Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/14 декабря. Праведного Филарета Милостивого

14 декабря. Праведного Филарета Милостивого

← Предыдущая Следующая →
14 декабря. Праведного Филарета Милостивого

Праведный Филарет жил в VIII веке в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын – Иоанн и дочери – Ипатия и Еванфия. Филарет был богатым земледельцем. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» (Мф. 25:40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1Тим. 6:7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25).

Однажды арабы напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей.

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797–802) искала невесту для сына – будущего соправителя Константина Багрянородного (780–797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез.

Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов». Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу.

Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе. После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Выпуск № 43 (221), 13.12.2020)

См. также: "Житие св. праведного Филарета Милостивого" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Праведному Филарету Милостивому

Тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и сих удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, доброде́тели о тезоимени́те.

Молитва

О, преди́вне избра́нниче Бо́жий, Филаре́те Ми́лостивый! А́мнии преще́дрый хлебода́телю, Правосла́вия свети́льниче, Го́спода Бо́га ра́бе благи́й и ве́рный! Ты́ бо все́м се́рдцем ева́нгельски Христу́ после́довавый и да́нный тебе́ тала́нт прему́дре умно́живый: си́рых и убо́гих оде́явый и напита́вый; стра́нных и ни́щих в до́м сво́й введы́й, в ско́рбех и печа́лех су́щих уте́шивый, уме́рших и на сто́гнах пове́рженных гро́бу преда́вый; все́м вся́чески послужи́вый, и та́ко ве́ру свою́ в дела́х показа́л еси́. Е́й, святы́й уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, печа́льми жите́йскими изныва́емых и страстьми́ грехо́вными обурева́емых. Во вся́ дни́ уны́ние и малоду́шие коле́блют на́шу ве́ру, жестокосе́рдие и озлобле́ние снеда́ют сердца́ на́ша и охлажда́ют любо́вь на́шу; честолю́бие же и нетерпе́ние растлева́ют души́ на́ша, и та́ко, а́ки ни́щии, в дела́х благи́х обнища́хом. Ты́ же, О́тче пра́ведный, милосе́рдствуя о на́с, умоли́ Христа́ Бо́га, да обогати́т сердца́ на́ша Ду́хом Свои́м Святы́м, исцели́т душе́вныя и теле́сныя неду́ги на́ша, и, а́ки ни́ву жа́ждущую, напои́т на́с щедро́тами человеколю́бия Своего́; да ве́ре, долготерпе́нию и милосе́рдию твоему́ подража́юще, во благоче́стии и чистоте́ поживе́м вся́ дни́ живота́ на́шего. Еще́ мо́лим тя́, преблаже́нне, егда́ приспе́ет жития́ на́шего отше́ствие, к покая́нию нелицеме́рному на́с подви́гни, да Христу́ Спаси́телю на́шему чрез святы́я Его́ Та́инства приобщи́мся и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго бу́дем, иде́же в ра́дости святы́х и А́нгелов сподо́бимся и мы́ покланя́тися и воспева́ти Трисвято́е И́мя: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь!

АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРАВЕДНОМУ ФИЛАРЕТУ МИЛОСТИВОМУ

Протоиерей Григорий Дьяченко
Святой Филарет милостивый
(Уроки благотворительности из жизни святого Филарета милостивого)

I. Святой Филарет милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил он жене своей Феозве, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими «Прими, благодаря Бога» – говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатые поместья. Но Филарет по - прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.

II. а) Прежде всего, замечательны для нас, братия, те побуждения, по которым праведный Филарет поприще милосердия избрал главною целью всей своей жизни. Сын благочестивых и благородных родителей Георгия и Анны, праведный Филарет с первых лет своих научился благочестию, и сердце доброго юноши, горевшее любовью к Богу и ближнему, без сомнения не раз вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Деян. 9, 6), какой укажешь мне путь, каким бы мог я достигнуть спасения?» Ответ был дан. Супружество с доброю и благочестивою Феозвою обогатило его, и потом изобильно потекли к нему блага жизни. Имел он много стад, богатые усадьбы, дом его был полною чашею всякого изобилия, он сделался одним из первых богачей в своей стране.

Как понял праведник тот путь, который указал ему промысл Божий? Он рассудил в сердце своем: «для того ли дано мне все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостью сохраню богатство, то какую пользу получу от него на последнем суде?» Помнил он наставление псалмопевца: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Представлялась умному взору его и другая заповедь Спасителя: «куплю дейте, дóндеже прииду» (Лук. 19, 13). Богатство, рассуждал праведник, это талант, который должно пустить в оборот, приумножить делами любви и возвратить к подателю чрез руки нищих. И вот он разверз щедрую десницу свою для подаяния бедным, искал их, радовался случаю помочь кому либо, и скоро имя его прославилось, как имя великого благодетеля в стране.

Вот как надобно и всем нам смотреть на блага, которые Господь подает нам в жизни! Это таланты, данные нам не для собственного наслаждения, но для благого употребления на дела любви: строго взыщет их от нас праведный Судия, если благовременно не приложим старания приумножить их и возвратить Ему в полезном служении ближнему.

