Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/12 июня. Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383)

12 июня. Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383)

← Предыдущая Следующая →
12 июня. Преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383)

Святой преподобный Исаакий, исповедник Далматский, жил в IV веке. После принятия монашеского пострига он совершал иноческие подвиги в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), который был сторонником ереси арианства, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы. Когда весть о гонении дошла до преподобного Исаакия, то, как повествуется в кондаке святому, «яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся», святой Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь для утешения и духовного укрепления православных.

В то время племена готов начали войну против Византии и, захватив Фракию, отправились на Константинополь. При выходе византийских войск из столицы, преподобный Исаакий обратился к императору Валенту с такими словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество, однако император не обращал внимания на слова монаха и самоуверенно продолжал путь. Более того, рассерженный Валент приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником; выйти из него было невозможно, так как на дне оврага было болото.

Однако преподобный помощью Божией остался жив. С трудом он выбрался из рва, догнал императора и снова сказал ему: «Ты хотел погубить меня, но святые ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и содержать в заточении до своего возвращения. Пророчество святого вскоре сбылось: в сражении готы стали одерживать победу и преследовали греческие войска, а укрывшийся в сарае с соломой император вместе с военачальником арианином были сожжены наступавшими. Так преподобный Исаакий «явился воистину пророком славным». Вскоре после известия о гибели императора святой был освобожден и отныне почитался как пророк Божий.

Святой Феодосии Великий (379–395) после своего избрания на царский престол призвал к себе преподобного старца Исаакия по просьбе Сатурнина и Виктора и, встретив его с великой честью, просил его благословения и святых молитв. По совету преподобного император созвал Второй Вселенский Собор в 381 году в Константинополе, на котором святой Исаакий был решительным противником ереси арианства. После окончания собора сторонники еретика Ария были изгнаны из Константинополя, а храмы были возвращены православным.

Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор просили святого не покидать города и ограждать его своими молитвами. Для этого они построили старцу жилище в предместье Константинополя. К святому Исаакию стали собираться иноки, и постепенно на месте их поселения возникла обитель, игуменом и духовным наставником которой был сам преподобный. Он духовно окормлял также и мирян, помогая бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого и стал называться монастырь. Кончина преподобного Исаакия последовала в 383 году (по другим источникам, между 390–400 гг.). Мощи его вначале были положены в храме святого Стефана, располагавшегося неподалеку от Далматского монастыря, а впоследствии перенесены в храм Всех святых. Святая Церковь празднует память святого Исаакия 30 мая (12 июня) и 22 марта (4 апреля). Известно, что во имя преподобного Исаакия Далматского император Петр I построил известный Исаакиевский собор в Петербурге, так как Петр I родился 30 мая – в день памяти преподобного Исаакия.

Преподобному Исаакию Далматскому

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой.

Кондак, глас 8

Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Исаакий Далматский
(Вне союза с Церковью спастись невозможно)

I. Преподобный Исаакий Далматский, ныне прославляемый, названный так по имени основанного им монастыря близ Константинополя, жил в IV веке, когда Церковь была взволнована арианским лжеучением, при царствовании императора Валента, ревностного поборника арианства. В это время на защиту православия явились знаменитые мужи: Афанасий великий, Василий Великий, Григорий Богослов. Но и среди простых иноков было также немало защитников истинной веры; Исаакий принадлежал к числу их. Как только весть о гонении на православие достигла обители его, он оставил ее и поспешил в Константинополь, глубоко скорбя об участи православных и моля Бога, чтобы Он обратил сердце императора к истине и внушил ему милосердие и справедливость. Валент в то время шел войной против готфов, народа, жившего по Дунаю и двинувшегося на Константинополь. Исаакий встретил императора при выезде из столицы, император был окружен блестящею свитою и многочисленным войском. Исаакий стал на пути и сказал: «Государь, прикажи отворить церкви православные, и Бог благословит путь твой». Император не обратил внимания на слова преподобного и продолжал путь. На другой день Исаакий настиг Валента и, снова остановив его, сказал: «открой церкви, государь, и война будет для тебя благополучна, ты победишь врагов и возвратишься с миром в свою столицу». На этот раз слова преподобного, по-видимому, подействовали на Валента, он задумался, потом обратился к приближенным за советом. Но окружавшие Валента, по большей части ариане, не могли допустить, чтобы император сделал какие бы ни было уступки православным, и уговорили его не слушать Исаакия и отогнать его. Так и было сделано. Но и на третий день Исаакий приступил к императору, схватил за узду его коня, умолял и увещевал, наконец, стал грозить ему гневом Божиим; – но все напрасно. Слова Исаакия раздражили императора, и он приказал сбросить преподобного в тинистый ров, находившийся на краю дороги. Освободясь от него таким образом, Валент продолжал свой путь. Исаакия же ангел чудесно спас от неминуемой гибели. И снова Исаакий предстал пред императором и начал говорить ему: «Иисус Христос даровал мне спасение и сохранил жизнь мою, которую ты хотел отнять у меня. Еще раз умоляю тебя: отвори церкви православным, и если ты это сделаешь, то, будь уверен, возвратишься победителем». Неожиданное появление человека, которого считали уже погибшим, изумило императора. «Что же будет, если я не отворю ваших церквей?» – спросил он. – «Тогда, – отвечал Исаакий, – знай, что ты побежишь с поля битвы, гонимый врагами, будешь искать убежища, скроешься в хижине и будешь сожжен в ней». Император, озлобленный этим пророчеством, подозвал двоих приближенных и приказал им схватить преподобного, сказав: «возьмите этого лживого старика, свяжите его и держите в темнице, пока я, возвратившись из похода, не воздам ему должного наказания за его дерзость». Исаакия связали и повели в Константинополь, а император продолжал путь свой, и вскоре увидел воочию исполнение предсказанного преподобным. Хотя греки долго и мужественно бились с готфами, но не устояли против числа их и обратились в бегство. Император едва ускакал от преследователей и с немногими воинами скрылся в одной хижине; готфы настигли его, зажгли хижину, и Валент погиб в огне. Некоторые из греческих воинов, вернувшись в Константинополь, не знали еще о гибели Валента: желая испытать Исаакия, они сказали ему: «Император возвращается с победою, готовься к ответу».«Неправда, – отвечал преподобный, – семь дней назад он был сожжен, как я и предсказал ему». Через несколько дней истина слов Исаакия вполне подтвердилась, и он был освобожден из темницы, и все стали ему оказывать великое уважение, как пророку.

II. Братия христиане! Это грозное проявление суда Божия над еретиком да устрашит нас и да утвердит в той благой мысли, что без православия, без союза с Православною Церковью спастись невозможно.

О том, какая судьба постигает за гробом людей, не имеющих единомыслия с Вселенскою Церковью, приведем рассказ из святоотеческой жизни. Однажды к пустынножителю преподобному Кириаку (память 29 сентября) пришел издалека некоторый старец по имени Феофан, чтобы научиться строжайшим подвигам иночества. Восхищенный боговдохновением старца, Феофан сказал: «отче! не расстался бы с тобою до смерти; но как сочлен и единомышленник несторианцев я должен возвратиться к моей братии». А Несторий, по имени которого назывались его последователи, был еретик, осужденный на Третьем Вселенском Соборе за неправильное учение о Сыне Божием и Богоматери. Услышав имя Нестория, Кириак затрепетал и, сокрушаясь о погибели гостя, начал умолять его, чтобы он присоединился к православной апостольской церкви. «Един путь к вашему спасению, говорил Кириак, есть тот, чтобы мыслить и веровать, как мыслили и веровали святые отцы». Но Феофан отвечал: «и все еретики также утверждают, что человек может спастись только в их вероисповедании... Что же после сего делать мне окаянному? все называют свое учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения». Кириак с согласия Феофана в уединении начал молиться за своего погибающего собрата, чтобы Господь вразумил его. И вот на следующий день Феофан увидел пред собою боголепного, но грозного юношу, который привел его в смрадное место, в котором по указанию таинственного спутника Феофан увидел разных еретиков, испускающих стенание и скрежет нестерпимой муки. «Се обиталище тех, сказал таинственный юноша, которые нечестиво умствуют, и вкупе тех, кои следуют их учению».

Из сего примера видите, братия, что без единения со Святою Православною Церковью в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в рассказе старец Феофан был благочестив и хотел угождать Богу подвигами иночества; иначе он не пришел бы издалека к пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасения? Нет! Видение показало, что человеку, первее всего, необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с Православною Церковью и покоряться ей; иначе ничто не спасет человека от вечной погибели. Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела; пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что и молитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом: без единения с Церковью ни своею верою, ни жизнью, ни делами они не достигнут вечного спасения, ибо их благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в православии, исповедуемом единою, святою, соборною, апостольскою и вселенскою церковью, суть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву. Сухое дерево не может иметь цветов, потому что в нем нет соков, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоит на своем корне; так точно и человек, через неправомыслие в вере отделившийся от православной церкви, не может стяжать истинных, угодных Богу добродетелей, не может украситься цветами богоугодной жизни, потому что он лишен внутренней благодатной силы Духа Святого, производящей в нас добрые хотения и действия и совершающей в нас богоугодные плоды христианской жизни. Если в нем, по-видимому, и бывает нечто доброе, если и являются какие-либо видимые добродетели в его жизни, то это все есть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву – порождение человеческого самолюбия, гордости и фарисейского тщеславия; и этими искусственными цветами, в силу своего самолюбия, люди часто хвалятся не только пред людьми, но и пред Богом. Хвалился пред Богом фарисей своими добродетелями; но что же? Бог осудил его (Лук. 18, 14), потому что дела его сделаны были по самолюбию; а что сделано по самолюбию, то не угодно Богу; ибо, что между людьми считается великим и высоким, то для Бога – мерзость.

III. Не увлекайтесь посему, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, а равно сладкогласными словесами и внешне обрядовыми делами разных бродяг – странников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Матф. 7,16). Они нередко сеют плевелы среди пшеницы, и увлекают неопытных и не утвержденных в вере людей в свои сети на погибель себе и внимающих им. Беспрекословно и истинное спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной церкви, утвержденной на основании апостолов и пророков и имеющей главою и краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, поставившего в Церкви Своей, «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». (Еффс. 4, 11–14).

Поставленных в церкви пастырей слушайте, от них и поучайтесь, с ними живите в мире, любви и единомыслии.

Скрепляйте союз свой и единение с Церковью через постоянное посещение храма Божия, в котором совершаются молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, и приносится бескровная жертва за живых и умерших, во спасение всех человеков.

Возможно чаще исполняйте христианский долг исповеди и святого причастия, чтобы не коснеть во грехах и через то не удаляться от общения с Церковью; чтобы через единение со Христом в Таинстве Причащения обновлять свои духовно-нравственные силы и получать силы благодатные для богоугодной жизни благочестия. Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена