Святой мученик Каллиник родился в Киликии и был воспитан в христианском благочестии. Он жил в III-IV веках. Глубокая вера в Бога и сострадание к заблудшим побудили его не таить в себе свет истины, и многие из язычников благодаря его проповеди обратились ко Христу. Однако в городе Анкире в Галатии это вызвало зависть и гнев язычников. Они схватили святого проповедника и, приведя к игемону (правителю) Сакердону, потребовали его смерти. Угрожая жестокими муками, игемон стал принуждать святого Каллиника принести жертву идолам, но святой Каллиник не только не испугался угроз, а сам просил о мучениях, которые готов был претерпеть за Имя Христово. Разгневанный правитель решил сломить мужество святого исповедника самыми мучительными пытками. Святого Каллиника, раздев, избивали воловьими жилами, затем подвесили на дереве и железными крюками строгали тело до костей. Видя тщетность этих пыток, игемон приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и вести в город Гангры в Пафлагонии на сожжение. Избивая святого, воины гнали его впереди своих коней. Путь был долгий – кони и воины обессилели от жажды. Не найдя никакого источника, воины обратились к святому мученику с просьбой о помощи. Святой Каллиник, желая сделать добро своим врагам, помолился Господу и извел из камня источник воды. По прибытии в Гангры воины не хотели предавать смерти святого мученика, но, боясь гнева игемона, развели огонь. Тогда святой мученик Каллиник сам вошел в пламя и там скончался. Тело его осталось невредимым, и христиане с честью погребли его.
См. также: "Страдание святого мученика Каллиника" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Му́ченик Твой, Го́споди, Каллини́к/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Го́рняя кра́сная досто́йно ны́не насле́довал еси́:/ Христо́вою бо зело́ любо́вию разже́гся,/ на огнь, Каллини́че, тем му́жественно дерзну́л еси́,/ Ему́же и ны́не предстоя́,// не преста́й моля́ о всех нас.
I. Ныне Святая Церковь празднует память святого мученика Каллиника. Святой Каллиник родился в Киликии и воспитан был в христианской вере. Глубоко скорбел он, видя, что народ в заблуждении своем покланяется бездушным идолам и не знает Бога истинного, и решился всю жизнь посвятить на проповедание святой веры. Обходил он много городов и сел, обращая язычников от идолов ко Христу Богу. Прибыл он, между прочим, в Галатийский город Анкир, и трудясь там в Христовом благовестии, приобрел многих Богу. Неуверовавшие же схватили его, представили городскому начальнику, как развратителя народа и проповедника закона воспрещенного. Начальник – человек злой, жестокий и ненавидевший христиан, стал его строго укорять за то, что он отвращал народ от богов, а затем предал жестоким мучениям. Но мученик вынес их терпеливо; потом отправили его в г. Бангры, чтоб предать там его огню. Путь был трудный и мучительный: измученный и ослабевший от испытанных истязаний, он должен был поспевать за воинами, которые ехали на конях; железные сапоги с острыми гвоздями на каждом шагу причиняли ему жесточайшую боль. Но мученик уповал на Бога, молился Ему во все время пути, и Бог не оставлял его Своею милостью. Погода стояла знойная; воины, сопровождавшие его, изнемогали от жажды и зноя. Каллиник, жалея о них, обратился ко Господу с молитвой, и по молитве его вдруг из камня полилась вода. Язычники воскликнули: «велик Бог христиан!» Но вот привели его и в город, где должна была совершиться казнь. Увидев приготовленный для него огонь, он воскликнул радостно: «благодарю Тебя, Отец небесный, что удостоил меня пострадать за имя Твое! Приими в мире дух мой». С этими словами он вошел в огонь и предал душу свою Богу. Это было в половине 3-го века. Тело его осталось невредимо в огне и было благоговейно похоронено христианами.
II. Мы видели, что святой Каллиник, глубоко скорбя о заблуждении народа, решился всю свою жизнь посвятить на проповедание святой веры, которую действительно и распространял всюду, где мог. Какая святая решимость! Какой высокий и трудный подвиг – проповедь Евангельская! Но этот подвиг может совершить и всякий, не оставляя места своего жительства, не покидая своего занятия, вращаясь в том кругу, в котором судил ему Бог.
а) Всякий, имеющий дар слова, может быть провозвестником веры Христовой. Да будет речь твоя добрая, назидательная, нравоучительная; говори хотя немного, но обдуманно и содержательно, прежде всего, то, что относится к благу ближнего твоего временному и вечному, – и кто же ты будешь, как не проповедник учения веры? Ты находишься в кругу людей легкомысленных, позволяющих себе неуважительно отзываться о вере, глумиться над всем священным. Обличай подобных неверов, встань твердо за славу имени Божия, за веру, церковь и учреждения ее, говори смело в защиту их, что можешь и что знаешь, для вразумления невежд. И кто же ты тогда будешь, как не самый искренний и усердный проповедник веры? А мать, которая учит детей креститься и молиться, рассказывает им про жизнь Иисуса Христа и святых, ходит с ними в храм, читает что-нибудь назидательное; мать, на каждом шагу внушающая детям бояться Бога, бегать худого, делать доброе, – кто она, как не провозвестница воли Божией? А хозяин, внушающий своим слугам исполнять обязанности христианские, а начальник, учитель, располагающие зависящих от них жить прежде всего для Бога и по Божьему, заботящиеся об укоренении в них страха Божия, любви к Богу и ближнему, – все они не проповедники ли Евангелия в своем кругу, в том кругу, в котором действовать судил им Бог?
б) Но можно быть проповедником веры и без слов, можно ее распространять и утверждать в других через добрую жизнь, через жизнь по вере. Много значит и слово умное, доброе, назидательное, исходящее от глубоко верующего сердца. Но пример выше, сильнее и действительнее слов.
«Ты находишься в кругу людей, которые заняты одними земными выгодами» и всецело погружены в заботы о приобретении: а ты знаешь и понимаешь, что христианин на земле должен жить, прежде всего, для неба, вся жизнь его должна быть хвалением Бога и служением Ему. Зная это, ты заботишься о духовных приобретениях, о преуспеянии в вере, надежде и любви; из своего достояния уделяешь бедным, питаешь нищих и убогих. Итак, твой образ жизни каким назидательным уроком служит для твоих собратий! Без слов, как сильно и ясно ты говоришь им о том, для чего мы живем и чем нужно обогащать себя!
Ты «ремесленник», ты видишь, что твои собратья ведут себя далеко не по-христиански, у них и сквернословие и нетрезвость почти всеобщая; по целым годам не бывают они у исповеди и причастия, живут без страха Божия, в полной беспечности о душе. Но ты знаешь, что гибельна такая жизнь, что это не жизнь, а постоянная измена Христу, быстрое стремление к погибели. И вот ты стараешься жить иначе, в словах быть крайне осторожным, в поведении трезвенным и целомудренным, все делаешь с молитвой, стараешься быть трудолюбивым, честным, о доме и семействе попечительным. И всем этим какой высокий пример будешь подавать другим! Ты без слов будешь учителем всего доброго.
III. Пример святого мученика Каллиника, отдавшего свою жизнь на распространение света Христовой веры среди людей, сидевших во мраке греха, и за то пострадавшего, да пробудит и у нас святую и богоугодную ревность словом и примером благочестивой своей жизни распространять вокруг нас свет христианской веры и благочестия.