Святой мученик Мамант пострадал в 275 году. Он был сыном благородных и благочестивых родителей из рода патрициев, Феодота и Руфины. При римском императоре Аврелиане (270–275) они были заключены в темницу в Кесарии Каппадокийской за исповедание христианской веры. Там сперва скончался его отец, а затем, преждевременно разрешившись сыном, умерла в темнице и его мать.
Благочестивая и богатая вдова Аммия, получив разрешение у наместника Кесарии, погребла тела святых Феодора и Руфины, а младенца взяла к себе и воспитала как сына. Младенец не говорил до 5 лет, а затем произнес слово «мамма», отчего и назван был Мамантом.
Еще в отроческие годы Мамант обнаружил глубокий ум и проявлял непоколебимую веру во Христа, которую он деятельно исповедовал, утверждая в ней своих сверстников. В возрасте 15 лет он был схвачен за свои христианские убеждения и послан к царю Аврелиану. Действуя то ласками, то угрозами, царь лично пытался убедить святого отрока Маманта поклониться богам, однако святой оставался непреклонным. Тогда царь приказал подвергнуть Маманта жестоким мукам, а затем велел утопить отрока в море. По дороге к месту казни Ангел Господень освободил святого из рук палачей и отвел его на гору близ Кесарии.
Там святой отрок устроил небольшой храм для молитвы и жил среди зверей, питаясь молоком диких коз и ланей. Из этого молока он изготовлял также сыры, которыми кормил нищих в Кесарии. Молва о святом отроке стала быстро распространяться, и правитель Каппадокии послал за святым Мамантом воинов, которые воочию увидели диких зверей, приходивших к отроку, и устрашились этим необыкновенным зрелищем. Святой Мамант пошел с воинами к правителю, взяв с собой льва, который остался ждать его за воротами города.
Мученик был снова подвергнут жестоким пыткам, во время которых он услышал голос с неба: «Крепись и мужайся, Мамант!» После истязаний святой был брошен в темницу, где томились от голода около 40 узников. По молитве святого Маманта влетевший через окно темницы голубь принес заключенным пищу, а ночью двери темницы открылись и узники вышли на свободу. Святой же Мамант остался в темнице, а утром его вывели и бросили в горящую печь, из которой он вышел невредимым, подобно трем отрокам Вавилонским. Изумленный чудом правитель приписал все случившееся якобы действующей через Маманта волшебной силе и осудил его на съедение зверям. Однако выпущенные на него голодные звери не тронули святою и кротко склонились к его ногам. В довершение всего в цирк внезапно ворвался пришедший со святым Мамантом лев и яростно набросился на мучителей своего господина. Во время возникшего смятения один из языческих жрецов нанес трезубцем жестокую рану святому Маманту, так что святому мученику пришлось поддерживать руками выпадавшие внутренности. Однако у него хватило сил выйти из города и дойти до пещеры, в которой он лег и уснул. Во сне он услышал голос, призывавший его в Небесные селения, и с радостью предал дух свой Богу. Верующие погребли святое тело мученика Маманта в той самой пещере, где произошла его блаженная кончина, и на этом месте стали свершаться многие чудеса и исцеления.
См. также: житие в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Му́ченик Тво́й, Го́споди, Ма́мант/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Жезло́м, свя́те, от Бо́га тебе́ да́нным,/ лю́ди твоя́ упаси́ на па́житех живоно́сных,/ зве́ри же неви́димыя и неукроти́мыя/ сокруши́ под но́ги тя пою́щих,/ я́ко вси, и́же в беда́х,// предста́теля тя те́пла, Ма́манте, и́мут.
I. Сегодня Святая Церковь празднует память святого мученика Маманта. Родители святого Маманта были христиане знатные и богатые, родом из Малой Азии, звали их Феодотом и Руфиною. За веру христианскую они были заключены в темницу. Феодот в темнице скончался, а жена его, пораженная горестью, родила прежде времени сына, и вскоре затем тоже предала душу Богу. Милосердый Бог не оставил младенца без помощи и призрения. Жила в то время в Кесарии добродетельная и благочестивая богатая вдова – Аммия. Господь внушил ей благую мысль попросить у правителя страны позволение похоронить тела усопших христиан. Получив на это дозволение, она сама отправилась в темницу и, когда увидела бедного малютку между умершими родителями, сердце ее исполнилось состраданием, и она решилась взять к себе ребенка и воспитать его, как собственного сына. Она вскормила его, назвав Мамантом. Он, достигнув юношеского возраста, возлюбил Бога и ближних, научился благочестивой жизни и удостоился венца мученического за твердое исповедание своей христианской веры.
II. а) Из жизни святого Маманта мы видим, какое дивное промышление имеет Бог о сиротах! Мамант лишился родителей, лишь только родился, – он – младенец лежал в темнице между холодными трупами отца и матери. Но что же? оставил его Господь без призора? Он влагает одной богатой вдове желание взять этого младенца на воспитание, которая и воспитывает его в страхе Божием и благочестии христианском. Итак, если кому судит Бог оставить детей малолетних не возращенных, не воспитанных, да не унывают таковые! Есть Господь – попечитель сирот, – есть на свете добрые люди, которые живут для добра, ищут случая сделать его, имеют полную возможность и средства к тому. Эти добрые люди найдутся всегда, их Сам Господь посылает, и они часто ни для кого неожиданно принимают участие в подобном случае в положении осиротевшего семейства так искренно, что заменяют для него родных отца и матерь, и делают часто даже больше, чем сколько могли бы сделать эти последние. Кто не видит здесь руку Божию наказующую и милующую, посещающую и утешающую?
б) Правда, сиротство – несчастье и большое несчастье; тяжело переносится оно, много придется пролить слез и испытать горя от него, – но из этого горького дерева какие возрастают часто сладкие плоды! Сколько из сирот вышло и выходит великих людей? Сколько можно указать великих святых, которых юность прошла в горькой доле сиротской! Кто был Иоанн Златоуст? а он рос в сиротстве – только при матери, отца лишился еще младенцем. Кто был пророк Моисей? а он хотя был воспитан при царском дворе, но чужими, рос среди чужих; даже среди язычников. Сама Матерь Божия не в сиротстве ли жила? И однако же, каких достигла совершенств духовных! Какими богоподобными украсилась добродетелями!
Тяжело жить в сиротстве, – сирота везде чувствует себя лишним, чужим человеком; но это самое воспитывает в нем чувство смирения, кротости, послушания, побуждает его не на себя надеяться, а свое упование возлагать на Бога, у Него искать милости, помощи себе.
Никто так не может быть скоро обижен, как сирота; но за то ничья слеза не может так скоро дойти до Бога, как сироты, никто так скоро не может найти себе защиты от Бога, как сирота.
Скорбный, тесный путь жизни проходят сироты в юности своей; но за то тем легче им встречаться с невзгодами жизни в летах мужества, – они и скорее и с большим мужеством перенесут их, чем воспитанные в неге и роскоши, чем видевшие одни ласки, одни знаки любви родственной к себе.
в) Но не менее счастливы те, которые любят воспитывать, устраивать сирот. Странен бех и введосте Мене, наг и одеясте Мя, Я алкал, вы дали Мне есть, Я жаждал, вы напоили Меня, – все эти слова относятся и к воспитателям сирот. Ничем так ясно, так очевидно они не доказывают веры своей, любви своей ко Христу, как этим подвигом своим – призрением и воспитанием сироты. Вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия ест, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, говорит апостол Иаков (Иак. I. 27). А если при этом они стараются воспитывать их в христианском благочестии, воспитывать для неба, для Царства Небесного, чтобы они были не только добрыми гражданами земными, но и наследниками отечества небесного, чтобы счастливые здесь были счастливы и там, – о, какое безмерное благодеяние оказывают тогда им! Сколько благословений, милостей от Бога они тем испрашивают себе! А воспитанный, взлелеянный, устроенный ими ужели в свою очередь не возшлет своей горячей молитвы за своих воспитателей? О ком же ему и молиться так усердно, как не за них?
Великое благодеяние и высокое доброе дело брать на попечение сирот! Это значит, братие мои возлюбленные, полагать прочное основание для своего вечного спасения.
III. Братие! Не чуждайтесь, не бегайте сирот, особенно люди состоятельные, люди бессемейные почтите своей священной обязанностью непременно иметь на попечении одного или двоих сирот. И чем больше, тем лучше. Вы исполните долг христианский, исполните заповедь Спасителя о любви, вы уготовите себе венец на небесах.
Я много раз проповедовал вам на чрезвычайно важные для нас послания святого апостола Павла и призывал вас к тому, чтобы при чтении этих посланий вы вникали в каждое слово их. Послушайте же ныне мои объяснения слов Павловых во втором послании Коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1, 21–22). Конечная цель жизни нашей есть общение со Христом, Его Предвечным Отцем и Святым Духом в жизни вечной и бесконечной.
Достижение этой великой цели должно начинаться уже в этой жизни и с великим трудом и страданиями продолжаться до конца ее.
Надо нам быть глубоко утвержденным в законе Христовом и в любви к Нему. С великой радостью и утешением слышим от Апостола, что утверждает нас во Христе, в Его Законе и в любви к Нему Сам Бог.
Он помазывает нас на это великое служение неведомым нам духовным помазанием, напоминающим то видимое, вещественное помазание, которым помазал пророк Самуил Саула на царство над народом Израильским, а пророк Илия – своего ученика Елисея на пророческое служение. Совершив над избранниками Своими это духовное помазание, Бог запечатлевает его залогом Духа.
Эти необыкновенные слова уже глубоко волнуют нас, ибо ими изображается союз между нами и Богом подобно тому, как залогом верности утверждается всякий союз между людьми.
Этот великий залог состоит в том, что утвержденные во Христе получают плод Духа, о котором так говорит святой Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).
Все ли именующие себя христианами получают этот великий залог их общения с Богом? Нет, не все, а только те, о которых сказал Апостол Павел в послании к Римлянам: «…кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 29–30).
Всеведущий Бог, видящий сердца и утробы наши, еще до рождения человека знает, какими будут духовный облик человека и направление его жизни – со Христом или против Христа.
В послании Галатам о себе самом пишет Апостол Павел, что он был избран Богом от утробы матери своей и предназначен к тому, чтобы открылся в нем Христос.
Он получил ум Христов. Он пламенел любовью ко Христу и, конечно, был в числе друзей Христовых.
Только подобные в этом отношении Апостолу Павлу, только способные стать святыми и праведными получают помазание от Бога и залог Духа.
А те, которые только взывают к Нему: «Господи, Господи!», услышат от Него тяжелый ответ: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
Мученик Мамант, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежал, конечно, тоже к друзьям Христовым, был помазан Самим Богом и в залог единения с Ним получил великие дары Святого Духа. В числе даров этих был и необыкновенный дар любовного общения с дикими зверями, понимания их и высокой оценки их духовной жизни.
До начала своей жизни среди зверей он был жестоко мучим за веру во Христа, был утоплен, но спасен из воды Ангелом, указавшим ему гору, на которой он должен был жить со зверями.
Когда, по прошествии долгого времени, послали за ним воинов, они не смели подойти к нему, боясь окружавших его зверей, но он велел зверям отойти и отдался в руки воинов.
Мучитель Демокрит, к которому он был приведен, спросил его, каким волшебством он усмиряет зверей, и получил ответ, который нам надо запомнить: «Я не волшебник, а раб Господа Иисуса Христа. Я лучше предпочел жить со зверями, чем с идолопоклонниками. Звери боятся Бога и почитают служителей Божиих, а вы не знаете Бога и безжалостно убиваете рабов Его».
Духовная жизнь животных и диких зверей нам мало известна и непонятна, но она, несомненно, гораздо более глубока, чем нам кажется. Можно было бы привести много примеров их привязанности к людям за оказанную им помощь и благодеяния.
Напомню вам только о тяжело страдавшем и стонавшем льве, которому преподобный Герасим Иорданский вынул из лапы большую занозу. Лев пошел за ним, не отходил от него, пас его осла и иногда вместо него носил воду. Когда умер преподобный Герасим, лев лег на его могилу, бился головой о землю и умер на могиле.
В житии великого католического святого Франциска Ассизского читаем легенду о том, как целыми стаями слетались птички на большое дерево, под которым он часами проповедовал им о Господе Иисусе Христе.
Почему эти легенды так волнуют нас и приводят в тихую радость? Не потому ли, что это не легенды, а истинные события?
Верим, верим мученику Маманту, что страх Божий есть даже у диких зверей. Будем же жить так, чтобы не рабским, а святым страхом Божиим были полны сердца наши и чтобы нам сподобиться помазания от Самого Бога в число друзей Христовых и в залог этого получить благодатные дары Святого Духа.
Аминь.
15 сентября 1957 г.