Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших . Происходит от слова радость – т.к. всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней). Cовершается на 9‑й день после Пасхи , во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы ), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад , и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня особый день — день поминовения усопших пасхальным чином в период Святой Пасхи. Неслучайно мы в пасхальную радость включаем поминовение тех, кто умер, потому что для них, как и для нас, Пасха, Воскресение Христово, стала поворотным моментом, как стала она поворотным моментом для всего рода человеческого, для течения всей человеческой истории.
У нас с вами нет реального опыта общения с умершими. В житиях святых, в различных повествованиях говорится о встречах с усопшими, но у абсолютного большинства людей нет с ними реального общения. Мертвые нам не являются. Они могут напоминать о себе в сновидениях, в мыслях, мы иногда явственно чувствуем их присутствие, но реально их не видим, они в ином мире. И, как известно из Евангелия, между нашим миром и тем миром есть непреодолимая преграда, — так Господу было угодно, чтобы до времени нашей кончины нам было неведомо то, что ждет нас за гробом.
Но когда мы говорим, что этого не знаем, это не значит, что люди, которые перешли границу физической смерти, не знают того, что здесь. И это вовсе не означает, что эти два мира полностью друг от друга изолированы. Совсем не так! Есть особое место встречи этих двух миров, единственное место, — это Церковь Христова, это совершение Таинства Святой Евхаристии. Ведь те, кто ушел от нас, те, кто в ином мире, продолжают оставаться членами Церкви так же, как и мы, — только мы называем ту, невидимую Церковь Церковью торжествующей, а нашу земную Церковь мы называем Церковью воинствующей. Наименование воинствующей Церкви не имеет никакого отношения к человеческим войнам. Речь идет о другой войне: Церковь, находящаяся здесь, призвана воевать со злом. Каждый христианин призван одерживать победы над злом в самом себе, а все вместе мы должны воевать со злом, которое нас окружает.
Борьба со злом, которую ведет Церковь, отнюдь не безопасна. И мы знаем, как мир, исполненный зла, порой обрушивается на Церковь, подвергая ее гонениям. Невозможно понять смысл этих гонений, невозможно рационально объяснить, почему с такой злобой мир нападает на Церковь, уничтожает храмы, убивает праведников. Так происходило на протяжении всей истории, так происходит и сегодня, и мы знаем, что нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах.
Церковь не может быть безразличной ко всему этому. Она отвечает на происходящее молитвой, мужественным исповеданием веры, отвечает борьбой. Вот поэтому Церковь земная и называется Церковью воинствующей, а Церковь на небесах — Церковью торжествующей. Там нет никакой борьбы со злом, там Церковь свидетельствует о победе Христа над злом, о своем сопричастии этой победе, — вся борьба сосредоточена в нашем мире.
Но что самое важное нам следует понять сегодня, в день поминовения усопших: не существует двух Церквей, существует только одна Церковь Господа и Спасителя, которую Он стяжал Кровью Своею. И торжествующая на небесах, и воинствующая здесь, в рамках человеческой истории, — это одна Церковь. И потому сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь, за кого мы молились, и многие другие, за кого мы сегодня молились в своих личных молитвах. Они в той, торжествующей Церкви, и они вместе с нами. До времени мы этого не видим, но неизвестно, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, увидит все это. Увидит великую Божию Церковь, торжествующую победу Христа над грехом и смертью в вечности, и Церковь воинствующую, остающуюся здесь, на земле, в человеческой истории, чтобы каждый из нас мог пройти в этой Церкви свой жизненный путь. Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры, но борясь с грехом, ложью, клеветой, неправдой, бесовскими искушениями, утверждая Божий закон жизни, и, взирая в будущее, приуготовить себя к воссоединению с Церковью торжествующей.
Вот такими глубокими смыслами наполнен сегодняшний день, и мы называем его Радоницей, ибо радуемся вместе с Церковью радующейся, с Церковью торжествующей, хоть и находимся пока здесь, на земле, и многое, что нас окружает, не дает повода для радости. Однако подлинным поводом для радости является перспектива вечной жизни, которую Господь открыл нам Своим победоносным Воскресением, вводя каждого, кто верит в Него как в Бога и Спасителя, в жизнь вечную. Аминь. Христос Воскресе!
(Проповедь по окончании богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля 17 апреля 2018 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы)
http://www.patriarchia.ru/db/text/5180875.html
Радоница — как удивительно созвучно это слово со словами «радость» и «радуга»! Речь идет о той радости, которую может дать только воскресший Христос. И мы имеем в виду ту радугу, которая явилась после спасения рода человеческого от Потопа в знамение неизменной любви и верности Бога ко всем нам.
Пасхальное поминовение усопших исключительным образом являет торжество новой жизни. Эта победа над грехом и смертью, которую мы празднуем, принадлежит всем людям, каждому человеку, кто грешен и кто смертен. Это сокровище Господа и Церкви Его — в распоряжении всех. На Кресте Господь умер за всех, но теперь Он являет Себя только тем, кто получил прощение, в знак того, что этот человек узнает, что лично за него пострадал Господь. Радость, которую Он купил для нас ценой Крестной смерти Своей, Воскресение из мертвых — высшее доказательство Его любви к нам.
Что же теперь требуется от нас? Что можем мы сделать в память наших усопших? Только то, чтобы мы следовали за Христом. Никто не может следовать за Ним, если не возьмет крест свой и не отвержется себя. Чтобы следовать за Ним, надо узнать эту победу, войти в этот мир пасхальный, который наступает после Креста. Чтобы следовать за Ним, мы должны уподобиться Ему по дару Его. В наших устах, как и в Его, не должно быть никакой лжи. Наши сердца должны гореть, оттого что мы идем этим путем. В этом мире, который не может веровать, мы свидетельствуем, что есть Бог, что Христос Воскрес, и что Он все победил. Свидетельствуем об этом сейчас, когда мы чувствуем себя победителями, и призываемся свидетельствовать об этом всегда, в течение всей нашей жизни — до смерти. Смертью нашей да сподобит нас Господь быть свидетелями Его Воскресения.
Все Христос победил, и все в Его власти, Победителя ада и смерти. Но прежде кончины мира, прежде чем Он явит всему миру славу Свою — то Воскресение, которое Он нам сейчас открывает, то Воскресение, которым Он будет судить мир на последнем Страшном Суде, — Он дает злу раскрыться до конца, чтобы сокрушить зло до конца. И дает каждому человеку до конца сделать свой выбор.
Велика наша радость сегодня. Нет уже ада, ад упразднен, поруган и низложен, как говорит святой Иоанн Златоуст. Но невозможно не видеть, особенно сегодня, до какой степени ад, как совершенная утрата Бога, становится реальностью нашей жизни. Мы знаем, что всякое человеколюбие без Бога быстро хиреет, и очень быстро становится мертвым. И тогда всюду у нас на глазах раскрываются самые жестокие картины ада. И мы видим, с каким ускорением все устремляется к завершению. Зло всей человеческой истории, всех прежних веков кажется безобидным по сравнению с кошмарами прошлого века, и тем более, сегодняшней жизни, которая, кажется, уже дымится от накопления зла.
Но не напрасно перед кончиной своей, как свидетельствуют древние и новые мартирологи, мученики восклицали: «Какими устами, о Христе, благословлять Тебя за то, что Ты сподобил нас этой участи!»
И среди высшей радости, которая дается нам сегодня, которая ни с чем не сравнима, радости, которая пришла к нам Крестом Господним, мы понимаем вместе с ними: как подобало пострадать Христу, так подобает пострадать и Церкви.
Ради верности Христу, ради свидетельства подлинности нашей веры, ради того, чтобы обновилась в нас способность говорить подлинные слова миру и спасти тех, кто еще может быть спасен. Тысячи разбойников благоразумных обращали свой взор к Царю славы с распростертыми на кресте руками. И сегодня в свете Пасхи, в свете победоносного Христова Воскресения посмотрите на поля, которые «побелели для жатвы»(Ин. 4, 35).
«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя». Церковь земная и небесная вместе ликуют сегодня. И великое множество, которое невозможно исчислить, как говорит Апокалипсис, те, которые пришли от всех языков и народов, все, «омывшие свои одежды в Крови Агнца», присутствуют сегодня в храмах наших на пасхальном пиру веры в Христово Воскресение (Откр. 7, 14). И они говорят нам: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12, 32). И нам снова дана эта милость приветствовать громкими криками радости и небо, и землю, друг друга, и всех живых, и всех умерших — всех живых, чтобы все до единого услышали и с нами воскликнули: «Христос Воскресе!»
26.03.2013
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Слава: Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
И ныне: Мати Святая неизреченного Света, ангельскими Тя песньми почитающе, благочестно величаем.
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.