Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/14 января. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского

14 января. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского

← Предыдущая Следующая →
14 января. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийского

Святитель Василий Великий († 01.01.379) – епископ Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, вошел в историю как неутомимый защитник Православия в те годы, когда ересь арианства распространилось по всему христианскому Востоку.

Родился около 329 года, происходил из благородной и, можно без преувеличения сказать, святой семьи. Кроме святителя Василия Великого к святым причислены: дед праведный Василий и бабка праведная Макрина, братья – епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, сестры преподобная Макрина и блаженная диаконисса Фиозва.

Получил блестящее образование и воспитание, вначале – от своей благочестивой бабки и отца; в дальнейшем учился в Кесарии, Константинополе и, наконец, в Афинах, где на всю жизнь подружился со святителем Григорием Богословом.

Крещение Василий Великий принял в зрелом возрасте. Около 357 года святитель Василий совершил паломничество по Египту, Сирии и Палестине для знакомства с аскетами. После путешествия он, вдохновленный примером подвижников, удалился в пустынную местность близ Неокесарии, где на берегу реки Ириса предался аскетическим подвигам. Туда по временам приходил к нему святитель Григорий Богослов, друзья сочетали здесь чтение Священного Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре к Василию Великому стали стекаться последователи, из которых устроились общежительные общины.

Святитель Василий Великий постепенно прошел все ступени церковной иерархии, начиная с обязанностей чтеца, в которого он был посвящен около 359 года. Вопреки своим стремлениям к монашескому уединению, через несколько лет он был рукоположен во пресвитера. Благодаря своим незаурядным качествам, Василий Великий быстро обрел уважение и любовь не только жителей Кесарии, но и многих избравших подвиг монашества.

Пастырские и организаторские способности святителя Василия ярко проявились во время разразившегося из-за неурожая сильного голода в конце весны – начале лета 369 г. Положение голодающих усугублялось тем, что продавцы намеренно придерживали продовольственные запасы, чтобы поднять цену. Были случаи, когда потерявшие надежду люди продавали своих детей, чтобы как-то прокормить остальных членов семьи. Именно в это время Василий Великий произнес ряд проповедей, объединенных одной темой – социального преобразования в соответствии с евангельскими заповедями. Пастырь утешает скорбящих, указывая на причины бед – оскудение в людях братской любви и забвение истинного предназначения человека из-за предпочтения земного благополучия. Но святитель не ограничивается призывами и словами: он приобретает продовольствие на средства, вырученные от продажи своего состояния, собирает пострадавших от голода в одно место, устанавливает котлы, полные овощей, и сам кормит бедных горожан, преследуя одну цель – проявление человеколюбия. Он увещевает богатых и скупых осознать «общность человеческой природы» и помочь голодающим, призывает людей в соответствии со стоическим идеалом «необходимого» ограничиваться насущным, полагая, что так можно избежать обнищания одних и чрезмерного обогащения других.

В 370 году Василий Великий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, в его подчинении оказалось 50 епископов, из которых большинство сочувствовало арианству.

Святитель Василий Великий был решителен в защите православной веры и, когда императорский префект Модест начал угрожать ему наказаниями и пытками, ответил:

«Не подлежит конфискации имущества тот, кто ничего не имеет: разве только ты потребуешь эту власяницу или несколько книг, в чем и состоит все мое богатство. Изгнания я не знаю, потому что не ограничен никаким местом: и то, где живу ныне, не мое, и всякое, куда меня ни забросят, станет моим; лучше же сказать, везде Божие место, где буду я странник и пришелец. А пытки что сделают мне, у которого нет тела?.. А смерть для меня – благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и действую.»

Пораженный смелостью Василия, префект сообщил императору Валенту о его непреклонности. Валент, отправивший в ссылку многих православных епископов, так и не решился сместить святителя.

По примеру своих родителей святитель Василий, находясь в сане епископа, уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их. На собственные средства и на пожертвования он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» и действовавшее по крайней мере до VI века. Оно включало больницу, возможно, также лепрозорий и странноприимный дом.

Святитель Василий Великий умер в возрасте 49 лет, изнуренный тяжелой хронической болезнью.

Святитель Василий Великий – автор многочисленных догматических и экзегетических сочинений, из которых наибольшую известность получили «Беседы на Шестоднев» – толкование рассказа о сотворении мира из первой главы книги Бытия.

Одна из важнейших для церковной жизни сторон творчества Василия Великого – написанные или отредактированные им богослужебные тексты, прежде всего литургия, носящая его имя. В то время как сам чин литургии складывался в Церкви в течение веков и литургия святителя Василия Великого в том виде, в каком она ныне совершается, сформировалась только к XIV в., молитвы этой литургии, и в первую очередь основная из них – анафора, – древнего происхождения и восходят ко времени жизни святителя. Написанная (или отредактированная и дополненная) Василием Великим анафора была принята в Константинополе в качестве основной уже в начале V века и вплоть до настоящего времени она совершается в православной Церкви десять раз в году: 14 января (память Василия Великого), на вечернях под Рождество Христово, Богоявление, в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг и Великую субботу. Помимо литургии, церковная традиция усваивает святителю Василию Великому авторство чина великого водоосвящения, совершаемого в праздник Крещения Господня, и некоторых других молитв.

См также: Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского (в изложении свт. Димитрия Ростовского).

Дни памяти

14 января
12 февраля – Собор Трех святителей

Святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской

Тропарь, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне

Величание

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Молитва

О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о, милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ, АРХИЕПИСКОПУ КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена