И с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона
Святой Хрисанф происходил из языческой семьи; получил хорошее образование. Среди книг ему попадались такие, в которых язычники рассуждали о христианстве. Но юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Юноше довелось найти книги Нового Завета. Священное Писание просветило душу разумного юноши. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял от него Святое Крещение. После этого он начал открыто проповедовать Евангелие. Отец юноши всячески старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарии собрались благочестивые женщины.
Горожане пожаловались епарху Келерипу, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию.
Однако пытки не смогли поколебать мужество молодого мученика, ибо сила Божия явно помогала ему. Пораженный этим, трибун Клавдий уверовал во Христа и принял Святое Крещение вместе с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Когда весть об этом дошла до императора Нумериана (283–284), то он приказал всех их казнить. Мученик трибун Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины были обезглавлены. Христиане похоронили тела святых мучеников неподалеку в пещере, и святая Илария стала постоянно ходить туда, чтобы молиться. Однажды ее выследили и привели на мучения. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы, закончив которую, скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями.
Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения.
Святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием.
Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю.
В пещере, расположенной неподалеку от места казни, стали собираться христиане, празднуя день мученической кончины святых. Они совершали богослужения и причащались Святых Таин. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися.
Так в муках погибло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.
О, святи́и и преблаже́ннии страстоте́рпцы, му́ченицы Христо́ви Хриса́нфе и Да́рие! К ва́м у престо́ла Бо́жия предстоя́щим и моли́твенникам на́шим те́плым, ско́рым помо́щникам мы́, недосто́йнии, прибега́ем. Услы́шите ны́не сие́ моле́ние на́ше и умоли́те возлю́бленнаго ва́ми Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Его́ же вы́ испове́дали в тя́жких муче́ниих свои́х пред безу́мными мучи́тели и гони́тели свято́й ве́ры Христо́вой, о на́с недосто́йных гре́шных. Вы́ у́бо ра́ди ве́ры Христо́вой мно́ги муче́ния претерпе́ли и умерщвлены́ бы́ша, Це́рковь Христо́ву украси́сте и венца́ми безсме́ртныя сла́вы увенча́ннии, в неизглаго́ланней ра́дости с ли́ки а́нгельскими в небе́сных селе́ниях водворя́етеся, Боже́ственным све́том облиста́еми. Яви́ти и на́м многомо́щное заступле́ние: ве́ру Христо́ву в чистоте́ сохрани́ти, в злострада́ниях и искуше́ниях му́жество прояви́ти, в жите́йских потре́бах дово́льство, в моли́твах постоя́нство и любо́вь к Бо́гу и бли́жним всегда́ име́ти. Наста́вите на́с, святи́и му́ченицы, моли́твами ва́шими на пу́ть спасе́ния, укрепи́те стопы́ на́ша тве́рдо и непоколе́блемо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, вразумля́я заблу́ждшия, да́руя неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, в супру́жестве живу́щим покрови́тельство, все́м же на́м вся́ ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да ва́шими моли́твами наставля́еми и предста́тельством укрепля́еми, просла́вим Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ ХРИСАНФУ И ДАРИИ
I. Некоторый знаменитый муж, именем Полемий, переселился из Александрии в Рим, чтобы дать лучшее воспитание и образование единственному своему сыну, впоследствии св. мученику Хрисанфу, память коего совершается ныне. Приглашены были самые знаменитые наставники в науках, и Хрисанф, юноша даровитый и прилежный, оказал в них быстрые успехи. Однажды между разными книгами Хрисанф находит священные книги Нового Завета. По своей любознательности он читает их с напряженным вниманием. Высокие истины христианской нравственности пленяют его сердце. Он жалеет, что так долго не знал о таком сокровище знания! Вкусив сладкого, он уже не хочет горького: оставляет языческих учителей-философов и их учение; находит себе наставника в лице пресвитера Карпофора; верует во Иисуса Христа и принимает Святое Крещение. Переворот нравственный совершился. Хрисанф вскоре вступает на открытый подвиг исповедания христианства пред неверующими и победоносно совершает его до конца: мужественно претерпевает заключение и голод в темнице, куда поверг его отец-язычник; выведенный из темницы он противится искушениям роскоши и разных удовольствий; окруженный прекрасными девицами, препобеждает самое искусительное для юности обольщение. Наконец отец избирает ему невесту – умную, образованную, прекрасную лицом, Дарию, ревностную язычницу, и возлагает на нее преимущественные надежды в совращении сына. Хрисанф убеждает Дарию предпочесть язычеству – веру святую, супружеству – девство; и оба, наконец, – девственники и исповедники – сподобились принять венец мучеников. Живые – они были зарыты в землю.
II. Где начало всех этих дивных подвигов?
а) В слове Божием! Его сила просветила ум Хрисанфа светом истинного Боговедения и согрела его сердце любовью к благочестию. Оно отворило ему дверь из области тьмы и греха к духовному возрождению и царствию небесному, оно показало ему ничтожество язычества и безмерное превосходство христианской веры; оно убедило его в той отрадной истине, что за этой временной, земной жизнью, полной изнурительных трудов, болезней и всякого рода скорбей есть вечная, небесная, загробная, столь блаженная для праведных христиан, что никакое слово человеческое не может изобразить всех радостей и красоты небесного жилища их; вместе с сим оно – это зиждительное слово Божие – показало ему, что вечная, безотрадная, ужасная мука ждет всех не верующих в Господа Иисуса Христа и не творящих святой воли Его, что не нужно бояться убивающих тело, но не могущих убить души, которая бессмертна и которая так драгоценна в очах Божиих, что для избавления ее от греха, проклятия и смерти потребовалась смерть Сына Божия.
б) Такую всепобеждающую силу слова Божия можешь чувствовать и ты, возлюбленный брат, если будешь читать его с благоговением, как живое слово Самого Бога, – с полною верою и упованием, что оно есть нетленное семя благодатной жизни и насущный хлеб, питающий дух для возрастания и укрепления в доброй жизни, что оно есть духовный меч к отражению страстей, к очищению от греховных нечистот, к побеждению диавола и всех козней его, что оно есть самое лучшее средство к утешению человека среди горестей его земной и скоро проходящей жизни. И за этим драгоценнейшим сокровищем не нужно переплывать морей и предпринимать далеких путешествий; оно может и должно быть всегда и везде с тобою.
III. Братие! Будем деятельно исполнять заповедь апостола Павла: внемли чтению... и учению, и пребывай в них. Сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе (1Тим. 4, 13. 16). В сем ныне да уверит нас пример свв. мучеников Хрисанфа и Дарии.