Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/12 августа. Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

12 августа. Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

← Предыдущая Следующая →
12 августа. Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

Святые апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник – ученики Христовы и ближайшие сотрудники двенадцати апостолов в благовестии Евангелия.

Святой апостол Сила был одним из начальствовавших между братиями в Иерусалимской Церкви. В числе ее посланников вместе с апостолами Павлом, Варнавой и Иудой он был отправлен в Антиохию для личного свидетельствования постановления Иерусалимского Собора 51 года. Иерусалимский Собор определил принятие Моисеева закона язычниками необязательным. Вместе с другими посланцами Иерусалимской Церкви апостол Сила выступил в Антиохии против лжеучения ревнителей Моисеева закона и тем успокоил волнение в Антиохийской Церкви.

Затем апостол Сила отправился сопровождать апостола Павла во втором его путешествии вместо святого Варнавы. Святые апостолы проповедовали Евангелие в Сирии и Киликии, дошли до Дервии и Листры, где к ним присоединился святой апостол Тимофей (†96; память 22 января). Теперь их путь лежал через Фригию и страну Галатийскую. Миновав Мисию, апостолы пришли в Троаду, откуда, по внушению Божию, вместе с апостолом и евангелистом Лукой (I; память 18 октября) проповедники отправились в Македонию через Самофракию и Неаполь.

В первом городе Македонии Филиппах святому апостолу Силе пришлось пострадать вместе с апостолом Павлом, который исцелил одержимую прорицательным духом служанку. Хозяева этой женщины, лишившись дохода от ее прорицаний, схватили святых апостолов и привели к князю, «клевещаще и глаголюще: сии человецы возмущают град наш». На торгу воеводы сорвали одежды со святых апостолов, жестоко избили их палками и бросили в темницу, заковав ноги цепями. Ночью, во время молитвы, узы распались, и темничные двери открылись. Пораженный чудом, темничный сторож с трепетом припал к ногам апостолов Павла и Силы, умоляя их войти в его дом. Там святые апостолы крестили его со всем семейством.

Через Амфиполь и Апполонию святые апостолы пришли в Фессалоники (Солунь), где многих обратили ко Христу. Иудеи восстановили против них язычников, и святые проповедники вынуждены были удалиться в Верию. Затем апостол Павел пошел дальше, а апостол Сила присоединился к нему позже в Коринфе, где они провели вместе полтора года. Апостол Сила обладал даром пророчества, назидания и утешения и, благодаря этому, оказывал большую помощь апостолу языков в деле проповедания Евангельского учения. Апостол Павел поставил апостола Силу епископом в Коринфе, где и последовала его мирная кончина после праведных трудов на благо Христовой Церкви.

Во Втором послании апостола Павла к Коринфянам (1, 19) упоминаются Тимофей и Силуан.

Святой апостол Силуан был сотрудником святого апостола Петра, который через него отправил свое Первое послание к верующим, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1Пет.5:12). Затем, по преданию Восточной Церкви, он был епископом Солуня, где претерпел много мучений от язычников.

Святой апостол Крискент (или Криск) был спутником и учеником апостола Павла. Во втором послании к Тимофею (1Пет.4:10) говорится, что святой Крискент пошел в Галатию (область Малой Азии), где впоследствии стал епископом. В службе святым апостолам 30 июля его называют первопастырем Галатийского Халкидона. После проповеди в Галатии апостол Крискент отправился в Галлию (ныне Франция), поставив в городе Виенне епископом своего ученика Захарию. Вернувшись в Галатию, святой апостол Крискент мученически скончался в правление императора Траяна (98–117).

Святой апостол Епенет, по слову апостола Павла, был «начатком в Ахаии» (Рим.16:5), т. е. в Греции. Возможно, что он родился в Греции. Апостол Павел поставил святого Епенета епископом Карфагена. В славянских Минеях о его кончине ничего не сообщается, в службе же говорится, что апостол Епенет скончался мученически «сообрази бо ся Христу», т. е., очевидно, был распят.

Святой апостол Андроник был родственником апостола Павла. Он уверовал во Христа вместе со своей супругой Юнией (Иунией) (Рим.16:7). Преподобный Никодим Святогорец об апостоле Андронике пишет: «Сей апостол Христов и мученик, как крылатый, облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния... Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли Церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги...» (совместная память 17 мая). Апостол Андроник был жителем Рима и, очевидно, разделял с апостолом Павлом его темничное заключение в этом городе. Позднее святой апостол Андроник стал епископом в Паннонии. Святые мощи мученически скончавшегося апостола Андроника были обретены в Константинополе в V веке вместе с мощами других мучеников, погребенных близ ворот и башни, называемых Евгениевыми (память обретения мощей святых мучеников «иже во Евгениевых» 22 февраля). О том, что среди открытых мощей есть мощи святого апостола Андроника, было открыто благочестивому клирику Николаю Каллиграфу. В XII веке император Андроник (1183–1185) на месте обретения святых мощей построил величественный храм, в котором, по молитве святого апостола Андроника и других мучеников, совершались чудесные исцеления больных.

См. также: "Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

17 января – Собор 70-ти апостолов
12 августа

Апостолам Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику

Тропарь, глас 3

Лик пяточи́сленный апо́стол Христо́вых пе́сньми восхва́лим,/ Си́лу, Силуа́на, Криске́нта, Андрони́ка со Епене́том,/ си́и бо и́дольскую лесть обличи́ша/ и, неве́рныя в ве́ру улови́вше,// мо́лят непреста́нно о всех, па́мять их велича́ющих.

Кондак, глас 4

Ло́зие яви́стеся Христо́ва виногра́да,/ гро́здие принося́ще, му́дрии, в доброде́телех,/ вино́ нам спасе́ния источа́юще,/ е́же прие́млюще, весе́лия исполня́емся,/ пра́зднующе всечестну́ю ва́шу па́мять,/ в ню́же моли́теся о оставле́нии грехо́в на́ших,// Госпо́дни апо́столи.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святые апостолы Сила и Силуан
(Темничное заключение должно располагать к покаянию, которое ведет ко спасению, и посему его должно переносить с терпением и покорностью воле Божией)

I. Святые апостолы Сила и Силуан вместе с апостолом Павлом проповедовали слово Божие; посланный апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшего между верующими относительно обрядового Моисеева закона, Сила с того времени не отлучался от апостола Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним во время апостольских поучений претерпел многие страдания и заключение в темнице. По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом, и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами.

Силуан же был епископом в македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался.

II. а) Обратите, братия, внимание на страдания святых апостолов Силы с Павлом во время темничного их заключения в г. Филиппах. За изгнание духа пытливого из одной отроковицы, которая лживыми прорицаниями приносила большую корысть своему господину, святой апостол Павел с Силою были заключены в темницу. Темничный страж, не довольствуясь тем, что заключил их «во внутреннюю темницу, забил еще ноги их в кладе». Что же делают святые апостолы, измученные биением, страждущие от ран, не могущие дать какое-либо упокоение телу от стесняющей ноги их колоды, – что делают они в то время, когда и неизнуренные и здоровые предаются покою? «Полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Богу». Видите ли, братия, что ни темница, ни узы не препятствуют апостолам делать свое дело, совершать нощное бдение во славу Божию, молиться и славословить Господа? Слышите ли, что святые узники не молятся даже об избавлении их из темницы, а только прославляют и благодарят Господа за то, что за славу пресвятого имени Его «сподобились безчестие прияти»? Такими-то святыми узниками, в первые времена церкви Христовой, наполнены были темницы городов языческих. Но для них мрачная темница была преддверием светлого и светоносного царствия Божия, тяжелые узы были их истинным богатством и лучшим украшением. Эти узы и эти темницы они не променяли бы ни на какие царские палаты, ни на какие сокровища мира.

б) Если с таким спокойствием и даже с такою радостью сносят свое темничное заключение не только невинные, но даже святые благовестники Христова учения, то во сколько раз с большею покорностью Промыслу Божию и сердечною благодарностью Ему должны сносить свое темничное заключение те из наших ближних, которые по несчастью подверглись темничному заключению и которые виновны в разных поруганиях Божеского и человеческого закона? Премудрый и великий Промысл Божий, не хотящий смерти грешника, но хотящий его обращения через темничное несчастие призывает их к покаянию, дабы, очистившись здесь от грехов, избегнуть им вечных мучений во аде после смерти.

Представим пример благотворности темничного несчастия и терпеливого перенесения его с преданностью воле всеблагого Бога. «Войдем в одну темницу – в Вавилоне»; в ней содержится Манассия, царь иудейский. Сын благочестивого родителя Езекии, в ранней юности наследовавший престол отца своего, он скоро совратился с пути благочестия, предался идолопоклонству, волхвованиям и всем мерзостям языческим. Пример царя увлек и народ в ту же бездну нечестия. Тщетно призывал его Господь к покаянию и исправлению устами святых пророков, тщетно гремело грозное пророческое слово, предвещавшее ему бедствия и погибель. Манассия не внимал гласу пророческому, гнал и преследовал проповедников покаяния, и как бы в поругание имени Божия поставил языческих идолов в самом храме Господнем. Но мера долготерпения Божия исполнилась: «и наведе Господь на Иерусалим начальники воев царя ассириискаго, и яша Манассию во узах, и связаша его оковы ножными, и отведоша в Вавилон», а там заключили в темницу. Тут-то убедился несчастный царь, что слово Божие есть вечная, непреложная истина, что правосудие Божие неизменно и непреложно, что как неисповедима благость и долготерпение Божие, так страшен и ужасен гнев Его. Что же делает несчастный царь в темнице? «Егда озлоблен бысть, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зело пред лицем Бога отец своих и помолися ко Господу» (2 Паралип. 33, 11. 12. 13). О чем он молился? Не об избавлении из темницы, не о возвращении престола царского, – нет, он сознавал себя недостойным не только царства, а и самой жизни временной; недостойным наслаждаться светом солнечным, видеть красоту небесную. Он молился об одном только прощении грехов своих, чтобы не соблюлись они неизглажденными по смерти, чтоб не отяготели на нем в вечности и не предали его вечному осуждению и мукам. «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих: зане прогневах ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворих».

Премилосердый Господь милостиво принял покаяние грешника и не только простил ему грехи, но и возвратил ему царство. За то и Манассия посвятил всю остальную жизнь свою на изглаждение всех следов своего прежнего нечестия, на труды о благоденствии и безопасности царства, на утверждение и распространение благочестия в народе своем.

Этот пример, братия мои, ближе всех других ко всякому из вас. Не первый, без сомнения, грех и не первое преступление закона приводят каждого в темницу. Милосердый Господь много долготерпел, ожидая добровольного покаяния и исправления, не мало, конечно, каждый слышал предостережений и советов от людей добрых и богобоязненных, часто слышал угрозы Самого Господа в Святом Евангелии, нередко, быть может, пробуждалась в ином и собственная совесть и громко вопияла о покаянии; иному попускал даже Господь избавляться и от темницы, чтоб испытать его произволение и дать ему возможность самому добровольно очувствоваться и покаяться. Но вот, мера долготерпения Божия исполнилась: преступники в темнице и в узах.

Уверьтесь же хотя теперь, что есть всевидящее око, перед которым не утаится ничто, пред которым «вся нага и объявлена»; что милосердие и благость Божия не может превратиться в потворство беззаконию, – что есть всесущая правда, которая говорит грешникам: «аще не покаетеся, вси погибнете».

Если же Господь и попустит кому-либо уйти от наказания временного, то не будет ли это явным предвестием осуждения вечного? Не сбудется ли над сим несчастным иное страшное слово Господне: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его. Горе, горе человеку тому, уне ему было бы, аще не бы родился человек той» (Апок. 22, 11–12).

III. Так, братия возлюбленные, единый и единственный путь избавления и спасения вашего – искреннее, всесердечное покаяние Манассиино. Сознать всю тяжесть беззаконий и неправд своих, исповедать их не только перед правосудием Божиим, но и перед судом человеческим, решиться понести за них всякое наказание временное, чтоб избавиться от осуждения вечного, – вот, чем можете снискать не только временное, а и вечное оправдание и милование от Господа! Лучше, тысячу раз лучше претерпеть все скорби в этой жизни, нежели по смерти «впасти в руце Бога живаго, имущего власть погубити и тело и душу в геенне огненней».

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена