Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов.
Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова († 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона.
В правление императора Траяна (98–117) Римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходил из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте.
10 мая;
17 января (Собор 70-ти апостолов).
Христо́ва тя сро́дника, Симео́не священнонача́льниче,/ и му́ченика тве́рда свяще́нно восхваля́ем,/ пре́лесть потреби́вшаго/ и ве́ру соблю́дшаго./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.
Я́ко звезду́ преве́лию, Це́рковь, иму́щи днесь Богоглаго́ливаго Симео́на,/ светово́дится, зову́щи:// ра́дуйся, му́чеников честны́й ве́нче.
I. После мученической смерти Иакова, первого епископа Иерусалимского, вторым епископом в Иерусалиме был избран Симеон, память коего совершают ныне. Он был сын Клеопы, одного из двух учеников, которых по воскресении Господь встретил идущими в Эммаус; а Клеопа был родной брат святого Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы; потому Симеон и приходится как бы сродником Спасителя. Прежняя жизнь Симеона нам неизвестна.
После вознесения Спасителя, он был причислен к семидесяти апостолам, проповедовал Евангелие в Иудее и видел смерть Иакова. Затем он сорок лет управлял Церковью Иерусалимскою. Во время разорения Иерусалима, в царствование Тита, Симеон удалился с другими христианами в город Пеллу, в окрестности Иерусалима; потом он снова возвратился в Иерусалим и продолжал управлять Церковью до тех пор, пока не начались гонения при царе Траяне. Римляне особенно преследовали Симеона, как одного из потомков царя Давида. Они боялись, чтоб иудеи, принадлежащие к царскому роду, не вздумали противиться кесарю и восстановить свое царство.
Симеона взяли и привели к царскому наместнику Аттику, напрасно старались склонить его отречься от христианской веры и употребляли для того сначала угрозы, а потом мучения. Симеону было сто двадцать лет; но несмотря на старость, он твердо перенес страдания. Его били прутьями и жестоко терзали; но святой старец не переставал исповедовать имя Христово. Наконец он был распят на кресте, оставшись верен Господу до самой своей крестной смерти.
II. Святой священномученик Симеон, которому было 120 лет во время его мученического подвига, учит нас твердо веровать в Господа нашего Иисуса Христа и не изменять Ему до конца своей жизни, не смотря ни на какие страдания.
Что значит веровать в Иисуса Христа?
а) Веровать во Иисуса Христа - значит веровать, что Иисус Христос в самом деле есть Сын Бога Отца и истинный Бог (Иоан. 3, 16), – веровать, что Он пришел на землю и сделался человеком для того, чтобы сделать нас чадами Божиими (1 Иоан, 3, 1), – веровать, что всякое Его слово есть слово Божие, все Его дела – дела Божии, и все, сделанные Им распоряжения для нашего спасения, – распоряжения Божии (Иоан. 12, 49, 50), – веровать, что Его жизнь есть пример святой жизни, которому нам должно последовать (Иоан, 13,15); а Его смерть – источник нашего спасения (1Петр. 2, 24), – веровать, что Он воскрес из мертвых, вознесся на небеса, седит одесную Бога, Своего Отца, и там готовит место для нас, Своих братьев (Римл. 8, 34. Иоан. 14, 2, 3), – веровать, что Он опять придет на землю воскресить всех умерших, будет всех их судить, и всех истинно верующих в Него возьмет в уготованное Им для всех место, – в вечное блаженство (Матф. 25, 31–46), – веровать, что нам должно любить Бога больше всего, а потом любить всех людей, как возлюбил нас Господь (Иоан. 13, 34), доброжелательствовать им, по возможности помогать нуждающимся из них, молиться за них, искренно прощать врагов (Матф. 5, 44), повиноваться начальству (Римл. 13, 1), в самих себе истреблять все худые расположения (Галат. 5, 24), свое тело содержать в воздержании и чистоте, а душою и сердцем жить, на небесах (1 Коринф. 6, 15 – 17), – веровать не только тому, чему учил Иисус Христос Сам, но и тому, чему учили Его святые апостолы, и чему Он учит нас посредством Своей Святой Церкви (Деян. 1, 8; Ефес. 4, 11–14), – веровать во Иисуса Христа так несомненно, как бы своими глазами видим Его рождающимся, поучающим, преображающимся на Фаворе, мучимым в дому Ирода и Пилата, умирающим на кресте, воскресающим, возносящимся на небеса и седящим одесную Отца, – веровать, что Он, как обещал (Матф. 28, 20), пребывает всегда с нами, и посему несомненно полагать, что когда, например, мы входим в церковь, Он там находится лично; когда мы молимся Ему, молимся Ему лично; когда благодарим. Его, благодарим Его лично; когда дома садимся принимать пищу, Он садится вместе с нами и преломляет нам хлеб; когда производим какую-нибудь, по нашему состоянию, работу, Он Сам сидит с нами и помогает нам, – веровать, что всякий раз, когда мы решаемся на какой-либо грех, Он стоит перед нами и говорит как бы так: «Я пролил Свою кровь за ваши души; а вы хотите столь дорого искупленную душу осквернить грехом и продать ее врагу диаволу в ад! Одумайтесь!» – веровать, что Он есть наша единственная опора, наш единственный Спаситель и в жизни и при смерти и в вечности!
Так должно веровать, но веровать истинно, – веровать так, как веровали святые апостолы, по сошествии на них Всесвятого Духа, как веровал прославляемый ныне святой священномученик Симеон, не отказавшийся от Христа даже в виду крестной смерти, на которую он был осужден.
б) Но вера в Господа нашего Иисуса Христа не должна ограничиваться одними мыслями и словами: нет, она должна перейти в дела и во всю жизнь христианина. А ежели наша вера не оказывает в нас своей жизни, то она мертва; ибо «вера без дел мертва есть», говорит святой апостол (Иак. 2, 18) и, следовательно, также бездейственна, как умерший человек, как труп. Умерший человек существует; но он не видит, не слышит, не чувствует, не говорит, не движется, ничего не делает и ничего не может делать ни для других ни для себя. Кто говорит: «верую», тот должен доказывать свою веру делами по вере. «Ты веру имаши», говорит святой апостол Иаков и продолжает: «покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак. 2,18): иначе что в твоей вере? «И беси веруют» (Иак. 2,19)! Чем ты от них отличаешься?
Итак, ежели мы в самом деле веруем, то должны доказывать свою веру искренним, постоянным и самым усердным исполнением всех всеобщих законов нашего Господа Иисуса Христа, – законов нашего поведения в отношении к Богу, к самим себе и ближним.
III. Итак, возлюбленные о Христе братие и сестры! Веруйте «истинно!» Веруйте верою «живою!» Молитесь всем сердцем Начальнику веры Иисусу Христу: «Господи, приложи мне веру!» Братие! помните, что «без веры» и, притом, живой и деятельной – «не возможно угодити Богу и наследовать живот вечный».