Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/13 сентября. Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258)

13 сентября. Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258)

← Предыдущая Следующая →
13 сентября. Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258)

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский – выдающийся деятель и учитель древней Церкви, был одним из главных церковных авторитетов на христианском Западе в IV-V вв.; его сочинения перечислялись наряду с каноническими книгами Священного Писания, а Карфаген был известен как «кафедра Киприана». В средние века Киприан оставался одним из самых читаемых отцов Церкви, весьма значительным было его влияние на каноническое право. Чуждый абстрактным, метафизическим размышлениям, сосредоточенный, прежде всего, на пастырских вопросах, Киприан не был склонен к спекулятивному богословию. В центре его внимания - учение о Церкви в тесной взаимосвязи с дисциплинарно-каноническими и нравственно-аскетическими аспектами.

Священномученик Киприан родился (ок. 200-210) в Северной Африке в Карфагене, в богатой и знатной языческой семье, владевшей большими имениями в городе и его окрестностях. Полное имя его Тасций Цецилий Киприан.

После обучения «свободным искусствам», главным образом, риторике, Киприан быстро приобрел в Карфагене славу оратора и учителя красноречия, собиравшего вокруг себя приверженцев и восторженных почитателей. Существует также предположение, что Киприан был юристом и даже членом карфагенской курии. Однако пустота и безнравственность жизни языческого общества не удовлетворяли запросам будущего святителя, который долгое время находился в духовных поисках, в сомнениях и во внутреннем борении с собой.

Наконец, он встретил христианского пресвитера по имени Цецилий или Цецилиан, под влиянием которого познакомился со Священным Писанием и вскоре обратился в христианство. В память о встрече с пресвитером Цецилием Киприан стал носить его имя.

Как предполагают, Киприан был крещен на Пасху 245 или 246 г. Сам Киприан вспоминал об этом событии: «Когда возрождающие воды омыли пятна моей прежней жизни и в искупленное сердце пролился свыше ясный и чистый свет, когда, приняв Духа Небесного, я стал новым человеком по второму рождению, тогда чудным образом сомнения стали сменяться уверенностью, тайное начало становиться явным, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, стало удобоисполнимым; то, что считалось невозможным, стало возможным достичь; так что я начал понимать, что вся моя прежняя плотская жизнь, проведенная во грехах, была жизнью земной и что только теперь началась жизнь Божия, одушевляемая Святым Духом».

Крестившись, Киприан раздал свое имущество бедным и принял обет целомудрия. Через некоторое время после своего обращения, скорее всего в декабре 247 г., Киприан был рукоположен во пресвитера. Его высокие нравственные требования к себе и окружающим, рвение к изучению Священного Писания и делам благочестия быстро снискали ему всеобщее уважение среди карфагенских христиан. Вероятно, эти качества, а также знатное происхождение и высокое положение, которое Киприан занимал в Карфагене еще до своего обращения, привели к стремительному росту его церковной карьеры.

 После кончины Карфагенского епископа Доната в середине 248 - 1-й половине 249 г. Киприан был избран его преемником по общему согласию церковного народа. Считая себя недостойным этого высокого назначения, Киприан попытался скрыться, но, в конце концов, был вынужден уступить настойчивым просьбам верующих и принять сан епископа Карфагенского.

Однако такое быстрое продвижение Киприана, еще недавно неофита, вызвало недовольство части карфагенского духовенства, что привело к возникновению оппозиции новоизбранному епископу, во главе которой предположительно стоял пресвитер Новат.

Пастырская деятельность Киприана была нарушена гонением императора Деция, который вскоре после вступления на Римский престол издал указ, повелевавший всем жителям империи вне зависимости от их вероисповедания принести жертвы богам о здравии нового императора и процветании государства. Когда 3 января 250 г. указ Деция стал известен в Карфагене, язычники потребовали схватить предстоятеля Карфагенской Церкви и бросить его на съедение львам. Однако по просьбе карфагенских христиан Киприан, движимый заботой о своей пастве, укрылся в безопасном месте. Но и в изгнании он продолжал руководить своей Церковью через верных ему пресвитеров, регулярно посещавших его. Тем не менее, бегство епископа вызвало недовольство части карфагенского клира, а противники Киприана получили новый повод для нападок на него.

Кроме того, вскоре после мученической кончины 20 января 250 г. Римского епископа Фабиана пресвитеры и диаконы, управлявшие Церковью Рима до избрания нового предстоятеля, послали Киприану письмо, в котором уведомляли его о смерти своего епископа; к письму они приложили еще одно, в котором выражали недоумение по поводу бегства Карфагенского епископа. В ответном послании Киприан подробно объяснял мотивы своего поступка. Он приложил копии своих 13 посланий карфагенскому клиру, исповедникам и мирянам, чтобы доказать, что и в изгнании не оставлял пастырских обязанностей.

В Карфагенской Церкви в это время возник раскол в результате самочинных действий некоторых исповедников, противопоставивших свой авторитет власти епископа. В Карфагене издавна существовал обычай, согласно которому исповедник мог написать для кого-либо из отлученных от Церкви ходатайство для обращения к епископу, с тем чтобы епископ присоединил отпавшего к Церкви. Этот обычай был подтвержден Карфагенскими Соборами 255-256 гг. Воспользовавшись существовавшей традицией, исповедники в отсутствие Киприана начали раздавать множество подобных ходатайственных записок падшим при последнем гонении, которых было больше, чем устоявших в вере, и которые требовали у Киприана немедленно присоединить их к Церкви. Однако Киприан считал необходимым всесторонне рассмотреть вопрос о принятии падших на Соборе, а до его созыва предлагал им довольствоваться положением кающихся и не приступать к причастию. Когда он послал в Карфаген несколько верных ему епископов и пресвитеров для разбирательства дела падших, клирики во главе с диаконом Фелициссимом, недовольные чрезмерной, на их взгляд, строгостью епископа, отказались им подчиниться и отделились от остальных. Среди них были 5 пресвитеров, которые ранее противились избранию К. на Карфагенскую кафедру. В их числе был и Новат, поставивший Фелициссима диаконом без ведома Киприана и впоследствии отправившийся в Рим в качестве посланника отделившейся партии, где он не столько добился ее признания, сколько способствовал возникновению новацианского раскола.

Когда гонение стало утихать, в марте 251 г. Киприан после 14-месячного отсутствия вернулся в Карфаген и был радостно встречен своей паствой. В апреле в Карфагене под председательством Киприана был созван Собор африканских епископов. На нем были зачитаны трактаты Киприана («О падших» и «О единстве Церкви»), в которых затрагивались вопросы церковной дисциплины.

Прежде всего, Собор отлучил от Церкви Фелициссима и его сторонников. Вместе с тем Собор решил, что падшие не должны быть лишены возможности покаяния и примирения с Церковью. Для этого устанавливались правила приема падших, которые были разделены на 2 категории: тех, кто действительно принесли жертву, и тех, кто получили ложное письменное свидетельство о жертвоприношении. Последние были прощены. Что касается первых, то Собор постановил, что они должны находиться в разряде кающихся и продолжительность периода отлучения каждого из них должна зависеть от тяжести его вины. Однако в случае смертельной угрозы пресвитерам разрешалось присоединять их к Церкви и причащать.

В это время в Римской Церкви произошли нестроения, связанные с попыткой незаконного занятия Римской кафедры пресвитером Новацианом. Проявляя заботу о единстве Церкви, Киприан стремился с помощью посланий уврачевать раскол.

Летом 251 г. император Деций погиб на войне. Христиане ожидали новых гонений, и в мае 252 г. очередной Карфагенский Собор под председательством Киприана постановил принять всех покаявшихся падших в лоно Церкви. Вскоре в Карфагене разразилась эпидемия чумы, послужившая язычникам поводом для новых гонений на христиан, которых они считали виновными в этом «гневе богов». Спасаясь от эпидемии, множество людей бежало из города, оставляя больных без помощи, а мертвых - без погребения, так что трупы заполнили улицы Карфагена. В это время Киприан, показывая пример стойкости и мужества, оставался в городе, увещевая верующих не бояться смерти и побуждая всех помогать больным и семьям умерших независимо от их вероисповедания, что значительно смягчило отношение языческого населения к христианам. Последующие несколько лет были относительно спокойными. Киприан продолжал пастырскую деятельность, наставлял верующих в христианской нравственности и вероучении, заботился о церковной дисциплине…

Летом 257 г. император Валериан, сначала проявлявший веротерпимость по отношению к христианам, издал указ, согласно которому им запрещалось собираться вместе, в т. ч. на кладбищах, а клирики должны были под страхом казни принести жертвы языческим богам.

30 августа 257 г. Киприан также арестован и допрошен африканским проконсулом Аспазием Патерном. После того как Киприан решительно отказался принести жертвы языческим богам, он был выслан в приморский г. Курубис (ныне Корба, Тунис), находившийся примерно в 150 км от Карфагена. 14 сентября, в первую ночь пребывания в Курубисе, Киприану было видение, в котором ему было открыто, что вскоре он пострадает за Христа как мученик. Однако в ожидании приговора Карфагенский епископ провел около года в довольно спокойной и мирной обстановке. Местные жители оказывали ему гостеприимство, доставляя все необходимое для жизни, а карфагенские клирики часто навещали его и оставались у него подолгу; некоторые из них, например, диакон Понтий, постоянно жили при Киприане. И в ссылке Кирпиан не переставал заботиться о своей пастве. Известно, что он распорядился раздать бедным остатки своего имущества и оказал материальную помощь христианам, сосланным на рудники в Нумидию.

Через год, в августе 258 г., последовал новый указ императора Валериана, предписывавший казнить епископов, пресвитеров и диаконов, упорствующих в своей вере, а также всех знатных христиан, которых следовало лишить имущества, а их родных отправить в ссылку.

В том же месяце, по приказу нового африканского проконсула Галерия Максима, Киприан вернулся в Карфаген и остановился в принадлежавшем ему загородном доме, ожидая вызова на допрос. Проконсул Галерий находился в то время в г. Утика (Тунис), где 18 августа произошли народные волнения, в ходе которых было убито множество христиан. Окончив разбирательство, проконсул вызвал туда Киприана; однако тот предпочел остаться в своем имении и подождать возвращения Галерия в Карфаген, чтобы пострадать в том городе, в котором он исполнял епископское служение.

Когда 13 сентября 258 г. Галерий вернулся в Карфаген, он послал за Киприаном двух подчиненных. Однако по причине нездоровья проконсула рассмотрение дела было отложено на другой день, как и было предсказано Киприану в видении за год до этого. Он был взят под домашний арест в доме одного из должностных, а на следующий день вызван на суд к проконсулу на виллу Секста, где собралось множество народа.

Киприан был еще раз допрошен и приговорен к смертной казни после того, как решительно отказался принести жертвы. Услышав приговор, Киприан произнес ставшие знаменитыми слова: «Благодарение Богу!».

В сопровождении толпы народа он был приведен военным конвоем на место казни и публично обезглавлен, став первым мучеником среди африканских епископов.

Слава и почитание Киприана быстро распространились по всему христианскому миру. Тело святителя ночью было погребено на частном кладбище, носившем имя прокуратора Макробия Кандидиана.

Богословско-литературная деятельность Киприана была непосредственно связана с его церковным служением. Все его сочинения были написаны по особым поводам и служили практическим интересам. Киприан был, прежде всего, пастырем, человеком действия, которого более интересовало духовное руководство, чем умозрительное богословие. В сочинениях святителя Киприана изложено православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами: внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви; в Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Всего Киприану принадлежат 13 трактатов и 65 писем. Ниже приводится краткое содержание некоторых его трактатов:

В трактате «О единстве Церкви» Киприан говорит о гибельных последствиях церковных расколов. Поводом к написанию этого важного экклезиологического трактата послужили церковные расколы: Новата и Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме. Хотя трактат был адресован карфагенским верующим и, в особенности, участвующим в Соборе африканским епископам, из послания Киприана известно, что он также отправил этот трактат римским исповедникам, когда они были на стороне Новациана и выступали против законно избранного Римского епископа Корнелия. Киприан расценивает расколы и ереси как изобретение диавола и отстаивает идею единства Церкви. Он говорит также о недействительности таинств, совершённых раскольниками, призывает всех верующих удаляться от общения с ними и сохранять единство со своими епископом и пресвитерами.

В трактате «О Молитве Господней» Киприан показывает, что Молитва Господня является самой главной для христианина, ибо ее даровал Сам Господь; по силе она превосходит все остальные молитвы, поскольку Отцу приятны слова Сына, и когда мы молимся этой молитвой, Сам Сын ходатайствует за нас перед Отцом. В целом Молитва Господня является «кратким изложением небесного учения», ибо в ней в сжатом виде содержатся все заповеди Христовы. Киприан говорит также о том, что в молитве необходимо постоянство, бодрствование, сердечная теплота, что молитва должна подкрепляться делами милосердия, а также кратко останавливается на утренней, вечерней и полночной молитве, на обычае молиться в 3, 6 и 9-й часы.

В трактате «О благе терпения» Киприан рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, которая происходит от Бога; она отличается от стоического бесстрастия. Терпение — это уподобление Христу, Который в Своей земной жизни подал наилучший пример терпения, безропотно перенеся все страдания вплоть до крестной смерти. Именно терпение вместе с любовью способно сохранить церковный мир и предотвратить расколы.

Трактат «О ревности и зависти» посвящен пастырскому анализу 2 страстей - ревности и зависти, которые Киприан рассматривает как расставленные диаволом сети; попав в них, христианин может погибнуть. Зависть и ревность - причина падения самого диавола, и кто заражен этим грехом, тот ему подражает. Это - корень всех зол, источник бедствий, рассадник грехов, причина преступлений; это - червь для души, яд для мыслей, ржавчина для сердца. Единственное лекарство от ревности и зависти - любовь ко всем, как к друзьям, так и к врагам.

В трактате «О благотворении и милостыне» говорится о необходимости оказывать помощь нуждающимся, больным и умирающим. Добрые дела необходимы для спасения; они вновь привлекают к нам милость Божию, являются средством к умилостивлению и удовлетворению Бога и служат очищению от грехов, совершенных после крещения. Трактат пользовался в древности большой популярностью; несколько цитат из него были включены в деяния Вселенского III Собора.

 Трактат «О смертности» написан в 252 г., в разгар эпидемии чумы, унесшей жизни многих людей. Киприан разъясняет, что для христианина означает смерть. Освобождая от страданий временной жизни, смерть ведет к встрече со Христом. Никто из верующих не должен бояться перехода из сего мира в рай, в наше небесное отечество, где ожидают лики святых и высшее вечное блаженство.

(Использован источник https://www.pravenc.ru/text/1684710.html)

См. также: "Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена