Святой образ Божией Матери, именуемый «Целительница», принадлежит к числу наиболее древних и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии в IV веке. Икона эта находилась в Карталинии, в Цилканском храме.
В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», которая находилась в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия.
Икона изображает Пресвятую Богородицу, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
Один из клириков по имени Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!»
Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и у изголовья увидел прекрасного юношу, это был Ангел Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей моление об исцелении. Вдруг явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над больным страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной сразу почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клирос, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Каждый день множество больных молится Господу Иисусу Христу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя — зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе — что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь — это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.
Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо. Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.
Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», — спрашиваем мы и молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями.
Но вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». В его молитве не было ни одного прошения. Клирик лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего. Богородица указала, таким образом, и нам некий образец поведения.
Примечательно, что Божия Матерь исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, и опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик.
Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие - образец, который явил нам клирик Викентий, и подражать ему призваны все христиане.