Преподобный Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец родился в 1457 году. Он был родом из знатной боярской семьи Крюковых, жившей в Ростове Великом. Дядя преподобного, дьяк Лукиан, служил при дворе великой княгини Марии, супруги великого князя Московского Василия Темного. При посредничестве Лукиана юный Корнилий был определен к московскому великокняжескому двору, отличавшемуся в то время строгим укладом жизни, достойным иноческой обители, и начал там свою службу. Будущий подвижник получил превосходное по тому времени образование. Уже в юные годы в нем проявилась склонность к созерцательной отшельнической жизни, а уход дяди Лукиана в Кирилло-Белозерский монастырь определил дальнейшую жизнь: в двадцатилетнем возрасте он последовал за своим наставником.
Приняв постриг в Белозерском монастыре, он с благой кротостью предал себя воле прозорливого, многоопытного в духовной жизни старца Геннадия, а через некоторое время призвал в благодатную обитель и своего младшего брата Акинфия.
Преподобный Корнилий соблюдал в монастыре строгий подвижнический образ жизни: носил тяжелые вериги, неустанно трудился на монастырской хлебопекарне, днем и ночью пребывал в молитве. В краткие перерывы между трудами и молитвами инок Корнилий переписывал Богослужебные книги.
Но влечение к странничеству и отшельничеству отличало преподобного Корнилия от других иноков. Испросив благословение своего духовного наставника, молодой инок посетил многие обители близ Кирилло-Белозерского монастыря, а затем и в Новгороде, где отказался от предложенного ему сана священника, предпочитая путь безмолвного уединенного подвига.
На Вологодской земле, в густых комельских лесах, около пересечения рек Нурма и Талица преподобный Корнилий нашел брошенную разбойниками хижину, которую обратил в келлию для безмолвия. Благодаря усердной молитве и Божией помощи, святому отшельнику удалось умиротворить разбойничий люд, обитавший в то время в дремучих комельских лесах, противостоять их угрозам и даже обратить греховную разбойничью братию на путь раскаяния и исправления.
В возрасте сорока лет преподобный Корнилий получил возможность жить в совершенном уединении и безмолвии, пребывая в постоянной молитве и трудах. Через четыре года в лес к хижине святого Корнилия стали приходить искавшие отшельнического подвига иноки. Они рубили лес, расчищали место для пашни, строили небольшие деревянные келлии вместе с преподобным Корнилием, одновременно они заложили основы будущей Комельской обители. Вскоре совместными трудами был выстроен небольшой деревянный храм, освященный в 1501 году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году преподобный Корнилий был рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Симоном.
Ни тяжкие труды по благоустройству обители, ни лишения и многочисленные бедствия не сломили духа преподобного Корнилия. Чудом исцеляясь от смертельных недугов и увечий, преподобный становился еще тверже духом, а слава о нем росла. С годами увеличилось число иноков обители, появилась и необходимость в строительстве бо́льшего храма. Предводимые своим игуменом, комельские отшельники сами принялись за работу: строили стены, плотничали, создавали иконы, переписывали церковные книги и изготовляли своими руками необходимую для храма утварь. В 1515 году по благословению митрополита Варлаама новый храм был возведен и освящен также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через некоторое время были построены трапезная церковь, странноприимный дом и богадельня.
Всегда сострадавший нищим, преподобный Корнилий щедро раздавал милостыню. Но однажды в канун праздника преподобного Антония Великого в обитель пришло множество обездоленных, а монастырская казна оказалась пуста. Преподобный Корнилий всю ночь провел в неусыпном молитвенном бдении. Наутро неожиданно в монастырь прибыл посланец великого князя Василия с денежным даром. И преподобный Корнилий щедро раздал все нищим.
Неоскудевающая милость Божия не оставляла обитель по молитвам преподобного Корнилия и во время жестокого голода, охватившего Вологодскую землю. Монастырская житница была открыта для измученных голодом людей, а для детей и сирот по распоряжению преподобного в монастыре была устроена детская богадельня.
С неизменным усердием преподобный Корнилий заботился о духовном спасении вверенных его попечению иноков. Отеческая любовь, мудрое напутствие прозорливого старца умягчали удрученные скорбью сердца богомольцев. Он учил пасомых творить умную Иисусову молитву при повседневном несении послушания. Преподобный Корнилий призывал братию усугублять пост и молитвенное бдение по примеру святых отцов, усердно прививал в обители строгие принципы иноческой жизни, которые подробно изложил в особом руководстве «Устав, или правило о жительстве, от святых Божественных писаний избранно, о устроении преданных нам образ от святых отец во спасение душам».
Устав преподобного Корнилия включает 15 глав, содержащих ряд наставлений инокам общежительного монастыря… Строгий устав преподобного Корнилия не все восприняли с послушанием; в обители поднялась волна ропота, началась смута. Не ища поддержки у великого князя, преподобный Корнилий вместе с молодым воспитанником Геннадием покинул монастырь (оставив его на попечение двенадцати старших учеников) и направился на поиски нового уединенного места.
Несмотря на преклонный возраст, святой старец принялся строить себе келлию на берегу Сурского озера, рубил лес и расчищал место для пашни. Так была заложена основа нового монастыря (впоследствии Геннадиева обитель). Вопреки неоднократным попыткам иноков Комельского монастыря и великого князя Василия вернуть старца в родную обитель, святой угодник оставался непреклонным. Лишь спустя несколько лет, после паломничества и пребывания в затворе в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель.
Однажды, сжигая хворост для расчистки места под посевы вблизи монастыря, преподобный Корнилий едва не погиб, оказавшись в плену огненной стихии, но пламя расступилось перед святым старцем, открыв ему беспрепятственный выход из огня. Такова была сила его молитвы, полученный им от Господа дар чудотворений.
Достигнув глубокой старости, преподобный Корнилий в предчувствии близкой кончины пожелал остаться в монастырских стенах в качестве простого инока. Воля его была исполнена, и в обязанности игумена вступил его ученик – преподобный Лаврентий (память 16 мая).
В 1538 году на долю братии Комельского монастыря выпало новое испытание. Казанские татары достигли пределов Вологодской земли и, сокрушая все вокруг огнем и мечом, приблизились к воротам обители. Тогда, вдохновив иноков примером Спасителя, который скрывался от Ирода в Египте, преподобный Корнилий призвал всех покинуть монастырь. Укрывшись в Белозерских лесах, братия вместе с наставником молились Всевышнему о спасении обители. И Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском.
После возвращения в родной монастырь преподобный Корнилий вскоре почувствовал приближение кончины. Пожелав проститься с братией, великий праведник огласил свое наставление. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. В пятницу четвертой седмицы по Пасхе он последний раз причастился Святых Христовых Таин, а в начале пятой седмицы с молитвой на устах тихо преставился ко Господу, на 82-м году своей земной жизни. Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма. Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами.
1 июня
3 июля (переходящая) – Собор Вологодских святых
17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
От ю́ности горя́щим жела́нием Боже́ственныя любве́ разжига́емь,/ жите́йския молвы́ оста́вил еси́, преподо́бне,/ ревни́тель Анто́нию Ве́ликому быв,/ безмо́лвием и жесто́ким пребыва́нием после́дуя Христу́,/ бде́нием и моли́твами и посто́м о́браз быв свои́м ученико́м./ Те́мже моли́ся Го́сподеви, Корни́лие блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.
Го́сподеви, от Святы́я Де́вы возсия́вшу ми́рови,/ и Тому́ измла́да, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, блаже́нне,/ и си́лою Его́ пусты́ню, я́ко град, сотвори́л еси́,/ мно́жество же учени́к в ней собра́л еси́,/ и́хже Богодухнове́нными уче́ньми просвети́л еси́./ Тем вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче наш Корни́лие, и́ноком Боже́ственное удобре́ние.
О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче Корни́лие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́юще, умиле́нно про́сим тя, Небе́снаго предста́теля на́шего: яви́ нам, смире́нным и гре́шным, любо́вь твою́ оте́ческую и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не дерза́ем, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о ну́жных нам на потре́бу, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго, предлага́ем, ве́рующе несомне́нно, я́ко вся блага́я мо́жеши нам испроси́ти у бла́гости Его́, а́ще то́кмо восхо́щеши. Испроси́ у́бо нам, уго́дниче Бо́жий, у Всеще́драго и Человеколю́бца Бо́га, ве́ру пра́ву, благоче́стие непоколеби́мое, покая́ние соверше́нное, жития́ исправле́ние реши́тельное, да про́чее не прогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей и сподо́бимся проще́ние грехо́в на́ших от Него́ получи́ти. Умоли́, чудотво́рче святы́й, Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих дарова́ти мир и благострое́ние стране́ на́шей, я́ко да позна́ют вси противля́ющиися ей, я́ко с на́ми Бог и святи́и уго́дницы Его́. Сохрани́, свя́тче Бо́жий, моли́твами твои́ми Це́рковь Христо́ву от ересе́й и раско́лов, суеве́рия и неве́рия челове́ческаго, да цвете́т в ней свято́е Правосла́вие во всей си́ле и прино́сит плоды́ спаси́тельныя душа́м. Соблюди́ от вся́каго зла и оби́тель, тобо́ю созда́нную, и вся живу́щия и подвиза́ющиися в ней по твои́м уста́вом, да це́лы и невреди́мы пребу́дут от искуше́ний врага́ спасе́ния челове́ческаго. При́зри ми́лостивно и на предстоя́щия тебе́ и моля́щияся лю́ди, и́же в оби́тель твою́ прихо́дят на поклоне́ние, и вся проше́ния их во бла́го испо́лни: боля́щим исцеле́ние, скорбя́щим утеше́ние, бе́дствующим вспоможе́ние ско́ро пода́ждь. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и богоуго́дное житие́, благу́ю христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суде́ Христо́вом у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стинну име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче! Ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода, сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твоя́ святы́я моли́твы зело́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в небу́рное приста́нище спасе́ния и насле́дники пока́жеши нас всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же, свя́тче о́тче наш, упова́ния на́шего и сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ благо́е оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святому преподобному Корнилию, игумену Комельскому, Вологодскому чудотворцу