "Развяжите его, пусть идёт".
Слух о чуде стал распространяться по всей Иудее. Многие приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и, увидев, обретали веру в Иисуса Христа.
Чудо воскрешения Лазаря за несколько дней до Своей крестной смерти Христос явил не случайно. Он знал, что наступают Его последние дни. Знал, что многие отрекутся от Него. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть.
Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с этим и последующего воскресения всего человечества во время Второго пришествия Спасителя.
Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48).
Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11:53).
Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12:10).
Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками.
Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.
Тропарь, глас 1
Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 2
Всех радость Христос,/ Истина, Свет, Живот и мира Воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию,/ и бысть образ Воскресения,// всем подая Божественное оставление.