Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/10 - 15 апреля. Страстная седмица

10 - 15 апреля. Страстная седмица

← Предыдущая Следующая →
10 - 15 апреля. Страстная седмица

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими, в каждый из них в церквях совершаются особые службы.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «В эту седмицу разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята, границы взяты; Бог мира примирил небесное и земное».

Главным содержанием богослужения Великих понедельника, вторника и среды являются притчи и наставления, сказанные Иисусом Христом в последние дни перед Его страданиями, и сопутствующие этому внешние события. Каждый день совершается литургия Преждеосвященных Даров. Помимо выборочных Евангельских чтений на утрене и литургии, в первые три дня Страстной седмицы церковный устав предписывает прочитывать на часах почти все Четвероевангелие: целиком Евангелие от Матфея, Марка и Луки, и наполовину – от Иоанна (до слов «Ныне прославися Сын Человеческий», ибо следующие за тем главы входят в состав 12 Страстных Евангелий). На практике Евангельские чтения начинаются заблаговременно и на Страстную остается только Евангелие от Иоанна.

На утрени Великого понедельника читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице, о неправедных виноградарях (Мф. 21:18–43); на литургии – беседа Господа о кончине века (Мф. 24:3–35). Другая важная богослужебная тема этого дня – ветхозаветный патриарх Иосиф, брошенный в ров, преданный и проданный в рабство собственными братьями, служащий прообразом предательства Христа Иудой.

В утреннем Евангельском чтении Великого вторника (Мф. 22:15–23:39) мы слышим об искушении книжниками и фарисеями Иисуса Христа и об обличении Господом их лицемеря («Горе вам, книжницы и фарисеи…»). На вечерне, соединенной с литургии Преждеосвященных Даров, в притчах о десяти девах и о талантах, о козлищах и овцах Спаситель опять обращается к теме Своего второго пришествия и Страшного суда (Мф. 24:36–26:2).

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению (Мф. 26:6–16). Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, и, озлобленный безграничной, всепрощающей любовью и кротостью Учителя, вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. Великая среда является пограничным днем, отделяющим один тип богослужения от другого. В среду вечера последний раз стихословится Псалтирь, последний раз служат литургию Преждеосвященных Даров, последний раз читают молитву Ефрема Сирина, с этого дня и до Пятидесятницы не кладут земных поклонов в храме (кроме как перед Св. Плащаницей). Прожив первые три дня Страстной седмицы, мы стоим уже в преддверии важнейших дней церковного года.

Великий четверг – день совершения Господом Иисусом Христом Тайной вечери, на которой Он омыл ноги Своим ученикам, а после – установил Таинство Евхаристии (Причащения); день моления о чаше в Гефсиманском саду и предательства Иуды, поцелуем выдавшего своего Божественного Учителя; взятия Христа под стражу, первого допроса и троекратного отречения Петра. В Страстной четверг каждый верующий, если не будет каких–то исключительных препятствий, старается быть на богослужении, причаститься Святых Христовых Таин. За литургией только в этот день года (но не каждый год, а по необходимости) Патриархом освящается свежесваренное миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения). В кафедральных соборах и некоторых монастырях до или после литургии совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения и любви; в византийской практике именно за литургией этого дня принято запасать Святые Дары для больных на весь год.

Великая пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения человека. Господь сознательно шел на смерть, и Он совершил этот подвиг из послушания Своему Небесному Отцу. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес. На утрени Великого пятка (служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Страстей. На вечерне (в пятницу днем) выносят для поклонения Святую Плащаницу, которая будет находиться в центре храма до пасхальной полунощницы. По окончании вечерни обычно сразу начинают петь повечерие или только один канон «На плачь Пресвятыя Богородицы», и затем все молящиеся прикладываются к Плащанице и Евангелию.

В Великую субботу Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. Утреня Великой субботы совершается накануне вечером. Самая выразительная и обширная ее часть – пение Непорочнов (17-й кафизмы Псалтири), разделенных на три части – «статии», к каждому стиху которых добавляются особые краткие «похвалы». Центральной темой «похвал» и других богослужебных текстов Великой субботы является сошествие Христа во ад. Еще одним ключевым текстом утрени является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы — инокине Кассии (IX в.), последние четыре песни — Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре — Марку, епископу Идрунтскому (IX-X вв.) В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми. В конце утрени, после пения великого славословия совершается крестный ход с обнесением Святой Плащаницы вокруг храма. На вечерне Великой субботы (служится в субботу утром), соединяемой с литургией Василия Великого, читаются 15 паремий, содержащих пророчества о состоянии уничижения Господа и о последовавшем затем Его Божественном прославлении. По традиции в Великую субботу после литургии бывает освящение куличей, творожных пасок и яиц для пасхального стола.

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 17 (240), 25.04.2021)

Митрополит Антоний Сурожский.
Проповедь в Страстную Среду

Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви...

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел...

Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас – может быть, недостаточно – содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену; Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный; к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого... И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит...

Не будем произносить и над ним последнего, страшного суда – ни над кем. Как-то, много лет тому назад, светлый русский богослов Владимир Николаевич Лосский, говоря о спасении и погибели, закончил свое слово надеждой; говоря уже не об Иуде, не о Петре, ни о ком из нас, он сказал о сатане и о споспешествующих ему аггелах, что мы должны помнить, что на земле, в борьбе за спасение или за погибель человека, Христос и сатана непримиримые противники; но что в каком-то другом плане и сатана, и темные, падшие духи являются тварью Божией, и Бог Свою тварь не забывает...

И мы сегодня видим и другой образ. Я только что говорил, что нас может отделить от Бога наше, и только наше отречение от Него и бегство от Него, неверие в Его любовь, в Его верность. Но есть другое, что нас может отделить от Бога; об этом мы слышали постоянно в эти дни: это ложь и лицемерие. Это ложь людей, которые не хотят на себя посмотреть, не хотят себя видеть, какие они есть, которые хотят обмануть себя, обмануть Бога, обмануть других и прожить в мире иллюзий, в мире нереальности, в котором им на время спокойно, безопасно; это нас тоже может отделить от Бога...

Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником? И он ответил: Когда я предстану перед Богом, Он меня спросит: Умел ли ты Меня любить всей душой твоей, всем помышлением, всей крепостью твоей, всей жизнью?.. И я отвечу: Нет, Господи!.. И Он меня спросит: Но поучался ли ты тому, что тебя могло спасти, читал ли ты Мое слово, слушал ли ты наставления святых? И я Ему отвечу: Нет, Господи!.. И Он тогда меня спросит: Но старался ли ты хоть сколько-то прожить достойно своего хотя бы человеческого звания?.. И я отвечу: Нет, Господи! И тогда Господь с жалостью посмотрит на мое скорбное лицо, заглянет в сокрушенность моего сердца и скажет: В одном ты был хорош – ты остался правдив до конца; войди в покой Мой!..

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много... И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много...

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир... Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас. Аминь.

6 апреля 1977 г.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена