Главная \ Приходская стенгазета \ 13 июня. День Святого Духа

13 июня. День Святого Духа

← Предыдущая Следующая →
13 июня. День Святого Духа

"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» (молитва Святому Духу).

Праздник в честь Святого Духа совершается на следующий день после празднования Пятидесятницы.

День Пятидесятницы венчает круг всех великих праздников христианских, ибо в сей день мы славим третье Лицо Пресвятой Троицы, Святого Духа, сошедшего на святых апостолов и излившего обильнейшие дарования на всю Церковь… От апостолов, через преемников служения их в Церкви, получили и мы дары Духа Святого, оправдавшего нас пред Богом в Таинстве Крещения и обогатившего нас благодатными силами для служения Богу в Таинстве Миропомазания.

Святитель Феофан Затворник: «Благодать Духа Святого с нами с момента Крещения и Миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство – сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа и вместе – привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа».

Праведный Алексий Мечёв
Благодатные действия Святого Духа на христиан

В день Святой Пятидесятницы мы побеседуем о том, насколько дороги и спасительны благодатные действия Святого Духа для нас, христиан. Сошествие Святого Духа на Апостолов – событие величайшей важности. Оно есть начало того сильного, могучего толчка, благодаря которому весь древний, одряхлевший языческий мир пал, рухнул, уступив место религии света, истине истин.

Действительно, все то, что прежде безраздельно господствовало над миром: эта всеобъемлющая философия, это превознесенное и воспетое многобожие – все это гордое языческое создание рухнуло от прикосновения к нему скромных проповедников христианской религии, которая в глазах языческих мудрецов была жалким заблуждением и безумием (1Кор.1:18).

Такова, други, сила Святого Духа, ее плоды нашли прекрасное выражение в известной молитве Святому Духу: «Царю Небесный». В ней Дух Святой называется «Утешителем, жизни Подателем, Сокровищем благих».

Какие чудные, высокие и глубокие названия! В церкви мы часто слышим: Святым Духом всяка душа живится, и действительно, други, во всем необъятном Божием мире живет и существует всемогущая сила Бога Духа Святого. В особенности каждый из нас это видит при наступлении весны, когда благодательное солнце своею теплотою начинает согревать землю. Тогда все обновляется и оживляется; земля покрывается зеленеющими травами и разными цветами, вся Божия тварь как бы пробудилась от сна, веселится и прославляет Создателя мира. И все это совершается всемогущею силою Бога Духа Святого. «Послеши Духа Твоего, – говорит царь Давид, – и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:30).

Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство свое и покой только в Боге.

Но греховная «скверна» отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое печальное и мучительное состояние.

Но вот пришел на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознесшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас.

Из книги Деяний Святых Апостолов мы знаем, как Дух Святой снисшел на Апостолов и какими чудесными действиями обнаружилась возрождающая сила Его в их душах. В самом деле, простые рыбаки – Апостолы делаются сильными и бесстрашными проповедниками Евангельской истины; из любви к Богу и ближним они претерпели многочисленные бедствия и страдания и запечатлели проповедь свою мученическою кончиною. А с другой стороны, кто руководил теми же Апостолами при написании ими Посланий? Кто руководил пастырями и учителями Церкви на Вселенских соборах при решении разных вопросов христианской веры и доброй жизни? Все Тот же животворящий Дух Святой.

Такому действию животворящей благости Святого Духа причастны бываем и все мы, други, в разных опытах нашего духовного возрождения, обновления и освящения.

Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, – усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Святого Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати Святого Духа.

Призывайте же на себя Святого Духа, – всегда сохраняйте сердце свое в чистоте, чтобы не изгонять из него Святого Духа, а привлекать.

«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Слово на день Пятидесятницы. 1914 г., мая 26 дня.

Изречения святых отцов и учителей Церкви о Святом Духе

Блаженный Феодорит

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Словами: Который от Отца исходит, Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Святого Духа. Он не сказал: «изойдет» или «произойдет», но «исходит», чтобы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их нерасчленимо и нераздельно, и Лица соединены между собою, ибо что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит.

Святитель Иоанн Златоуст

«Дух Святой был назван Утешителем потому, что Он утешает людей – не как второй после Бога, но как Бог, ибо утешение – свойство Божие..»

«Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды».

Преподобный Симеон Новый Богослов

«Без Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнять заповеди Божии, ни отражать власть и силу, какую имеют над нами демоны».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Только Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом».

Преподобный Ефрем Сирин

«Дух Святой открывает человеку, какой путь хорош и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем и что скрыто на пути лукавом, чтобы человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного».

Преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

«Желаю вам, чтобы Утешитель Дух Святой был вашим благим наставником на всякую добродетель, укреплял в терпении, утешал в скорбях, вразумлял в недоумениях, охранял от поползновений в грех, удерживал язык от празднословия и осуждения, научал страху Божию, воздержанию, смирению, любви, бодрости, усердию к молитве и преданности себя во всем в волю Божию, ибо все это подает Дух Святой, Которого смиренно и должны все мы просить и молить: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны...»