Праздник происхождения (т. е. изнесения, шествия впереди) честных древ Животворящего Креста Господня восходит к давней константинопольской церковной традиции обходить город с Древом Креста с целью его благословения и освящения. Византия – это южная страна, где нередко случались различные эпидемии и моры. Особенно сильными они были в августе, когда стояла наибольшая жара. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далек от современного, эти болезни уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога – они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по дорогам и улицам, неся с собою иконы и совершая молебны для освящения мест и отвращения болезней. Особенно пышно эти шествия проводились в столице – Константинополе, и продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Главной святыней, которую обносили по городу, было Честное Древо Креста Господня.
Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в X веке, тогда же его подробно описал император Константин Багрянородный (912–959 гг.). Накануне, 31 июля (13 августа нов. ст.), Честной Крест износился из царской сокровищницы и полагался на престоле Великой церкви (Софии Константинопольской). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали крестные ходы по всему городу и Крест предлагали народу для поклонения. И вынос Креста, и крестные ходы сопровождались песнопениями и другими торжественными действиями.
С обрядом изнесения Креста соединилась другая традиция – погружение Животворящего Древа в воду для ее освящения, сообщения ей целебных свойств. Установление этой практики именно в начале августа вероятно, связано с недостаточным качеством воды, поступавшей в город в жаркие летние дни. К XII веке в Константинополе уже существовал обычай освящать воду не только 1 августа, но и в начале каждого месяца, за исключением 1 сентября и 1 января.
Эти два обычая и легли в основу празднования 1 (14 нов. ст.) августа Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и определили его богослужебные особенности: вынос Креста на середину храма для поклонения на утрени и совершение в этот день малого освящения воды после литургии.
В XVI–XIX веках утвердился еще один обычай – освящать в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня мёд, почему этот день именовался также Первый Спас и «медовый Спас». Пчеловоды приносили в церковь мёд в первых вырезанных сотах. После литургии и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Этот обычай сохранился до наших дней.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 96, 12.08.2018)
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.
Так снова, при наступлении поста, говения, покаяния, подвигов, воздвигается перед нами Крест Христов; и этим заставляет нас вспоминать о себе, о своей душе, о ее христианском назначении.
В самом деле, обыкновенно мы живем будничною жизнью, жизненными интересами, заботами, тревогами, озлоблением; то мы радуемся, то скорбим, то раздражаемся, то веселимся и вовсе не думаем о своем христианском назначении. Но вот, представьте себе, стряслась с нами какая-нибудь беда, постигло нас какое-нибудь горе, особенно смерть близкого, родного нам человека – отца или матери, не правда ли, как тогда сразу изменяется наше настроение? Мы делаемся скорбными, унылыми, а главное, мы начинаем глубже веровать; все, что интересовало нас минуту тому назад, кажется теперь пустым и ничтожным перед смертью.
Точно так же, возлюбленные братья, действует на нас Воздвижение Креста Господня: оно напоминает нам и смерть Христа Спасителя, подъятой Им ради наших грехов; оно живо напоминает нам дарованную Спасителем силу для борьбы с грехом... Сила этой борьбы – крест! Крест – это символ самораспятия! Таким образом, мы видим, что крест сделался символом христианина не потому, что на нем был распят Христос, а потому, что, взирая на крест, мы должны помнить, что и нам предстоит в жизни страдать, а потом умереть. В самом деле, об этом напоминают нам все Таинства и обряды. Что такое Таинство Крещения? Смерть греху. Таинство Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн – причащение себя страдальческой жизни Христа Спасителя. Крест на храме, на груди – все это должно напоминать христианину о борьбе с грехом.
В нашей душе замечается раздвоение, ибо в ней живет грех; в нас как бы живет два человека. Один добрый: он любит добро; он готов принять в себя весь мир, он смиряется, терпит, любит врагов своих... другой – любит плоть, он тщеславен, завистлив, сладострастен... И вся наша жизнь проходит в борьбе между этими двумя людьми, то есть в борьбе добра со злом. В этой борьбе победить зло и заключается вся наша христианская цель жизни.
31 июля 1907 г.