Преподобный Игнатий Вологодский (в миру благоверный князь Иоанн Угличский), родился в 1478 году в г. Великие Луки в семье третьего сына великого князя Василия Темного – князя Андрея и княгини Елены. Князь Андрей Васильевич был владетелем удельного княжества Угличского. Царствование Василия Темного и Иоанна III отличалось обострением междоусобиц, когда удельные князья стремились ослабить централизованную власть Московского государя. История не сохранила подробностей об участии Угличского князя Андрея Васильевича в попытках свергнуть с престола Иоанна III, который, не будучи уверен в преданности себе младшего брата, приказал заковать его в цепи и заключить в темницу. Жестокость великого князя не обошла стороной и двух сыновей Андрея Васильевича – Иоанна и Димитрия, которым в то время было соответственно 13 и 12 лет. В сентябре 1490 года они были закованы в цепи и отправлены в Переславль. Через некоторое время их перевезли на Белоозеро, а в 1493 году – в Вологду.
Еще во время благополучной жизни под родительским кровом юный князь Иоанн отличался удивительно кротким нравом и незлобием. По словам автора его жития, Прилуцкого инока Лонгина, он «бяше бо обычаем кроток и смирен сердцем, и молчалив в разуме, а не гневлив отнюдь; ни игры, ни царскаго потешения небвнимаше». В 6-летнем возрасте отрок потерял любимую мать и находил утешение в теплой молитве. С малых лет обученный грамоте, он прилежал чтению духовных книг и старался не пропускать церковные службы. Юный князь любил беседовать с людьми благочестивыми и богомудрыми, часто молился ночью. Он отличался скромностью в одежде, был воздержан в пище, нуждавшимся подавал милостыню.
Находясь в суровой темнице, вдали от родных, юные братья находили утешение в молитве к Господу и Его Пречистой Матери, образ Которой «Всех скорбящих Радость» был с ними. Не по годам умудренный князь Иоанн утешал и ободрял унывавшего младшего брата Димитрия надеждой на Промысл Божий, всегда премудро и отечески устрояющий пути человека. Проводя дни и ночи в молитве, благоверный князь достиг высокого духовного совершенства и стяжал истинное смирение. Непрестанно проливая слезы умиления, он благодарил Господа за ниспосланную Им милость сподобления их участи невинно страдавших за Христа мучеников. Так прошли долгие годы.
Наконец, после 32 лет томления в душной темнице, князь-страдалец, чувствуя близость своей кончины, пожелал постричься в иночество. Он не сделал этого раньше потому, что тогда брат Димитрий, не желавший иночества, не принявший его и перед смертью, остался бы в темнице один, а этого не могла допустить истинная братская любовь. По просьбе блаженного узника игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Михаил постриг его в Ангельский образ и облек в схиму с именем Игнатий.
Страдалец причастился Святых Христовых Таин и, осенив себя крестным знамением со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», скончался 19 мая 1523 года, в 45-летнем возрасте. Лицо почившего было светлым, и легкое благоухание наполняло воздух.
Множество людей пришли на погребение святого схимонаха. И только брату усопшего, Димитрию, предстояло провести в темнице еще около двадцати лет. При колокольном звоне с находившихся поблизости храмов траурное шествие, предводимое игуменом Михаилом, направилось к соборному храму Воскресения Христова. Погребен преподобный Игнатий в Спасо-Прилуцком монастыре близ мощей преподобного Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля).
Господь прославил Своего угодника чудесами еще на пути к месту вечного его упокоения, когда некая расслабленная женщина по имени Александра исцелилась, прикоснувшись к гробу святого Игнатия. Еще одно чудо было засвидетельствовано, когда собирались предать тело благоверного князя земле. Смертельно больной житель Прилуцкого села по имени Михаил, услышав о погребении святого Игнатия, просил поднести его ко гробу, где и получил исцеление, успев в последний момент прикоснуться к нему. После погребения преподобного Игнатия на его могиле по милости Божией получила чудесное исцеление жительница села Прилуки Соломония, глухая и слепая на один глаз. Некто Борис Соловцев привел к могиле преподобного Игнатия своего больного друга Иродиона, почти полностью утратившего зрение; по совершении молебна и после того, как Иродион со слезами на глазах и с глубокой верой в предстательство святого угодника прикоснулся к гробнице, он тотчас прозрел.
В 1538 году к игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Афанасию обратилась женщина по имени Дарья с сухой от рождения рукой с просьбой отслужить молебен у гробницы преподобного Игнатия. На следующую ночь после молебна Дарья увидела в тонком сне преподобного Игнатия, взявшего ее за руку со словами: «Встань!» Проснувшись от страха и никого не обнаружив в комнате, она вдруг почувствовала себя совершенно здоровой.
Автор жития преподобного Игнатия, его современник, инок Лонгин, рассказав об этих событиях, заключает, что он собрал из многого малое и что от гробницы святого страдальца, как из неисчерпаемого источника, льются щедрые дары благодатной помощи всем, кто приходит к нему с верой и надеждой на милость Божию. Служба святому князю, как и житие, была составлена в XVI веке.
В сборнике служб XVII века, находившемся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, была помещена рукописная служба преподобному Игнатию, имя автора которой известно из акростиха тропарей: «Господи Боже, помилуй Илию».
1 июня
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
3 июля (переходящая) – Собор Вологодских святых
В житии́ свое́м мно́ги ско́рби претерпе́л еси́, блаже́нне,/ и терпе́ния ра́ди вене́ц от Бо́га прия́л еси́,/ и по сме́рти свое́й чудотво́рец показа́лся еси́,/ того́ ра́ди па́мять твою́ пе́сньми почита́ем,/ преподо́бне о́тче наш Игна́тие,/ моли́ся, предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ держа́ве сро́дник твои́х богоуго́дней бы́ти// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Чи́сто житие́ на земли́ пожи́л еси́,/ ду́шу и те́ло без скве́рны соблю́л еси́/ и терпе́ния ра́ди, своего́ мзду восприя́л еси́./ И ны́не на Небесе́х со А́нгелы веселя́ся, преподо́бне о́тче Игна́тие,/ моли́ся непреста́нно Христу́ Бо́гу о всех нас, почита́ющих па́мять твою́// и притека́ющих к ра́це моще́й твои́х.
I. Воспоминаемый в нынешний день наш русский святой, князь Иоанн Угличский, жил более трех сот лет тому назад. Великий князь московский Василий заподозрил родственного ему князя Угличского Андрея в измене и велел ему явиться в Москву. Хотя измена и не была доказана, но Андрея заковали в цепи и заключили в тюрьму, где он вскоре и умер. Из-за отца взяты были под стражу и дети его, совершенно невинные, по одному только неосновательному подозрению – Димитрий и Иоанн. Их переводили из тюрьмы в тюрьму, пока, наконец, местом постоянного их заключения избрана была тюрьма в городе Вологде; здесь в тяжелом заточении невинные страдальцы и провели более тридцати лет. Нравственное настроение братьев сказалось тут сейчас же. Нетерпеливый Димитрий, хотя был и старше Иоанна, сильно жаловался на жестокость своего дяди, – грустил и падал духом; не то было с Иоанном: с юных лет кроткий и богобоязненный, он совершенно мирился с своим тюремным заключением, – не позволял себе ни одного слова ропота против своего дяди, а напротив благодарил Бога за все, – находя утешение в молитве и в изучении закона Божия. На тюрьму он смотрел, как на училище благочестия, назначенное ему Господом. Будучи совершенно спокойным и благодушным, подобно святым мученикам, он был истинным утешителем и для своего малодушного брата Димитрия. «К чему скорбеть и тебе, брат мой? говорил он неоднократно Димитрию. Бог внушил великому князю позаботиться о спасении душ наших. Не видишь ли, как мы далеки от мира, опасного для души? Все, что есть «в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира» (Иоан. 2, 16). Счастье наше, что мы разлучены с такими незавидными преимуществами мира. Тесен затвор наш? Но не тесным ли путем шли в царство небесное святые? Они терпели голод, стужу, побои, раны, темницу, потерю всего, но пели псалмы и утешались чтением слова Божия. Будем и мы подражать им; и нам дан будет венец нетления». Только смерть разлучила его с братом и с темницею. «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» были последние предсмертные слова князя-узника. Утешение христианское, преисполнявшее душу Иоанна во всю его жизнь, отражалось и на его мертвенном лице: лице его и по смерти светилось кротостью, благодушием, блаженством.
II. Братие! И все нетерпеливые при несчастиях настоящей жизни, без сомнения, также терпеливо переносили бы свои страдания, как переносил их преподобный Иоанн, если бы входили в самих себя и основательно узнавали состояние своего сердца. Господь Бог не оставил бы их без Своего света, и они очень скоро увидели бы то, что должно было бы видеть всем, и чего однако ж весьма многие не видят и не хотят видеть, – увидели бы, что «все случающияся с нами в настоящей жизни несчастия всегда суть весьма спасительные для нас Божии благодеяния». Обратим, братие, на эту достоуважительную истину наше внимание.
а) Все несчастия настоящей жизни, какого бы рода они ни были, действительно суть весьма спасительное для нас благодеяние Божие.
В настоящей жизни многие люди, по действию разных, господствующих в них страстей, забываются до того, что почти никогда не вспомнят ни о Боге, ни о своей душе, ни о своих обязанностях, живут только жизнью плоти, и умножают грехи на грехи. «Посему Бог, пламенно желающий всем человекам спастися» (Иезек. 33, 11), посылает на них какую-нибудь чувствительную болезнь, нужду, разные огорчения, страхи, какие-либо другие несчастия, – посылает с тем, чтобы напомнить им о Себе, привесть их в сознание худого состояния их сердца, и расположить их к исправлению. Не благодеяние ли это? «Егоже любит Господь», говорит св. апостол, «наказует, да причастимся святыни Его» (Евр. 12, 6, 10). Так Бог поступал и поступает не только с частными людьми, но и с целыми народами. Посему при всяком, постигающем нас несчастии, какого бы рода оно ни было, нам тотчас должно всевозможно внимательно осматривать, что в нашем сердце требует исправления, – и немедленно исправляться.
б) Несчастия настоящей жизни для нас суть благодеяния Божии, потому что они предохраняют нас от греха.
Многие жалуются на свою бедность, на трудное пропитание себя или своего семейства. Но знают ли они, какова была бы их жизнь, если бы они были богаты? Теперь они непрестанно чувствуют нужду в Божией помощи, и молятся усердно. Но многие богатые совершенно забывают Бога, и не молятся; а когда и молятся, молятся без должного внимания и благоговения.. Могут ли они удостоверительно сказать о себе, что не сделались бы так же бесчувственными?
в) Несчастия настоящей жизни суть благодеяние Божие для людей даже благочестивых. Ибо несчастия доставляют им случай к упражнению и укреплению себя в добродетели. Доколе у человека нет случая для пробуждения его сил, до тех пор его силы спят, часто так глубоко, что он сам о них не знает, и оставляет их без всякого упражнения. Но когда открывается случай и пробуждает его силы, он действует ими, и нередко становится совершенно другим человеком. Всякий благочестивый человек глубоко чувствует эту истину, и в минуты живейшего сознания ее говорит самому себе: «что был бы я без моей болезни, без моей бедности, или иного несчастия!»
Впрочем, Бог, подвергающий людей различным несчастиям, никогда не подвергает их несчастиям так, чтоб они не в силах были переносить их. Это ясно утверждает св. апостол, вразумляя коринфян: «Бог не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко возмощи вам понести» (1Кор. 10, 13).
III. Итак, братия, спокойно полагайтесь на отеческую Божию благость, и не ропщите, а прославляйте Бога при всех тяготящих вас несчастиях. Помните, братие мои, что все посылаемые на нас от Бога несчастия, какого бы рода они ни были, суть благодеяния Божии.