Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/11 апреля. Мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих

11 апреля. Мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих

← Предыдущая Следующая →
11 апреля. Мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих

Святитель Марк был рукоположен в епископа Сирийского города Арефусии в правление святого Константина Великого. Движимый ревностью о Боге, он прославился тогда борьбой с идолопоклонством и собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь.

Во время смуты, последовавшей за Никейским Собором, он оказался в рядах полуарианских епископов, которые, не отрицая Божественности Слова, не принимали добавления в Символ веры термина «единосущный». Святой Марк принимал участие в Соборах в городах Сардике (343) и Сирмии (351) и даже составил вероопределение, которое должно было примирить противоположные партии, чтобы восстановить единство Церкви (359). Но вскоре епископ осознал свою ошибку и явным образом, без двусмысленностей, присоединился к Православию.

Вскоре после этого власть перешла к Юлиану Отступнику, который начал политику насильственного восстановления язычества (361). Когда язычники Арефусии, таившие упорную неприязнь по отношению к епископу, узнали о том, что положение дел изменилось, они попытались схватить его. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Святитель Марк, дабы не подвергаться без нужды преследованию, бежал, но узнав, что вместо него арестовали других христиан и подвергают их мучениям, предался в руки язычников.

Идолослужители немедля набросились на старца, как звери, не принимая во внимание его седины, и, сорвав с него одежду, принялись осыпать ударами. Затем посадили епископа в смрадную сточную канаву и предали на забаву детям, которые протыкали его тело палочками для письма. Потом тело Марка намазали рассолом и медом и заключили его в корзину, которую подвесили на открытом воздухе, предоставив старца солнечному зною и жалу ос и пчел.

Несмотря на эти мучения, святой оставался неколебим в исповедании веры и отвергал любые компромиссы с язычниками, желавшими по меньшей мере вырвать у него обещание самому восстановить храм, разрушенный им же. Святой отказывался обещать что бы то ни было, сказав, что в этом случае мелкая монета стала бы равносильна полному отречению от веры. Он насмехался над их подлостью и земными заботами, хотя и находился поднятым на воздух во время тех пыток, которым они его подвергали. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 г., получив награду исповедников Христовых.

В ту же эпоху Кирилл, диакон в Илиополе Финикийском, который также разрушил немало идолов во времена св. Константина, был схвачен язычниками. Они разрезали ему живот, разбросали внутренности по земле и съели его печень сырой. Виновные в этом бесчестии подверглись впоследствии отмщению Божию: одни потеряли все зубы, языки других подверглись гниению, а третьи лишились зрения.

В палестинских городах Аскалоне и Газе, где было сильно язычество, идолопоклонники схватили священнослужителей и женщин, посвященных Богу. Они вырвали у них внутренности и отдали их в пищу свиньям, а животы мучеников наполнили овсом.

В Севастии они открыли раку с мощами св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и бросили их в огонь, а затем развеяли пепел по ветру.

Несмотря на все эти злодеяния, язычникам не удалось восстановить почитание идолов. Народ, в подавляющем большинстве, до такой степени остался равнодушным к их усилиям, что, когда Юлиан захотел организовать в Антиохии большое празднество в честь Аполлона, он с удивлением обнаружил себя и своих придворных одних в пустом храме, в то время как в городе над ним насмехались.

Иеромонах Макарий Симонопетрский

См. также: " Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Преподобный Марк Исповедник, епископ Арефусийский
(Христианская вера есть единственно истинная, благодатная и спасительная)

I. Святой Марк, память коего совершается сегодня, был ревностным к поддержанию веры и благочестия епископом в г. Арефусе Сирийском. Пользуясь благоприятным отношением к христианам императора Константина Великого, давшего некоторым епископам, между прочим, и право разорять языческие капища, он разрушил капище, бывшее в г. Арефусе. За это епископ Марк жестоко пострадал впоследствии, когда язычники снова вошли в силу при богоотступнике императоре Юлиане.

В силу указа, изданного Юлианом, о том, чтобы идольские капища, разоренные христианами, были воздвигнуты разорившими их, от епископа Марка, тогда уже престарелого и всеми чтимого за святую жизнь его, потребовали денег на восстановление разрушенного им в царствование Константина капища. Старец отвечал, что у него нет денег, но что если бы они даже и были, то он все-таки ничего не дал бы на восстановление капища... При этом он не допустил внести за себя деньги и другим христианам, пожелавшим спасти старца от истязаний, которым он мог подвергнуться за сопротивление властям, требовавшим исполнения указа императора.

Так как бедность епископа Марка была всем известна, то власти значительно уменьшили размер требуемой от него суммы, но грозили епископу строгим преследованием в случае отказа внести хотя эту уменьшенную сумму. Несмотря на угрозы, со стороны епископа Марка последовал новый отказ, вследствие чего он действительно был предан жестоким истязаниям. Его беспощадно били, волочили с поруганием по улицам, забрасывали каменьями, терзали тело его ножами и замучили до полусмерти. О страданиях его свидетельствует св. Григорий Назианзин, а Феодорит сообщает, что жители Арефузы, пораженные его необычайным терпением среди страданий, не только что оставили его наконец в покое, но устыдились своей жестокости, и многие из них признали себя покорными овцами своего пастыря... Преподобный епископ Марк мирно скончался в глубокой старости.

II. Братие и чада о Христе Иисусе, Господе нашем! Как думается вам, отчего ныне прославляемый преподобный Марк, краткий очерк жития коего мы предложили вашему вниманию, не хотел, чтобы избежать страданий, что-либо дать из своих средств или из предлагаемых ему его почитателями на восстановление языческого капища? Оттого, думаем мы, что он считал язычество гибельным и нечестивым заблуждением, как, напротив, нашу православную христианскую веру единственно истинною, благодатною и спасительною. Вот почему никакие страдания не могли заставить его в ущерб Христовой вере содействовать восстановлению капища языческой религии, которую он считал ложною, нечестивою и душевредной во всех отношениях.

Да, исповедуемая нами вера есть единственно истинная, благодатная и душеспасительная вера.

а) Исповедуемая нами вера есть самая истинная Христова вера. Это видно из того, что все догматы ее основаны на божественном учении Самого Иисуса Христа; ее проповедовали ближайшие ученики Христовы – апостолы, ее утвердили на соборах и в писаниях своих святые отцы и учители древней Христовой церкви, ее исповедовали пострадавшие за нее мученики и сонм других праведников, обитающих ныне на небе. В нашем отечестве ее насадили и возрастили, при помощи Божией, православные греческие пастыри, из коих многие отличались великим благочестием и святостью жизни; главным из них был св. Михаил, первый митрополит Киевский, нетленно почивающий в Киево-Печерской лавре. Такие верные служители Божии, очевидно, не могли учить наших предков неправой вере и, конечно, никому не дозволяли вносить в их чистое учение какие-нибудь суемудрия, – они право правили слово истины (2Тим. 2, 15).

б) Будучи истинною верою Христовою, исповедуемая нами вера есть благодатная. Она благодатна не только потому, что по вере нашей в священных таинствах нашей святой церкви подается нам благодать или сила Божия, необходимая в духовной и телесной нашей жизни по естественной нашей немощи для совершения нашего спасения, (Деян 2, 38; 2Кор. 12, 7), но и потому, что милосердый Бог по усердным молитвам нашим, возносимым к Нему с искреннею верою, подает нам все потребное в наших нуждах (Матф. 21, 22; Марк. 9, 23). Это, я думаю, испытал на себе каждый истинно православный христианин; это показывают разные благодеяния, оказанные Богом России в трудных ее обстоятельствах по молитвам нашей церкви и верных чад ее; это подтверждают и чудеса, многократно бывшие и доселе совершающиеся в нашем отечестве над больными по молитвам верующих, чего свидетелями были, без сомнения, многие.

в) А что наша вера душеспасительна, – в этом никто не должен сомневаться, потому что не только догматы ее, ее учение – но и все, к ней относящееся – священные обряды, молитвословия и песнопения, все напоминает о спасении душ наших, располагает к нему и содействует ему. Поэтому в нашей церкви, хотя есть, к сожалению, грешники, не пекущиеся о своем спасении, но много и таких праведников, которые достигли в ней спасения.

III. Что же мы, братия, должны делать, сознав, что мы по милости Божией владеем такой верой? Очевидно, должны вседушно благодарить Господа, что Он сподобил нас исповедовать такую веру, и свято хранить ее, как великий дар Божий и священное наследие наших предков, без всякого изменения ее и уклонения от нее, притом жить так, как она требует, ибо не всякий именующий Меня Господом, говорит Спаситель, внидет в Царствие Небесное, а только исполняющий волю Отца Моего (Матф. 7, 21), т. е. благочестивый и добродетельный христианин. Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена