Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/10 ноября. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

10 ноября. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

← Предыдущая Следующая →
10 ноября. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прославлен Церковью как выдающийся проповедник, христианский писатель, миссионер, просветитель, подвижник благочестия. Он знаменит своей ревностной борьбой с расколом, и главное – двадцатилетним трудом (1684 - 1705 гг.) по составлению «Жития Святых».

Святитель Димитрий (в миру - Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.

9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. Разумея личные достоинства и духовные дарования отца Димитрия, архиепископ призвал его к себе и определил проповедовать при своей кафедре. Пламенность проповедей молодого священника, ясность и доступность увещеваний обнаруживали в нём весьма ревностного и образованного пастыря, чуткого, близкого к людям. В Чернигове иеромонах Димитрий оставался до 31 июля 1677 года. Он проповедовал не только в самом Чернигове, но и в других храмах епархии. Здесь он написал и первое, дошедшее до нас, свое сочинение - «Руно орошенное», содержащее описание чудес от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.

В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря. 26 октября 1683 года игумен Димитрий оставил управление обителью и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерской Лавры, переехал в Киев. 23 апреля 1684 года он поселился в Киево-Печерском монастыре, стал братским проповедником.

Здесь, в стенах Киево-Печерской Лавры, начинается новый этап жизни Святителя. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам, зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление «Жития Святых» на весь год.

6 мая 1684 года святитель Димитрий начинает работу над составлением «Жития Святых», и вся его дальнейшая жизнь была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам, труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно).

В 1701 году государь Петр I пожаловал Димитрия в сан митрополита Тобольского и Сибирского, а через год он был определен в митрополию Ростовскую и Ярославскую. Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. В целях улучшения подготовки будущих иереев, святитель Димитрий организовал на собственные средства училище. Владыка зорко следил за тем, как осуществляется учебный процесс. Вместе с тем он следил и за нравственным воспитанием учеников: требовал от них регулярного посещения храмовых служб, сам совершал торжественные богослужения, сам наставлял их словом и примером. Наряду с этим святитель Димитрий трудился над преодолением расколов, боролся с мракобесием и народными суевериями.

Несмотря на загруженность работой по управлению кафедрой, в этот период (в 1705 году) он закончил писать «Жития Святых».

Заметим, что идея создания «Жития Святых» была не нова, и преподобный Димитрий начинал трудиться не на пустом месте. В Великороссии существовали Великие Четьи-Минеи Макария, митрополита Московского, который собирал разные списки житий, выбирал из них лучшие и иногда исправлял слог, переводя на русскую понятную речь иностранные (болгарские, сербские) слова. Состав его Четий-Миней изумляет своей многосложностью и разнородностью: прологи, торжественники, жития, творения святых, патерики, акты, путевые записи. Это была полная энциклопедия тогдашней духовной образованности. Церковь же малороссийская не имела такого богатства. После Батыева нашествия, литовских и польских разорений погибло множество драгоценных духовных книг, и, вместе с ними, жизнеописаний святых. Приходилось пользоваться римскими мученикословиями и легендами на польском и латинских языках, не всегда согласными с духом Православия. Труд предстоял необъятный, что требовало, воистину, титанических усилий: как телесных, так и духовных.

Четьи-Минеи святителя Димитрия – самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной славянской книжности. Свод житий был опубликован в четырех томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трем месяцам: сентябрь – ноябрь; декабрь – февраль; март – май; июнь – август. Кроме житий и других крупных статей Четьи-Минеи святителя Димитрия содержат краткие заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи. Необходимо также отметить наличие в «Жития Святых» такого принципиально нового момента, как элементы научно-справочного аппарата: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых, исторические справки, превращающиеся порой в небольшие исследования.

Писание житий так увлекало игумена Димитрия, что он, работая по ночам, ложился иногда спать, не раздеваясь, за час до заутрени, которую посещал весьма исправно.

В 1705 году Димитрий Ростовский отбыл по вызову в Москву. В этот период основным видом его деятельности было просветительство, проповедь, борьба с сектантскими движениями. В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей и продолжал заниматься на поприще литературного творчества.

Последующие годы он пребывал в состоянии сильного физического измождения. Примечательно, что святитель Димитрий скончался во время молитвы, стоя на коленях. За три дня до преставления Димитрий Ростовский отслужил службу, посвященную памяти святого Димитрия Солунского, но на проповедь сил у него уже не хватило. Пред самой кончиной его посетили певчие и исполнили составленные им духовные песнопения. Утром, 28 октября/10 ноября 1709 года, его обнаружили стоящим на коленях в молельном положении, но уже бездыханным. Епископ Виссарион (Нечаев) пишет: «Такова была кончина Святителя Димитрия! Молитва услаждала его при жизни, молитва сопровождала его и к смерти».

Святитель Димитрий Ростовский своими богословскими трудами оказал неоценимую услугу Русской Церкви. Его творения, осоленные благодатью Святого Духа, были любимым духовным чтением русского народа. Кроме «Жития Святых» у него много других сочинений церковной словесности. В нашей богатой духовной литературе он и в настоящее время остается одним из самых читаемых авторов.

Ростовский Святитель пользовался глубоким уважением среди самых разнообразных слоев русского общества. Такая всенародная любовь связана, в первую очередь, с самой личностью святителя Димитрия. Блестящий проповедник и агиолог, церковный историк, вдумчивый воспитатель и борец с расколом, мудрый церковный иерарх и заботливый пастырь, он привлекал и продолжает привлекать внимание, как современников, так и последующих поколений верующих людей. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Имя святителя Димитрия славилось не одними заслугами в церковной словесности. Кроме попечения о своей пастве, он особенно сострадателен был к больным и нищим и употреблял на них все избытки своего имения. Для всех православных христиан святитель Димитрий Ростовский является примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

21 сентября/4 октября 1752 года были обретены святые нетленные мощи Димитрия Ростовского. После освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших от них многих чудесных исцелений последовал Указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых, и установлении празднования 28 октября/10 ноября (день преставления) и 21 сентября/4 октября (день обретения мощей). Празднество установлено также 23 мая/5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых) и 23 июня (Собор Сибирских святых).

Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Величание

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Дими́трие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.

Молитва

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист святителю Димитрию Ростовскому

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена