Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/15 января. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца

15 января. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца

← Предыдущая Следующая →
15 января. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Преподобный Серафим Саровский – чудотворец и угодник Божий, молитвенник земли Русской – один из самых любимых и почитаемых наших святых. Родился он 19 июля (ст.ст.) 1754 года в городе Курске от зажиточных родителей Мошниных. Во святом Крещении наречен был Прохором.

Во всех жизнеописаниях преподобного Серафима обязательно рассказывается о двух событиях, произошедших в его раннем возрасте. Однажды семилетний Прохор, поднявшись с матерью на строящуюся колокольню, по неосторожности подошел слишком близко к краю и с огромной высоты упал на землю. Испуганная мать, не надеясь увидеть сына живым, к своему изумлению, нашла Прохора целым и невредимым. Не только она, но и все окружающие не могли не осознавать, что это чудесное спасение не могло быть без явной помощи Божией. Через три года, когда Прохору было около десяти лет, еще одно событие обнаружило явным образом покровительство Божие над ним. Внезапно он серьезно заболел, и домашние уже не надеялись на его выздоровление. В самый тяжелый момент болезни он в сонном видении увидел впервые Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить и исцелить его. Через несколько дней по улице, где стоял дом Мошниных, несли с крестным ходом чудотворную Курскую икону Знамения Божией Матери. Больного Прохора вынесли из дома, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, а затем икону пронесли над Прохором. С этого дня мальчик начал поправляться и вскоре совершенно выздоровел. Так исполнилось обещание Божией Матери посетить и исцелить отрока. Еще не раз в самые тяжелые моменты жизни преподобного Пресвятая Богородица будет спасать его. По признанию преподобного Серафима, в течение жизни Матерь Божия являлась ему двенадцать раз.

Прохор рос сильным, волевым, впечатлительным, отличался врожденными добродетелями: кротостью и смирением. Обладая прекрасной памятью и природной остротой ума, он рано научился читать и писать, нравилось ему посещать церковные службы, успешно изучал он Часослов и Псалтирь, полюбил чтение Библии и духовных книг. От своих родителей он унаследовал все их добрые качества: благочестие, усердие к молитве, любовь к храмам Божиим. Нередко Прохор заговаривал дома с матерью о монашестве. И она, понимая предназначение своего сына, не стала противоречить ему, когда он на восемнадцатом году жизни принял решение оставить мир и уйти в монастырь. Получив материнское благословение, Прохор отправился в Киево-Печерскую Лавру – колыбель русского монашества, чтобы помолиться у святых мощей и еще раз проверить свое решение покинуть этот суетный мир, испросить наставлений и советов старцев и, если будет на то воля Божия, получить у них благословение на монашеский подвиг. В Лавре прозорливый и мудрый старец Досифей, почувствовав, что на Прохоре почивает благодать Божия, и провидя в нем подвижника Христова, благословил его идти в Саровскую пустынь.

20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Прохор пришел в Саровскую пустынь. И сразу же – на торжественное праздничное всенощное бдение. Божия Матерь и здесь взяла его под Свое покровительство. Настоятелем обители тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел. В самый критический момент его трехлетней болезни ему явилась Божия Матерь и исцелила его.

В августе 1786 года послушник Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келии, на берегу реки Саровки.

Все ужаснейшие козни дьявола он побеждал силою крестного знамения и непрестанной молитвой. Тысячу дней и ночей он простоял на камне в молитве. Дьявольский дух старался всячески досадить ему и однажды возбудил напасть на него злых людей, которые избили его до полусмерти, требуя денег. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф.26:52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Ничего не найдя в келии, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию.

0115 02 Оставшись навсегда согбенным, Преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако, когда со временем отыскали злодеев, милосердный старец простил своих обидчиков и просил не наказывать их. Они потом искренне раскаялись и провели остаток жизни как истинные христиане.

Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге – старчестве.

25 ноября (ст.ст.) 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями - Климентом Римским и Петром Александрийским - явилась подвижнику в сонном видении и повелела ему выйти из затвора, чтобы нести утешение и помощь всем, кому необходимы наставления, руководства и исцеления. Взяв благословение у отца настоятеля, преподобный Серафим стал принимать приходящих к нему за советом и духовным утешением людей самого различного звания: здесь были крестьяне, купцы, мещане, монахи, священнослужители, дворяне, офицеры. Он не тяготился ни числом посетителей, ни их душевным состоянием, с радостью и любовью встречал всех, всем старался помочь, всех утешить, каждого встречал земным поклоном, ко всем ласково обращался «радость моя» или «сокровище мое», неизменно говорил пасхальное приветствие: «Радость моя, Христос Воскресе!». Беседуя с каждым человеком, он проявлял особую чуткость к его душевному состоянию, и всегда говорил то, что в данном случае было самым важным и нужным для конкретного человека. Его советы были не общими наставлениями, а отвечали на затаенные чувства и мысли посетителей. От его бесед все получали великое духовное назидание и утешение и уходили от него с необыкновенной отрадой в душе. Сила его слова заключалась главным образом в том, что все, о чем он говорил, что проповедовал, - он исполнял сам.

Достигнув своей молитвенной и подвижнической жизнью необычайного единения с Богом, преподобный Серафим стал очень близок людям, давая им не только утешения и наставления, но и чудесные исцеления от болезней. Слава о нем распространилась по всей необъятной России. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. Он считался святым еще при своей земной жизни. Будучи сам наделен даром внутренней молитвы, преподобный Серафим ставил молитву превыше всего, утверждая, что молитвою все имеют возможность приобретать дар Святого Духа и что молитва веры непобедимая победа. Своими молитвами он спасал множество людей, приходивших к нему. По молитвам старца исцелялись люди, чьи болезни не поддавались лечению у врачей.

По молитвам преподобного Серафима исцелился от тяжелой болезни помещик Николай Александрович Мотовилов, ставший впоследствии его близким помощником. В ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, преподобный Серафим беседовал с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни и о благодати Духа Святого. Во время беседы от лица старца исходило неизреченное блистание света. Вспоминая это, Н.А. Мотовилов писал: «…Каким же образом, - спросил я батюшку о. Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?». – «Это, ваше Боголюбие, очень просто», - отвечал он мне, … взял меня весьма крепко за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божиим с тобою!... Что же ты не смотришь на меня?». Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что …лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!»… «И во все время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало... Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими глазами, что готов подтвердить и присягою». (О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым). На месте, где состоялась беседа Преподобного с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа, позднее был построен храм Святого Духа Саровского монастыря. Поучения старца и многие из его пророчеств о будущем России и Дивеева были собственноручно записаны Николаем Александровичем по памяти.

Одним из тех, на ком проявилась чудотворная сила святого Серафима, был и нижегородский помещик, отставной офицер Михаил Васильевич Мантуров, у которого сильно болели ноги, и он не мог самостоятельно ходить. По молитвам преподобного старца он исцелился, и это исцеление имело решающее значение в семье Мантуровых. Впоследствии Михаил Сергеевич отпустил на волю своих крепостных, продал имение со всеми угодьями и купил пятнадцать десятин земли на указанном ему отцом Серафимом месте в Дивееве. Старец велел эту землю никогда не продавать и завещать после своей смерти Дивеевской женской обители. Мантуров стал преданным учеником и верным помощником старца, который называл его «Мишенька», и поручал дела по устройству обители.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище – Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "дивеевских сиротах". Обитель эта была устроена по повелению Пресвятой Богородицы и явилась Ее Четвертым уделом на земле. Батюшка говорил, что Сама Богородица обошла эту землю и дала обещание быть здесь всегдашней Игуменией. Преподобный Серафим был подлинным отцом для сестер Дивеевской обители, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Обитель была очень бедная, и батюшка старался снабдить сестер всем необходимым, его постоянная забота проявлялась во всем. Ученики и духовные друзья, и в первую очередь - Николай Александрович Мотовилов и Михаил Васильевич Мантуров - помогали святому Серафиму окормлять Дивеевскую общину.

На склоне лет в 1832 году, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобный Серафим удостоился еще одного, и последнего при жизни, посещения Божией Матери. Дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители Царица Небесная сказала: «Скоро, Любимиче Мой, будешь с нами». Получив откровение о грядущей кончине, старец стал к ней усердно готовиться. Он искал уединения, все реже выходил из келии, и только благословляя своих попечителей крестным знамением, наставлял: «Господь благословит вас на добрые дела. Идите с миром. Не грешите перед Богом. Не осуждайте ближних. Все мы со слабостями. Неосуждающему скорее простится все Богом. Только не отворачивайте лица своего от страждущих и угнетенных. Помните, что не в злобе, а в духе правды жив человек». В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у дубового гроба, сделанного собственными руками, в котором он просил его похоронить. Преподобный сам указал и место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Преподобный Серафим Саровский мирно почил в ночь на 2/15 января 1833 года. Он отошел ко Господу тихо, во время ночной молитвы, стоя на коленях. Утром второго января келейник преподобного, отец Павел, собираясь в церковь к ранней службе, почувствовал в сенях запах дыма и гари из келии преподобного Серафима. В келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Открыв дверь келии, увидели, что от упавшей свечи тлеют холсты, лежащие у двери, а сам преподобный Серафим стоял на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление». Глаза его были закрыты, и сначала подумали, что он заснул, но оказалось, что тело его уже было бездыханным. Так чистая душа преподобного Серафима была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого он был всю жизнь.

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию святого царя Николая II, весьма почитавшего Саровского старца. 19 июля (1 августа по н.ст.) того же года, в присутствии императорской семьи, мощи святого были открыты для всеобщего почитания.

После октябрьского переворота начался трагический период Русской Церкви. Безбожная власть закрывала храмы, уничтожала священников, грабила церковные ценности, устраивала гонения на верующих. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святые мощи в неизвестном направлении. Так случилось и с мощами преподобного Серафима. Документально подтвержденными были два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Последующая история стала проясняться только в 1990 году, и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 года, на следующий день после подписания протокола о передаче святых мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — говорил Святейший Патриарх, — мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Первая святыня, которая была возвращена, — мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется», — продолжает Святейший Патриарх. Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Предстоятель Русской Церкви свидетельствует: «Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички». Святейший Патриарх Алексий II начал поиски акта о вскрытии мощей преподобного Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — говорит Его Святейшество, — я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви». Мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие святых мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

Житие преподобного Серафима Саровского – пример высокого христианского подвига. В своей жизни он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу: отшельничество, столпничество, молчание и затвор, старчество. Святой чудотворец Серафим Саровский – усердный молитвенник за нас перед Богом, он отзывчив к нужде каждого: утешает, спасает, исцеляет и близок ко всем, кто спешит к его молитвенному заступничеству.

Дни памяти

15 января – Преставление, второе обре́тение мощей
27 июня – Собор Дивеевских святых
1 августа – Обре́тение мощей. Собор Курских святых
10 августа – Собор Тамбовских святых
11 сентября - Собор Нижегородских святых (переходящее празднование – в 1-е воскресенье после 8 сентября (по новому стилю).

Преподобному Серафиму Саровскому

Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Кондак, глас 2

Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Молитва

О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ, САРОВСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

Митрополит Сурожский Антоний

Проповедь в день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского

15 января 1978 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рядом с иконой святого Серафима Саровского, память которого мы сегодня совершаем, в нашем храме лежит под стеклом небольшой лоскуток материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частица той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застигнут в лесу разбойниками и до полусмерти ими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, он был вооружен тяжелым топором; но по образу Христа, Который, как Агнец перед стригущими Его безгласен, наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение и раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть простить, — так и Серафим отдал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу, до готовности излить свою кровь и истощить свою жизнь он поверил Христу.

И эта капля крови его, которую мы видим на кусочке материи — сколько она вызывает дум и благоговения. Человек, подобный нам, сумел так поверить в любовь, в Божию беззащитность, в то, что Господь Себя нам отдал без остатка, без слова ропота, без движения руки, чтобы отвести удар, без молитвы, чтобы сила Божия Его избавила, что Он Сам отдал Себя другим…

От нас такой жертвы, такого мужества не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы были верны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас теперь, чтобы мы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу. А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы забываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жизни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, а принадлежит миру, духу язычества… Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за нее восхвалять Серафима, — ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, который сам, делом, а не только словом, прошел подобным, одинаковым путем, и изведав его трудности, может другого похвалить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он прошел до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а только удивление тому, что бывают такие люди.

И как жалко за себя, за нас всех, что мы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад. Когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь тысяч десять человек были сожжены в Никомидии; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колебались отдать свою жизнь, отдать ее до конца, прожить ее по-Христову и отдать, вернуть ее Богу достойно своего христианского имени. Сейчас никто не просит нас ее вернуть; но Христос нас зовет к тому, чтобы мы ее прожили достойно Христа.

И вот, взглянем еще раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на лик святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Как я живу изо дня в день, когда меня кротко и твердо зовет Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит темная власть? Где я стою?..

Помоги нам Господь вдуматься в это. В старое время люди стояли перед жизнью и смертью, когда делались Христовыми; мы не стоим перед этой угрозой, во всяком случае, еще нет. Но они устояли, потому что для них Христос был — жизнь, а отойти от Него было немыслимо; а мы отходим, отходим — все время… Как это жалко, как это больно!

Для того ли жил Христос, для того ли Он умер, чтобы мы только дивились и надеялись, что Его страданием душевным, крестной смертью мы будем спасены от опасности от себя самих? Не для того ли Он умирал, чтобы вызвать к бытию новый род людей, людей бесстрашных, людей, уверовавших в любовь, в ту любовь, которая свою жизнь отдает, не требуя ничего другого, кроме радости любить… Да благословит и помилует нас Господь! Будем помнить: Он — путь, и Он прошел перед нами весь путь жизни, и Он имеет право свидетельствовать, что человек может этим путем пройти и силой Божией все победить. Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена