Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/13 апреля. Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326)

13 апреля. Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326)

← Предыдущая Следующая →
13 апреля. Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326)

Священномученик Ипатий был епископом города Гангры в Пафлагонии (область в Малой Азии). Принимал участие в I Вселенском Соборе, собранном в 325 году в городе Никее для обличения арианской ереси. Вместе с другими поборниками Православия святой Ипатий исповедал на Соборе Единосущие Сына Божия Богу Отцу, подписал принятые Собором семь членов Символа веры в той форме, которая сохраняется и доныне.

Святой Ипатий получил от Господа великий дар чудотворения: он изгонял бесов и исцелял различные недуги, так, например, «жены кровоточивый и безчадныя не мало чадородны показа, и оны суха сосцы имущия, и безкормны, млеко точити сотвори». В одном селении он претворил источник горькой воды в пригодный для питья. По преданию, нашедшему отражение в церковной иконографии, он вывел страшного змея из сокровищницы императора Констанция (337–361), сына Константина Великого, употребив силу святительского жезла. В благодарность за это император приказал сделать на доске изображение лица священномученика Ипатия и поставил это изображение в своей сокровищнице на прогнание бесов.

Когда в 326 году святой Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, на него напали недоброжелатели и враги, последователи раскольников Новата и Фелициссима. Сильно израненный мечами и кольями святой Ипатий молился за насильников: «Господи, не постави им греха сего». Он скончался от удара камнем по голове. Убийцы спрятали тело священномученика в пещере и поспешили уйти, но не смогли скрыться от Божьего наказания, и у них помутился разум. Женщина-арианка, нанесшая святому последний удар, непрестанно била себя в грудь тем самым камнем...

Между тем, некий крестьянин, хранивший в пещере солому, придя за ней, услышал в пещере голоса поющих ангелов и несказанно удивился. Обнаружив израненное тело убиенного святого, он побежал к своим односельчанам, а те рассказали об этом в городе. С великим плачем пришли жители города Гангры за останками святого отца и любимого пастыря своего и, взяв честное тело святого Ипатия, погребли его с великой честью. Когда тело святого было погребено, женщина, бившая себя камнем в грудь, исцелилась от беснования. Другие убийцы, принеся покаяние, также исцелились при гробе святого, который по незлобию своему и по смерти благодетельствовал своим врагам.

Священномученик Ипатий с древних пор особо чтится в Русской земле. В 1330 году в Костроме был воздвигнут Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем Иисусом и предстоящими святыми – апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Древние списки Жития святого Ипатия были широко распространены на Руси, один из них вошел в состав Великих Четьих Миней Митрополита Всероссийского Макария (1542–1564). В этом Житии повествуется о явлении Христа Спасителя святому Ипатию накануне его мученической кончины.

Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.

См. также: Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского. Свт. Димитрий Ростовский.

Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому

Тропарь, глас 4

Изволе́нием Боже́ственнаго ра́зума/ впери́в ум свой в Небе́сныя оби́тели/ и ра́вно А́нгелом житие́ пожи́в на земли́,/ сего́ ра́ди муче́ния красоты́ вене́ц на свое́м версе́ утверди́в,/ священному́чениче Ипа́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Оби́тель Триипоста́снаго Божества́,/ достоблаже́нне о́тче Ипа́тие, быв,/ во вселе́нную Всетворца́ Бо́га воскли́кнул еси́./ Благода́рственне же чудоде́йствуя,/ вшел еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ та́мо моли́ Всесвяту́ю Тро́ицу, мо́лим тя,/ исцели́ти телеса́ и ду́ши на́ша// в Богосозда́нную на́шу красоту́.

Моли́тва

Трисо́лнечнаго Све́та светоза́рная звездо́, вводя́щая в мир Трисо́лнечный Свет апо́стольскими твои́ми, Богоева́нгельскаго пропове́дания священноуче́нии, священному́чениче, иера́рше Христо́в, Богоблаже́нне Ипа́тие. Ты прия́л еси́ от Святы́я Тро́ицы равноапо́стольную благода́ть, серафи́мскую в горе́честии к Бо́гу любо́вь, я́коже верхо́внейший апо́столов Петр, и херуви́мскую многоочи́тую во уче́нии прему́дрость, я́коже вторы́й Па́вел. Просвети́вый прему́дрым твои́м благоче́стия уче́нием тьмочи́сленныя наро́ды, присноусе́рдно подража́я всеме́рнаго Учи́теля, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́. Его́же ра́ди всесмире́нно молю́ богоподража́тельное оте́ческое твое́ благоутро́бие: при́зри ми́лостивно богосве́тлыма твои́ма на су́щее недосто́инство мое́, я́ко всечадолюби́вый по Бо́зе оте́ц, и присноусе́рдный на́шего спасе́ния наста́вник, и всех в Го́рних правонеизме́нный строи́тель, адама́нтная Правосла́вию стена́ и пресве́тлый столп, вводя́щий второно́ваго Изра́иля во всепресветле́йший Го́рний Сио́н. Потщи́ся вско́ре помоществова́ти на бра́нех во́инству на́шему. Проси́ же при́сно у Святы́я Тро́ицы всем правосла́вным христиа́ном ми́ра и тишины́, душе́внаго спасе́ния и многоле́тняго в телеси́ здра́вия, возду́ха благорастворе́ния, земли́ благопло́дие, непло́дствующим благоча́дие, и в зако́не Госпо́днем воспита́ния, и всех благи́х умноже́ния. А по́сле жития́ коему́ждо жи́зни сея́ сподо́би святы́ми твои́ми моли́твами улучи́ти христиа́нскую кончи́ну бла́гу, непосты́дну и ми́рну, со всепредобре́йшим испове́данием и со прича́стием Святы́х Безсме́ртных Небе́сных и Животворя́щих Христо́вых Та́ин, и с молитвома́слием безпрепя́тное возду́шных мыта́рств преше́ствие, насле́дие со святы́ми всера́достныя присносу́щныя жи́зни, в не́йже ку́пно со А́нгельскими чи́нми непреста́нныя хвалы́ вознесе́м Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Его́ Сыно́м и с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, и тебе́, вели́кое твое́ оте́ческое ми́лостивое заступле́ние, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский
(О любви ко врагам)

I. Св. священномученик Ипатий, ныне прославляемый, был епископом города Гангра, в Пафлагонии, в Азии, и жил в IV веке. Он присутствовал на 1-м Вселенском Соборе. За свою богоугодную жизнь был удостоен дара исцелять болезни и изгонять из людей бесов. Еретики погубили его за то, что он сильно поражал их. Однажды, когда святитель возвращался из Царьграда, они из скрытого места бросились на него с палками и избили до смерти. Святитель, подобно Самому Господу и св. архидиакону Стефану, молился за своих врагов. Убийцы не были открыты и наказаны судом человеческим, но Сам Господь открыл и наказал их тяжкою болезнью, так что они раскаялись и при гробе святителя получили исцеление.

II. Св. священномученик Ипатий, молившийся о прощении грехов своих убийц, подает нам, братия, сегодня живой урок любви к нашим врагам.

Сердце наше охотно соглашается любить тех людей, которые не сделали нам никакой неприятности. Еще охотнее мы любим тех, которые любят нас, благодетельствуют нам, утешают нас. Не нужно нас убеждать воздавать любовь за любовь. Этому учит нас сама природа. Но что нам делать со врагами – с людьми нам неприятными, с людьми, делающими нам зло? Надобно ли любить и их? Надобно. О сем побеседуем.

а) Любите враги ваша (Мф. 5, 44). Благоразумие говорит: старайся и врагов сделать друзьями. Это нужно для прочного спокойствия твоей жизни.

Лучшее к сему средство любовь ко врагам и воздаяние им добром за зло. Огонь можно погасить водою, а злобу можно прекратить или, по крайней мере, уменьшить, любовью, почтением, доброжелательством, благотворением. Самый твердый камень от огня смягчается, рыхлеет: самый злостный наш враг от любви, постоянно оказываемой ему нами, должен почувствовать смягчение и перемену злобы на благорасположение. Это доказывается примером Исава и Иакова, детей патриарха Исаака. Исав пылал злостью и гневом к Иакову. Но когда Иаков стал оказывать Исаву знаки за знаками любви своей, то последовала чудная перемена в сердце злобного Исава. Он почувствовал к Иакову любовь и поступил с ним весьма милостиво.

б) Любить врагов еще надобно по той пользе, какую они нам делают. Наши враги суть наши благодетели. Они делают нас осторожнее. Мы люди, имеем свои страсти, свои слабости. Мы склонны к порокам. Часто мы делаем зло вопреки воле нашей. Нас нужно останавливать от зла рукою постороннею. В таком случае враги великое и благодетельное имеют действие на нашу душу. По влечению воли, мы на стороне зла; но, имея в виду врагов, мы останавливаем, удерживаем себя от зла, боясь, что враги наши заметят наше худое дело, выведут оное наружу, и подвергнут нас неприятным последствиям, могущим произойти от открытия зла, нами предполагаемого. Таким образом, наши враги делаются нашими благодетелями большими, нежели мы сами себе. Мы решались делать зло, решались подвергнуть себя несчастию и временному и вечному, но, благодарение врагам, они нас к тому не допустили. После сего, почему же не любить нам врагов, благодеющих нам, почему не благотворить им, почему не молиться за них? Будем справедливы. Возлюбим врагов – благодетелей наших, – они не благоприятствуют нашим страстям, за то помогают душевному нашему спасению.

в) Но главная причина, побуждающая нас любить врагов, есть воля Господа нашего Иисуса Христа. Он сказал, Он повелел так: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас. Закон Царя Небесного мы должны исполнять еще с большею точностью, нежели с каковою точностью стараемся исполнять законы царя земного. Не говори, что трудно исполнить заповедь, повелевающую любить врагов. Кто велел тебе это сделать, Тот и поможет тебе выполнить заповеданное Им. Только решись, только понудь себя любить врага твоего, воздохни к Богу о ниспослании благополучия недоброжелателю твоему, положи во смирении духа молитвенный поклон о прощении грехов твоего неприятеля, о невменении ему того зла, которое он тебе сделал, и ты увидишь, почувствуешь, что Бог тебе твой помощник в любви ко врагам.

III. Будем любить врагов наших. Этим мы можем смягчить их, докажем правильный взгляд на значение врагов, сделаем подражание и окажем повиновение Спасителю нашему Иисусу Христу, молившемуся за врагов Своих и повелевшему и нам любить врагов наших. Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена