Святейший Патриарх Ермоген был великим молитвенником - без этого угодить Богу невозможно. Это видно по его служению в Казани, когда Господь в награду за его ревность позволил ему первому взять в руки чудесно обретенный образ Божией Матери. Святитель не только принял на руки извлеченную из пепелища чудотворную икону Божией Матери, он свидетельствовал об этом в написанном им в 1594 году «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани», где подробно описывает не только факт обретения иконы, но и чудеса, совершившиеся по молитвам к Божией Матери.
В житии святейшего Патриарха Ермогена не так много рассказов о его молитвенных и других аскетических подвигах. Эта сторона его святости осталась в тени общественного служения, которое, прежде всего, было сконцентрировано на отстаивании Православия в России, в защиту Истины, Церкви, Отчизны. На долю предстоятеля Русской Церкви выпали тяжелейшие испытания. В то роковое для русских людей время, когда существование Державы было поставлено под угрозу, противостать этому смог только «начальный человек Русской земли», как тогда называли святейшего Патриарха Ермогена. Патриарх Ермоген оставался единственным человеком, имеющим не только неоспоримый духовный авторитет, но и являвшийся представителем верховной государственной власти. Он укрепил в народе силу веры и надежду на помощь Божию в чрезвычайно скорбных обстоятельствах. Ответом на призыв святого к миру и покаянию стал всеобщий патриотический подъем и желание освободиться от терзающей страну смуты. Святейший Патриарх Ермоген смог удержать страну и ее народ от скатывания в пучину полного уничтожения.
Единственный мученик на Московском Патриаршем престоле — Патриарх Ермоген; это символ жертвенного служения Церкви и на все времена пример верности Христу и любви к Отчизне. Он завершил свои дни как поборник и защитник православной веры, как великий защитник и спаситель Отечества нашего. Все силы и саму жизнь он отдал во имя сохранения в нашей стране Православия, государственной независимости и национальной самобытности.
Многие, особенно те, кто плохо знаком с историей, задают вопрос: «Что же такого совершил Патриарх Ермоген?» Многие не знают, что он был замучен в подвалах кремлевского Чудова монастыря в начале XVII столетия. Монастырь этот не сохранился — он был разрушен в лютые годы гонений XX века, хотя именно там от голода и холода умер священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России.
Почему он умер? Кто заморил его голодом, кто погубил его? Патриарх Ермоген — это человек, который имел решающее значение в деле спасения России в Смутное время XVII века. Совершенно особым был путь Святейшего Ермогена к своей славной и трагической кончине. В 1913 году, когда состоялось его причисление к лику святых, в народе распространялась листовка, где в нескольких словах говорилось об этом пути Первосвятителя. Три фразы из нее охватывают всю жизнь Патриарха: «За пламенную веру он был удостоен обрести Казанскую икону Богоматери. За пастырскую любовь он был избран и посвящен митрополитом Казанским. За стойкость в вере православной призван Святейший Ермоген в Патриархи Всероссийские». И добавить к этому можно: за пламенную любовь к Церкви, к Отечеству и к народу он принял мученический венец.
Господь воздвиг его на свещницу Первосвятителей Московских в трудное время.
Будущий священномученик прибыл в Москву из Казани, хотя родился он на Дону. В Казани изначально он жил как светский человек, занимался торговлей. Он был благочестив, жил семейной жизнью — имел жену, детей. Народ избрал его, чтобы он стал священником, и он сделался добрым пастырем. В это самое время происходит чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Будущий святитель принимает активное участие в прославлении этого образа. Он был первым составителем службы в честь Казанской иконы Божией Матери. Благодать от чудотворной святыни почила на Ермогене, и вскоре он становится митрополитом Казанским — отцом всех верных на восточных порубежьях Руси. А вслед за этим святитель был избран и на Всероссийский Патриарший престол.
В начале XVII века наше Отечество пребывало в глубоком духовном, экономическом и политическом кризисе. Смутное время — одна из тяжелейших и самых позорных страниц в истории нашей страны. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением династии московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — ставленник внешних сил, а затем и другие, кто ложно называл себя царями. Некоторое время у власти был законный царь Василий Шуйский, который пытался сохранить в государстве порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты. И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав покорить Русь. Польский король Сигизмунд с большой, хорошо вооруженной и организованной армией обложил город Смоленск, который два года держал осаду, не сдаваясь врагу.
Многие из московских бояр утратили в те годы жизненные ориентиры и выступили против глубинных национальных интересов Отечества, стали предателями Родины. Это предательство совершалось не скрыто, не тайно, а открыто — оно, как мы теперь сказали бы, широко пропагандировалось. Говорили, что для спасения России нужно, чтобы чужой, иноземный царь пришел в Москву, в Кремль, и взял власть над Русью. Именно с иностранной интервенцией связывали спасение России, думая не об Отечестве, а о самих себе. То было время помрачения сознания, разрушения ценностей, разрушения исторических, духовных и культурных ориентиров. Все перепуталось — правда с ложью, враг с другом; никто не мог понять, что делать и куда идти. А элита общества, те, кого мы сегодня называем интеллигенцией, избрала путь, который привел бы страну к гибели. Россия была поставлена на грань катастрофы, на грань полного уничтожения и краха. Мы как народ и как страна стояли на краю пропасти, упав в которую Россия, наверное, никогда более не смогла бы возродиться.
Иноземный враг с легкостью достиг Москвы и вступил в Кремль, ведь очень многие восприняли оккупацию России как доброе дело, как один из способов повысить уровень материальной жизни, уровень культуры, приобщиться к европейским ценностям. Подобными мыслями жила московская элита того времени — бояре. Конечно, огромное значение имел и фактор междоусобной конкуренции, борьбы за престол, борьбы за влияние. Но главная причина заключалась в смуте духовной, в потере национального самосознания, в неспособности отличить добро от зла, и открыты были врата Руси, Москвы и Кремля: «Приходите, господствуйте и царствуйте над нами!»
Московские бояре приняли решение пригласить на русский трон сына польского короля Сигизмунда, королевича Владислава. Это было предательство, но предательство совершенно особое, когда искушению и соблазну подверглось большинство; люди словно обезумели, потеряв всякие ориентиры в нравственном пространстве. К Сигизмунду отправилось посольство из Москвы.
В условиях массового духовного помрачения, когда даже часть Церкви приветствовала иноземцев, святитель Ермоген, не имея силы остановить это безумие, написал грамоту, в которой сформулировал непременные условия восшествия королевича Владислава на русский престол: принятие им православной веры, вступление в брак с православной девушкой, отказ от всякого прозелитизма, от всякой попытки обратить Православную Русь в иную веру и многое другое. Но те, кто вел переговоры с Сигизмундом, решили открыть врата Москвы для врага безо всяких условий.
Однако, для того чтобы подчинить страну иноземцам, нужно было убедить Патриарха Ермогена поддержать и благословить их власть. Нужно было уговорить его, чтобы он остановил любые протестные движения. Смутьяны, как и оккупанты, понимали, что ничего на Руси не произойдет, если Патриарх Московский не обратится с соответствующим призывом ко всему народу, — с призывом поверить в идею спасения извне. Вот почему на Патриарха стало оказываться огромное давление и представителями боярской знати, и оккупантами: «Подпиши воззвание! Обратись к народу русскому, чтобы принял иноземное господство как великое и необходимое деяние, направленное на спасение страны!»
Но старец Патриарх отказался. Святитель Ермоген, оставаясь верным своему патриаршему предназначению, всячески боролся в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на московский престол неправославного царя. Из последних сил Патриарх Ермоген старался остановить все то, что могло последовать за этой изменой.
В каком тяжелейшем положении находился Патриарх! Его просили, его уговаривали, его соблазняли разными привилегиями и богатством, затем стали принуждать, а когда почувствовали, что он стоит твердо и не имеет намерения изменить своему Отечеству, его бросили в холодные подвалы Чудова монастыря в Московском Кремле. Но этот пожилой человек, будучи один на один со своими искусителями и врагами, сохранил силу духа, не соблазнился ни на посулы, ни на уговоры.
А почему, собственно говоря, требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому, что на народ, тот самый простой народ, который всегда решал и решает судьбу России, мог повлиять только один голос — голос Патриарха. И как же ясно осознавал свою великую историческую ответственность святитель Ермоген! Он жил одной жизнью с народом, а та могущественная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, была, по сути, чужда и Церкви, и народу.
Патриарха мучили голодом, жаждой, холодом, желая сломить его волю, но он не склонил своей главы и там, в темном подземелье, не зная, слышат его голос или не слышат, знают о его подвиге или не знают, оставался верен высокому патриаршему долгу и Отечеству. Из мрачного подземелья он стал распространять грамоты, обращаясь к митрополитам, к архиереям земли Русской, к народу, чтобы собирали людей, собирали ополчение, чтобы шли на Москву для освобождения Отечества.
Пламенными воззваниями и личным примером Патриарх Ермоген показал народу важность стояния в правде. Архипастырь не потерял того духовного критерия, который позволяет ясно различать правду и ложь. Он сохранил эту способность именно потому, что был близок к Богу и никакие материальные блага, соблазны власти и комфорта не могли помрачить его внутреннее зрение, просветленное Божественной истиной.
Можно себе представить, что творилось в душе святителя! Враг — в Кремле, бояре, образованная часть общества, — вместе с врагами. Где искать опору? От чего отталкиваться? К каким идеалам призывать народ? Как вдохнуть в людей ревность о защите Отечества?
Святитель Ермоген имел эту опору в своей вере, в Церкви, в верности Господу, в верности своей архиерейской присяге. В совершенно безнадежном, казалось бы, положении, будучи отторгнут своими же, предан теми, кто должен был защищать страну, он находит в себе силы отвергнуть всякие посулы врага и обратиться к народу, распространяя грамоты с призывом встать на защиту Отечества.
Патриарх Ермоген повелел архиереям нести эти грамоты и в Казань, и в Рязань, и в Нижний Новгород, и в другие города. Он призывал архиереев Божиих вдохновить народ на борьбу. И это свершилось! Церковь, движимая волей, исповеднической силой духа Патриарха Ермогена, вдохновила народ.
Голос старца, положенный на бумагу, распространенный по разным городам и весям, пробудил совесть людей. Многие осознали, где правда, а где ложь, и что нужно делать для освобождения страны. Призывы и молитвы умирающего в темнице восьмидесятилетнего Патриарха заставили одуматься тех, кто оступился, вдохновили тех, кто искал путей возрождения ослабленной России, умилостивили Того, Кто подает всякую победу. Под влиянием посланий Патриарха и по его благословению было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву.
Однако сам угодник и исповедник Христов не дожил до этого долгожданного события: он скончался 17 февраля 1612 года, замученный голодом, жаждой и холодом в подземелье Чудова монастыря.
Своей мученической кончиной святитель Ермоген, Патриарх Московский и всея России, явил пример беззаветной преданности Богу, Православной Церкви и своей Родине. Только благодаря ему Русь вновь обрела независимость, отвела от себя угрозу обращения в иную веру. Не было бы сегодня России, если бы не было подвига Патриарха Ермогена! Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых в разное время зависела сама судьба нашей Родины, — с Александром Невским, с Димитрием Донским, с Михаилом Кутузовым, с Георгием Жуковым — великими и славными мужами, чьи имена вписаны в историю как имена спасителей Отечества. То, что произошло с нами в начале XVII века, — великий урок на все времена и для всех: для властей, для элит, для Церкви и для народа. Вот в чем причина нашей благоговейной памяти о священномученике Ермогене.
В 1910 году в Святейший Синод Русской Церкви поступило прошение от общественности нашей страны, чтобы в ознаменование 300-летия мученической кончины Патриарха Ермогена в городе Москве на Красной площади был воздвигнут ему памятник. В 1913 году в Историческом музее была открыта выставка проектов памятника священномученику Ермогену. По всей стране в течение трех лет собирались средства, чтобы в знак благодарности святителю, спасшему страну в тяжкое Смутное время, был установлен памятник. Но Первая мировая война, а затем и революция помешали осуществлению этого благого всенародного начинания. Само имя святителя Ермогена было надолго забыто, вычеркнуто из истории.
Наконец, в 2013 году, в день 100-летия прославления священномученика Ермогена, мы исполнили волю наших предков. В Александровском саду, рядом с Кремлевской стеной, был воздвигнут памятник святому Патриарху.
Очень важно, чтобы народ наш никогда не забывал героев и святых, которые спасли Русь. Патриарх Ермоген — и святой, и национальный герой. И долг нашего поколения — напомнить всем, кто любит Родину, кому небезразлично ее будущее, кто сознает себя человеком православным, и даже тем, кто таковым себя не считает, о его великом жертвенном служении Отечеству, Церкви и народу.
К нам, сегодняшним, в не меньшей степени обращены слова священномученика Ермогена: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и в будущем! Стойте за веру неподвижно; а я за вас Бога молю!»
И ныне мы молимся ему о том же, о чем он просил Бога: чтобы Господь хранил державу Российскую, просветил умы и сердца людей наших, уберег от помрачения, от потери жизненных ориентиров; чтобы добро в сознании наших современников не путалось с ложью, а подвиг любви к Отечеству — с предательством; чтобы Господь сохранил народ наш в единстве и единомыслии; чтобы никогда — ни в начале XXI века, ни позднее — не повторилась в истории страшная смута века XVII; чтобы хранилась в сердцах людей вера православная, которая всегда приходит на помощь в самые тяжелые и судьбоносные дни России.
Будем же верными наследниками достославных наших предшественников, которые, не щадя жизни, не ища легкого пути, не скрываясь от испытаний, посылаемых Господом, защищали свою христианскую веру и немыслимую без этой веры Святую Русь. Нам, нынешним, любить ее красу, приумножать достояние, сохранять ее самобытность.
2 марта (переходящая) – 2 марта (17 февраля) в невисокосный год / 1 марта (17 февраля) в високосный год
25 мая – Прославление
17 октября – Собор Казанских святых
18 октября – Собор Московских святителей
Росси́йския земли́ пеpвопpесто́льниче/ и неусы́пный о ней к Бо́гу моли́твенниче!/ За ве́pу Хpисто́ву и па́ству твою́ ду́шу свою́ положи́в,/ стpану́ на́шу от нече́стия изба́вил еси́./ Те́мже вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// священному́чениче Еpмоге́не, о́тче наш.
Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ Те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси́ зове́м ти́:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Ермоге́не! К тебе́, моли́твеннику те́плому и предста́телю пред Бо́гом непосты́дному, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбех на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. В дре́внюю годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу нечести́вии врази́, Госпо́дь яви́ тя Це́ркви Свое́й столпа́ непоколеби́ма и лю́дем росси́йским па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы положи́вша и лю́тыя во́лки дале́че отгна́вша. Ны́не у́бо при́зри и на ны, недосто́йная ча́да твоя́, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тебе́ призыва́ющая. Кре́пость бо на́ша в нас оскуде́, и вра́жия ловле́ния и се́ти обыдо́ша нас. Помози́ нам, засту́пниче наш! Утверди́ нас в ве́ре святе́й: научи́ нас всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся преда́ния церко́вная, от отец нам запове́данная. Па́стырем на́шим бу́ди архипа́стырь, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и за вся те́плый моли́твенник; я́ко да моли́твами твои́ми огражда́еми, непреста́нно воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ЕРМОГЕНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЦУ