Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе. Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Оба они стали учениками апостола Павла, который даже назвал их своими "сродниками" (Рим.16,21). Святой Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр – в Иконии. С евангельской проповедью они отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции.
Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь узников мученически скончались в котле с растопленной смолой, серой и воском.
Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.
Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову.
Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал медведь. Святая Керкира услышала шум и именем Христовым отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен.
Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась жива. Тогда по приказу злобствующего отца она была повешена на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкире.
Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены.
Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: "Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!"
Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.
См. также: "Память святых апостолов Иасона и Сосипатра и святой мученицы Керкиры девы" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
11 мая
17 января – Собор 70-ти апостолов
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Яви́стеся, я́ко зве́зды пресве́тлыя,/ просвеща́юще всю вселе́нную све́том пропове́дания,/ апо́столи Боже́ственнии/ Иа́соне и Сосипа́тре,// спаса́йте ве́рою чту́щих вас.
I. Святые апостолы Иасон и Сосипатр, память коих совершается ныне, ученики и сродники святого апостола Павла, вместе проповедовали Евангелие в разных странах. На острове Корцире (Корфу) они были заключены за это в темницу и здесь «обратили ко Христу семерых разбойников», которые приняли мученическую смерть за веру: они скончались в котле с растопленными смолою, серою и воском. Обращенный апостолами ко Христу темничный сторож был также предан смерти через обезглавление. Сами же апостолы Иасон и Сосипатр были подвергнуты истязаниям в глазах всего народа и потом снова брошены в темницу. На страдания их смотрела из окна дочь правителя Керкира, и так была поражена терпением мучеников, что исповедала себя христианкою. За это и она была заключена в темницу и потом, повешенная на дереве, приняла смерть за Христа, быв задушена дымом и поражена стрелами.
После кончины дочери правитель стал еще ожесточеннее преследовать христиан, но, отправившись на остров с этою целью, он во время переезда утонул. Тогда, получив свободу, Иасон и Сосипатр продолжали просвещать народ; за это вновь были подвергнуты истязаниям, но оставшиеся невредимыми в котле с кипящею смолою, так поразили народ проявлением над ними такой Божественной силы, что многие уверовали тогда во Христа и даже новый правитель в умилении воскликнул: – «Бог Иасона и Сосипатра! помилуй мя!» и вслед за тем принял крещение от апостолов, которые дали ему имя: Севастиан.
Свободные теперь проповедники слова Божьего беспрепятственно распространяли его и, творя многие чудеса (между прочим, воскресили умершего сына правителя), обращали народ ко Христу.
Иасон был впоследствии епископом в своем родном городе Тарсе, а Сосипатр в Иконии. Оба они мирно скончались в глубокой старости.
II. Мы видели, братие, что святые апостолы Иасон и Сосипатр всю жизнь свою посвятили на обращение людей к свету христианской веры: быв заключены в темницу, они обратили ко Христу семерых разбойников, темничного сторожа, дочь правителя, нового начальника острова, и потом множество других язычников. Пример их святой жизни, посвященной на распространение истинного света Христова между язычниками, сидевшими в духовной тьме, побуждает и нас подражать святым апостолам в деле распространения христианской веры.
Дабы удобнее было нам научиться у апостолов их святой ревности в распространении Церкви Христовой на земле, мы посмотрим сначала, что сделали святые апостолы вообще для создания Христовой Церкви, чтобы потом легче ответить на вопрос: «что должно делать для ее сохранения и распространения и нам?»
а) Что же было предпринято святыми апостолами?
Святые апостолы решились отказаться для достижения своей цели и отказались от всего, что для них могло быть всего любезнее на свете – отказались от своего семейства и отечества. Они твердо помнили завещание своего Господа: «аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь и жену и чад и братию и сестер, не может быти Мой ученик» (Лук. 14, 26). Помнили, и – равнодушно оставляли для Господа все, что на земле было им любезно.
Святые апостолы, далее, отказались от всякого спокойствия в жизни. Вся их жизнь проведена в беспокойных, трудных и опасных путешествиях для Евангельской проповеди. Для Евангельской проповеди они плавали за моря, тонули, опять плавали, – ходили в самые отдаленные, самые жаркие или холодные земли, – ходили без всякого запаса и без надежды на нужное пристанище, – ходили к народам самым грубым, весьма глубоко погрязшим в разные пороки, и посему почти неспособным ни к какому вразумлению.
Святые апостолы решились переносить при распространении Евангельского учения и переносили все неприятности, каким могла подвергать их злоба иудеев и язычников. Апостол Павел, описывая апостольское состояние, говорит: «мы позор миру, буии Христа ради, страждем, скитаемся, труждаемся, укоряеми, хулими, отреби миру, всем попрание» (1Кор. 4. 10–14). Тяжкое положение! Но это положение не устрашало их и не смущало.
Наконец, святые апостолы решились отказаться, для удобнейшего распространения Христова учения, и отказались даже от хранения своей жизни. Иисус Христос перед Своим страданием ясно предсказал им: «Мене изгнаша, и вас изженут» (Иоан. 15, 20); «приидет час, егда всяк, иже убиет вы», «мнится службу приносити Богу» (Иоан. 16, 2).
Вот какими пожертвованиями святые апостолы, при Божией помощи, рассеивали тьму заблуждений, ослабляли силу греха и основали на земле благодатное царство, воспитывающее граждан для Царства Небесного. Вечное благодарение святым апостолам! Без их трудов и ревности мы и теперь сидели бы «во тме и сени смертней» (Мф". 4, 16); может быть, и теперь поклонялись бы идолам, и были «безбожны в мире» (Ефес. 2, 12); Это несчастье, ужаснейшее из всех несчастий, удалили от нас святые апостолы.
б) Что должно делать для сохранения и распространения Христовой Церкви нам?
Прежде всего, нам должно основательно узнать Христово учение, и жить не по какому-нибудь иному учению, не по каким-нибудь иным правилам жизни, а по учению и правилам нашего Господа Иисуса Христа. Не зная основательно Христова учения, мы не будем в силах сообщить его другим, неведущим нашим братиям и даже нашим детям, просвещение верою коих есть первое дело всех родителей: ибо ежели страшна ответственность невежды врача, который и при посредственном сведении мог бы восстановить больному здоровье, но не только не восстановляет ему здоровья, а отнимает у него и жизнь: то как страшна ответственность наша, ежели мы своим невежеством будем отнимать у детей наших, у неведущих наших ближних, жизнь духовную, и низвергать их не только в могилу, но и в ад!
Основательно узнавая Христово учение, нам непрестанно должно стараться и жить по Христову учению. «Ты, о человече Божий, гони правду» (т. е. преуспевай в правде), «благочестие, веру, любовь, терпение, кротость», заповедал апостол Павел Тимофею, учителю Ефеса (1Тим. 1, 11). И это совершенно необходимо. Ибо Христос всем христианам заповедал: «будите совершени, яко же Отец ваш небесный совершен есть». Можем ли мы с силою учить других чистоте нравов, будучи нечисты сами? Будем ли мы в силах отвращать других от пороков, когда они видят эти пороки в нас самих?
Мы обязаны выводить на путь истины всех около нас заблуждающих; обязаны питать хлебом небесным всех, жаждущих вечной жизни. И в наше время много лжепророков, например, разного рода сектантов и раскольников, с которых нам должно снимать овечью одежду, которою они прикрываются, и губят овец. И в наше время есть слабые в вере, которых должно укреплять. И в наше время есть прямо неверующие, которых должно приводить к вере. Посему и в наше время нам нужен труд апостольский – труд ревностный и неутомимый.
Господь от всякого из нас непременно требует самоотвержения. Без самоотвержения мы не можем оставить самолюбия, а самолюбивый, потому самому, что он любит наипаче себя, никак не может также внимательно смотреть на Господа и дело Его, как он смотрит на себя. Он никак не может проповедовать Христово учение ни совершенно чисто, ни с должною ревностью; тем более, он не может верно сам держаться учения Христова и жить по христиански. «Никтоже может двема господинома работати:-либо единого возлюбит, а другого возненавидит; или единого держится, о друзем же нерадити начнет» (Мф. 6, 24) сказал Господь. Кто не вполне Божий, тот не может усердно делать Божиими ни себя самого, ни тем менее, около себя других.
III. Посему всякий из нас должен стараться сделаться и действительно быть человеком Божиим, совершенным на всякое дело благое уготованным, и готовым (2Тим. 3, 17), а особливо для достижения великой апостольской цели – распространения и укрепления Христовой Церкви, если не словом благовествования, к которому не все призываются, то, по крайней мере, благочестивою жизнью, добрыми советами, молитвою и готовностью содействовать своими пожертвованиями благовестникам Христовым.