Дары Божии разнообразны: не одни богатые дадут ответ в употреблении своих сокровищ; телесная крепость, способный к познаниям ум, нежное сердце – это также дарования Божии, которые можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно с волей Божией, на дело любви и милосердия.

Никто не лишен возможности быть полезным в своем кругу, и Господу будет угодно, если каждый из нас, подобно праведному Филарету, сознает долг – быть милосердым, будет стараться исполнить этот долг, чем может, и поспешит на дела любви и милосердия, пока есть время и возможность.

б) В то время, как праведный Филарет расточал свои сокровища убогим, страна, в которой он жил, подверглась опустошительному нашествию врагов, и сам он из богатого сделался бедным, так что тяжким трудом земледельца едва мог пропитывать себя и свое семейство.

Можно было бы думать, что с прекращением изобилия прекращается и призвание к благотворению. Не так думает и поступает праведник. По собственному опыту, он теперь еще более чувствует нужду другого и не перестает благотворить из того немногого, что осталось: одного за другим отдает бедному земледедьцу двух оставшихся у него волов, воину последнего коня, за оскудением сокровищ питает нищих медом из ульев, раздает взятую заимообразно у соседей пшеницу, наконец, делится с другими и тем, что ему самому было прислано от благотворителя. Несомненно, что, если бы было нужно, он отдал бы за других и жизнь. Вот истинное милосердие, плод «любви николи же отпадающей» (1Кор. 13, 8), и еще урок нам из жизни праведника!

Надобно помнить, что испытанию подвергаются от Бога не одна вера и терпение человека; но своего рода искушения бывают и для добродетели милосердия. Так испытывается милосердый, когда на своем благотворительном поприще встречает затруднения со стороны других людей, не понимающих его добрых намерений, когда со стороны самих облагодетельствованных видит холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, сам терпит лишения и недостатки. Тогда только докажем, что мы рабы Богу верные, когда и среди этих неблагоприятных обстоятельств не угасим в себе любви, не ожесточим своего сердца, не закроем своей благодетельной руки.

в) Наконец достоин примечания самый способ благотворения у святого Филарета. Он тщательно удаляет мысль о себе, нарочито скрывает благороднейшие движения своего исполненного любовью сердца, представляя единственным виновником своих даяний Бога. «Прими – благодаря Бога» - вот что он обыкновенно говорил при благотворении. Бедный воин, которому он отдал последнего коня, старался расположить его к благодеянию изображением того наказания, которое за неимение коня он потерпит от руки тысячника. Праведник сказал: «прими, но ведай, что не ради прещения тысящника, но милости ради Божией даю тебе» В этом случае праведник не только смиренно сознавал, что «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2, 13), но свидетельствовал и о той высокой истине, что наше милосердие к бедным есть благодеяние им Божиего промысла, только чрез наши руки совершающееся. Так должны стараться поступать и мы, ежели желаем, чтобы к нам были отнесены слова Спасителя: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, к прославлению и благодарению Его единого должны располагать бедных, получающих из наших рук. Господь сказал: «тебе творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6, 3).

Как возможно скрыть дело милости не только от других, но и от самого себя? – Это будет возможно, когда будем и сами всегда представлять, и другим напоминать о действующем чрез нас Боге, Который един есть Отец сирых и питатель нищих. Проникнутый этим убеждением, святой праведный Филарет достиг глубокого смирения при благотворении, которого не могли поколебать и те высокие почести, коими он был окружен при конце жизни, как дед царицы. Поразительным образом открылось смирение праведного благотворителя, когда он, повелев приготовить пышную трапезу для принятия и угощения царя, по заповеди Спасителя (Лук. 14, 13), созвал нищих, прокаженных, слепых, хромых, и сам, как раб, им служил, вместе с сыном и внуками.

Представляя себя глубоким смирением в орудие пекущегося о людях провидения, св. Филарет имел утешение примечать, как действительно невидимая десница Божия управляла его благодетельною рукою. Когда он, осматривая внешний вид и одежду просившего милости, считал его менее других нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала из влагалища более, нежели сколько он хотел: – и, действительно, в последствии оказывалось, что по-видимому не бедно одетый весьма нуждался в помощи, случалось и наоборот. «Бог знает нужду каждого просящего; Он и устрояет руку дающего, как хощет»: вот какое убеждение было у милосердого праведника! Но смирение не могло сокрыть этого светильника. Еще при жизни он был высоко «поставлен на свещнице», да «светит всем» (Мф. 5, 15): и любители благотворений искали у него наставлений и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.

III. Да напечатлеется же и в нашем сердце образ милостивого праведника для нашего наставления и руководства в делах милосердия! Восчувствуем, подобно ему, как одну из главнейших в жизни, обязанность быть милосердыми; не изменим ей и во дни счастья, и во время напасти и искушений; не ослабим ее близоруким опасением за участь нашу и присных наших; наконец, смиренно предадим себя в орудие пекущегося о всех Провидения и взыщем молитвою и верою путей его на поприще благотворения, да будет един Бог действуяй вся во всех, и Ему Единому слава и благодарение.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена