Среди многих сотен святых, прославленных Русской Православной Церковью в XX веке, есть люди, особенно поражающие своим духовным подвигом. Один из таких людей - архиепископ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). В нем естественно и гармонично сочетались вера в Бога и медицинская наука, жизнь во Христе, и широкое общественное служение. Имя святителя Луки – православного архиерея и выдающегося ученого-хирурга, лауреата Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии» - известно ныне всему миру. Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".
Архиепископ Лука (в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив одновременно с гимназией Киевскую художественную школу, он отправился в Мюнхен и поступил в частную художественную школу. Однако вскоре вернулся на родину и подал документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука. Уже на первых курсах университета Валентина Феликсовича считали ученым по призванию и прочили в профессоры анатомии. Но по окончании учебы этот прирожденный ученый объявил, приводя в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам, что «изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям…».
В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет, а через несколько месяцев грянула Русско-Японская война. 30 марта 1904 года Валентин Феликсович выехал в составе медицинского отряда Киевского Красного Креста на Дальний Восток. Неподалеку от Читы в военном госпитале хирург Войно-Ясенецкий проводил самые сложные и ответственные операции. Здесь же, в Чите, он женился на Анне Васильевне Ланской - сестре милосердия, «святой сестре», как ее называли коллеги. После свадьбы молодые супруги переехали в уездный городок Ардатов Симбирской губернии, где началась земская практика молодого врача. Работая земским врачом, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город. Ежедневная практика ставила перед доктором труднейшие вопросы, которые нельзя было решить без помощи науки. В нескончаемых трудах прошло около десяти лет. В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия, а в 1916 году, живя в Переславле Ярославской губернии, Валентин Феликсович защищает в Москве докторскую диссертацию о регионарной анестезии. Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям в сравнении с обычной местной, и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. За эту диссертацию будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета. Именно за эту работу он получил степень доктора медицины.
Не оставляя практической деятельности земского врача в Переславле-Залесском, Валентин Феликсович продолжает заниматься наукой. Изучая диагностику и терапию гнойных заболеваний, он планирует изложить свой опыт в книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план этой книги и написал предисловие к ней. «И тогда, к моему удивлению, - вспоминает святитель Лука, - у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери… Уже через несколько лет стала полной реальностью моя неотвязчивая мысль…»
В Переславле-Залесском в 2001 году, в память о деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, была открыта мемориальная доска на здании Переславской больницы: «Здесь, в бывшей земской больнице, в 1910–1916 гг. работал главным врачом и хирургом профессор медицины святитель Лука, архиепископ Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) 27.04.1877–11.06.1961». Приводятся также слова святителя Луки: «Я чувствовал совершенно реально, что рядом со мной идет Сам Иисус Христос и поддерживает крест мой".
Так случилось, что 1917 год стал тяжелым рубежом не только в истории всей огромной России, но и в тихой частной жизни семьи доктора Войно-Ясенецкого. Супруга Валентина Феликсовича заразилась туберкулезом легких и в связи с ее болезнью семья переезжает из Переславля-Залесского в Среднюю Азию, в сухой жаркий климат. В этот трагический семнадцатый год гражданская война бушевала и в Туркестане. Валентин Феликсович работал главным врачом Ташкентской городской больницы, и когда привозили раненых, то его нередко вызывали среди ночи на операции. При этом никто и никогда не видел его раздраженным или недовольным. Случалось, раненые поступали один за другим, и он всю ночь оперировал. По свидетельству медицинского персонала, в операционной Валентин Феликсович никогда не повышал голос, говорил спокойно, ровно. С таким хирургом было хорошо работать всем: и ассистентам, и медицинским сестрам.
В 1919 году умерла Анна Васильевна - жена Валентина Феликсовича. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. Однако Божий замысел о Своем избраннике и в этом случае, как во многих других, проявился практически незамедлительно. Читая ночью Псалтирь по усопшей супруге, Валентин Феликсович обращает особое внимание на слова 112 псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Без малейшего сомнения он принимает их как указание Божие на конкретного человека – операционную сестру Софию Сергеевну Велецкую, которая недавно похоронила мужа и была бездетной. И понимает, что Сам Господь поручает этой женщине его детей. Дождавшись утра, он пошел к Софии Сергеевне и только спросил ее, верует ли она в Бога и хочет ли исполнить Божие повеление заменить детям их умершую мать. София Сергеевна с радостью согласилась. Так резко и бесповоротно изменилась жизнь Валентина Феликсовича, который на сорок третьем году своей жизни остался вдовцом. Но эти изменения были только началом тех больших перемен, что ожидали в ближайшем будущем этого человека.
При всей своей загруженности главврача и практикующего хирурга Ташкентской городской больницы, а также заведующего кафедрой медицинского университета, Валентин Феликсович в 1920-х годах проявил себя как сознательный и активный член Церкви, болеющий душой за ее судьбы, участвующий в церковной жизни и посещающий заседания церковного братства.
Святитель Лука вспоминал: «…Видный протоиерей Михаил Андреев, настоятель привокзальной церкви, в воскресные дни по вечерам устраивал в церкви собрания, на которых он сам или желающие из числа присутствовавших выступали с беседами на темы Священного Писания, а потом все пели духовные песни. Я часто бывал на этих собраниях и нередко проводил серьезные беседы. Я, конечно, не знал, что они будут только началом моей огромной проповеднической работы в будущем». На одном из епархиальных съездов Валентин Феликсович выступил с продолжительной и горячей речью. Это стало одним из решающих моментов в его жизни. Епископ Ташкентский Иннокентий тогда сказал: «Доктор, вам надо быть священником», и его слова были восприняты как Божий призыв. Валентин Феликсович ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». В ближайшее воскресенье Валентин Феликсович был посвящен в сан диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня 1921 года, рукоположен во иерея епископом Иннокентием. С этого времени начинается крестный путь отца Валентина как исповедника, как христианина огромной силы воли, честности и безбоязненной веры.
Наряду со священническим служением отец Валентин Войно-Ясенецкий по-прежнему оперировал и преподавал на кафедре в медицинском университете, поэтому служил в соборе только по воскресеньям. Преосвященный Иннокентий поручил ему дело проповеди. Немой проповедью было и то, что лекции в Ташкентском университете отец Валентин читал неизменно в рясе и с крестом на груди.
Промыслом Божиим молодой священник Валентин Войно-Ясенецкий стал в это тяжелое и смутное время защитником христианства. Будучи превосходным и бесстрашным оратором, он участвовал в публичных антирелигиозных диспутах, и оппоненты побаивались его. При этом даже самые близкие коллеги по врачебной профессии восприняли рукоположение отца Валентина неодобрительно: дух времени диктовал резкое неприятие всего, связанного с верой. В атмосфере общего непонимания, насмешек, раздражения приходилось каждый день жить маститому и уважаемому профессору, принявшему на себя крест Священства. И не просто жить, а делать множество операций, успевать заниматься научной деятельностью, учить молодых врачей, да еще и сражаться с атеистами на религиозных диспутах…
Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. Руководитель ЧК Петерс, известный своей жестокостью и беспринципностью, решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс. Войно-Ясенецкий был вызван в качестве эксперта-хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на самого отца Валентина: — Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? — Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот. Зал разразился хохотом и аплодисментами! Петерс не сдавался: — Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога? — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось…
После служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 31 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. Неделю спустя после рукоположения в епископы, святитель Лука был арестован по нелепому подозрению в «контрреволюционной деятельности». Это стало началом многих лет тюрем и ссылок.
Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности: лечил и делал сложнейшие операции, помогая страждущим людям. Перед каждой операцией епископ-хирург молился, ставил йодом крест на теле больного и только потом делал первый надрез… «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня». Во время третьего ареста, в июле 1937 года, к Святителю применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях... Но владыка Лука не терял присутствия духа. Многочисленные аресты и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача…
С началом войны с фашистской Германией владыка из ссылки пишет телеграмму на имя М.И.Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Его незамедлительно назначили главным хирургом эвакогоспиталя № 15–15 в Красноярске. Работа владыки в красноярских госпиталях приносила выдающиеся научные и практические результаты…
Красноярская ссылка закончилась в конце 1943 года. Святителя сразу же назначили архиепископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви… За большие заслуги перед Русской Церковью архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука в феврале 1945 года был награжден Патриархом Алексием (Симанским) правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Это была высшая архиерейская награда.
В настоящее время в Тамбове открыт музей истории медицины, в основе экспозиции которого представлены фотографии святителя Луки, его документы, личные вещи, хирургические инструменты, прижизненные издания научных работ, тексты проповедей. Тамбовская городская больница носит имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В 1993 году больницу освятил Святейший Патриарх Алексий II. На территории больницы установлен памятник профессору медицины архиепископу Луке.
В конце 1945 года владыку и его секретаря пригласили в облисполком, чтобы вручить им медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
За опубликованные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» владыке в 1946 году присудили Сталинскую премию первой степени с денежным вознаграждением. Большую часть премии он пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в Отечественной войне.
В 1945–1947 гг. святитель Лука пишет богословский труд «Дух, душа и тело», который считал главным трудом своей жизни (эта книга была издана только в 1992 году). «Дух, душа и тело» является трудом апологетическим, направленным к материалистически настроенной интеллигенции. Поэтому взаимоотношения духа, души и тела святитель рассматривал с точки зрения науки: физики и медицины; подводил под свои выкладки философское обоснование, а выводы его зиждутся на основательной базе Священного Писания. Вместе с читателем святитель Лука проходит путь от знания к вере – в отличие от того, как воспринимает мир верующий человек, идя от веры к знаниям. Для самого святителя Луки, крупного ученого и богослова, не было разрыва веры и разума, науки и религии, и Божий мир воспринимался им как целое. Отсюда и его потребность как талантливого ученого и человека, наделенного благодатью веры, дать свое целостное видение мира и человека для следующих поколений.
В связи с назначением на Симферопольскую и Крымскую кафедру 26 мая 1946 года владыка переехал в Симферополь. В Симферополе, в отличие от других городов, святителю Луке не дали возможности заниматься лечением больных и научной деятельностью, хотя он и продолжал принимать безвозмездно больных на дому. Несколько раз владыка выступал с чтением лекций и докладов по вопросам гнойной хирургии в разных местах Крыма, но рост его популярности обеспокоил партийные органы. В результате сложившейся ситуации святитель Лука решил оставить активную медицинскую деятельность и направить все силы на управление епархией, которая после войны была в полном упадке. Несмотря на преклонный возраст и подорванное десятилетиями ссылок и тюрем здоровье (в частности, частичную потерю зрения), святитель часто сам ездил по приходам для ознакомления с приходской общиной и состоянием храмов, и делал все, чтобы не угасала церковная жизнь. Святитель старался повысить духовный уровень священнослужителей, давая распоряжение служить ежедневно даже в сельских храмах. «Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нем Божественную литургию читаются в нем часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечет в храмы все больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них», – писал святитель духовенству епархии. В годы управления Крымской епархией Высокопреосвященнейший Лука произнес большую часть своих проповедей. В 1957 году в Московской Духовной Академии была создана специальная комиссия для изучения проповедей святителя Луки. В заключении комиссии было сказано, что проповеди архиепископа Луки, его труд «Дух, душа и тело» представляют исключительное явление в современной церковно-богословской литературе, а святитель был удостоен звания почетного члена Московской Духовной Академии. Сам святитель писал, что проповедями будут пользоваться только в библиотеке Академии, они не увидят свет до изменения отношения правительства к Церкви. В наши дни, к великой радости верующих, труды святителя стали доступны широкому кругу читателей.
В 1958 году владыка Лука полностью ослеп. Несмотря на это, до конца жизни он продолжал архиерейскую службу, выступал с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнял все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря.
11 июня 1961 года, в День Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука скончался. Прощаться с великим архиереем вышел весь город. Огромная процессия в течение нескольких часов провожала своего пастыря под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» через весь город. Его похоронили на маленьком церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя, куда позднее ежедневно приезжали и приходили родственники и православные странники, больные, ищущие исцеления, – и каждый получал искомое. Архипастырь и после смерти своей Святым Духом продолжал исцелять людей, о чем собраны многочисленные устные и письменные свидетельства. Почти 35 лет мощи святого покоились в земле.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен Православной Церковью к лику местночтимых святых Крыма. Его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя 17–20 марта 1996 года. В крестном ходе от могилы до кафедрального собора участвовало около 40 тысяч человек.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе святитель Лука (Войно-Ясенецкий) канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания
Архиепископ Лука, ставший жертвой репрессий, провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры. Ученый. Пастырь. Реальный человек. Святой.
В Симферополе, в парке, который носит имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), установлен памятник святому. В архиерейском доме, где жил и трудился святитель Лука с 1946 по 1961 год, находится часовня. Верующие греки в благодарность за исцеление от болезней по молитвам святого пожертвовали на изготовление раки для мощей святителя 300 килограммов серебра.
Подвиг святителя Луки – подвиг ревностного стояния в православной вере в смутную эпоху явных и тайных перерождений – актуален и в наше время. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры. И многие из нас сегодня с надеждой и любовью произносят: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!».
В честь выдающегося хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 2020 года учреждена государственная награда Российской Федерации - медаль Луки Крымского, вручающаяся за заслуги в здравоохранении.
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
11 июня – Преставление. Собор святых Красноярской митрополии
1 августа – Собор Курских святых
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
28 декабря – Собор Крымских святых
5 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
18 марта – Обре́тение мощей
Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче и архипа́стырю Кры́мския земли́,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ сто́лпе непоколеби́мый, Правосла́вия наста́вниче,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/Христа́ Спа́са непреста́нно моли́/ ве́ру непоколеби́му правосла́вным дарова́ти// и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.
Я́коже звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи,/ бы́л еси́, святи́телю,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́,/ сего́ ра́ди святи́тельства са́ном поче́тся,/ во изгна́нии же от безбо́жных мно́го пострада́,/ и непоколеби́м ве́рою пребы́в,/ враче́бною му́дростию мно́гия исцели́л еси́./ Те́мже ны́не честно́е те́ло твое́ от землены́х не́др обре́тенное ди́вно Госпо́дь просла́ви,/ да вси́ ве́рнии вопие́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// земли́ Кры́мския похвало́ и утвержде́ние.
О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.