Праведный Симеон Богоприимец и праведная Анна Пророчица — святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня.
Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира.
О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2, 25-26).
Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием. Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии, он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство. В еврейском подлиннике эта фраза о рождении Емману́ила (Мессии) от Девы звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить слово “Дева” на “Жена”, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон в течение долгих лет жил ожиданием исполнения пророчества о пришествии Обетованного Мессии.
В год, когда праведному Симеону было 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29—32).
Здесь праведный Симеон как бы выступил в качестве представителя ветхозаветного человечества, ожидавшего Спасителя, и, одновременно, стал проповедником новозаветной благодати.
«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34—35).
Проречение Симеона Богоприимца Божией Матери о Ее земных страданиях за Сына Своего изображено символами на иконах «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная», где Богоматерь изображается с семью воткнутыми в сердце мечами. Число 7 в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае - полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле.
Вместе с Симеоном удостоилась встретить Господа в Иерусалимском храме и 84-летняя праведная Анна. Дожив до глубокой старости, она, подобно Симеону, с упованием ждала Спасителя. Из Евангелия известно, что праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануила. После семилетнего супружества она лишилась мужа и с тех пор не отходила от храма. Она вела строгую воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь. За это она удостоилась от Бога дара пророчества. Святой евангелист Лука повествует о ней: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2, 36—38). Лука пишет об Анне Пророчице немного, но даже из этого описания мы можем увидеть жизненный путь этой женщины во всей его чистоте и любви к Богу. В святой Анне мы видим образец истинной вдовицы, достойный всякого уважения. По словам апостола Павла, такие вдовицы очень ценны в Церкви для примера и назидания молодых жен (1Тим. 5:3–5). Она была очень внимательна к явлениям духовного значения и присоединила свой старческий голос к славословию Симеона во время встречи Божественного Младенца в храме.
Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.
Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. По всей вероятности, он принадлежал к священникам, служившим при храме (Лк. 2:23–37).
День памяти праведного Симеона - 16 февраля.
Праведная Анна Пророчица в церковных молитвах прославляется, как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица. Дни памяти: 16 февраля и 10 сентября.
Ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ во объя́тия прие́мый Спа́са Го́спода./ Весели́ся и ты, честна́я проро́чице А́нно,/ возвести́вши прише́ствие в мир Христа́ Бо́га на́шего,/ сокруши́вшаго держа́ву вра́жию// и подаю́щего нам ве́лию ми́лость.
Во избра́нных Бо́жиих, блаже́нне ста́рче Симео́не,/ на Небеси́ предстои́ши пред лице́м Христа́ Бо́га,/ Его́же во хра́ме, я́ко Младе́нца руконоси́маго,/ во объя́тия своя́ от всепречи́стых рук прия́л еси́/ и со А́нною проро́чицею я́ко Бо́га испове́дал еси́./ Те́мже похва́льными гла́сы ублажа́ем вас:/ ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ ра́дуйся, проро́чице честна́я А́нно,// ра́дуйтеся, Бо́га во пло́ти позна́вшии.
АКАФИСТ ПРАВЕДНОМУ СИМЕОНУ БОГОПРИИМЦУ
I. Воспоминая Сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме Иерусалимском, святая церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорок дней от рождения Спасителя, Богоматерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господа. Здесь встретили их праведный Симеон с пророчицею Анною и открыто возвестили всем о наступлении спасения чрез рождение единородного Сына Божия.
По свидетельству Евангелия, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нем. Этот святой старец благоговейно служил Богу и верно исполнял все обязанности к своим ближним. За свою святую и богоугодную жизнь он удостоился особенного благоволения Божия: ему обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Сколько лет праведный Симеон ожидал исполнения этого радостного обещания, нам неизвестно. Но судя по его словам, немалое время ему пришлось ожидать Утехи Израилевой, так что он смотрел на смерть, как на отрадный предел своего многотрудного и долголетнего странствования на земле. Наконец в один день он, по внушению Духа Божия, приходит в храм и встречает Богомладенца вместе с преблагословенною Мариею и праведным Иосифом. Тогда Симеон, приняв на свои руки Младенца Иисуса, прославляя Бога, возгласил: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
Здесь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лет около восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она вместе с Симеоном восхваляла Господа и говорила о явлении Спасителя всем, ожидавшим в Иерусалиме Его пришествия.
II. В лице святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны представляется нам пример долголетней жизни, увенчанной мирною кончиною. Кто из нас не желал бы достигнуть такого бесстрашия при расставании с земною жизнью, какое проявил праведный Симеон? Все мы должны рано или поздно умереть. О, если бы Господь сподобил и нас, при кончине дней своих, в нелицемерной совести спокойно сказать: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром! И святая церковь наша при ежедневных богослужениях просит для нас у Господа «христианские кончины живота нашего непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судище Христове». Между тем многие ли из нас умирают спокойно? Не все ли мы трепещем при одном воспоминании о смерти? Отчего же праведный Симеон не боялся смерти? Где тайна его бесстрашия?
а) Часть этой тайны сказывает сам Симеон: яко видеста, взывает он ко Господу, очи мои спасение Твое! То есть, как бы так говорил праведник: мне нечего уже делать на земле, ибо я видел все – Спасителя и самое спасение; увидев Его, мне нечего страшиться и за пределами земли; ибо, с Ним – всемогущим Спасителем моим, аще пойду и посреде сени смертной, не убоюся зла.
Но тут, братие, как я сказал, только часть тайны Симеоновой, а не вся тайна. Спасение, виденное Симеоном, видели очами своими многие из современников Симеона, видели гораздо более и долее Симеона; однако же мы не видим в Евангелии, чтобы кто другой, кроме Симеона, сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром.
б) Другую часть тайны мирной кончины Симеона, умолчанной им по смирению, открывает евангелист, когда изображает лице Симеона: человек сей, говорит он о Симеоне, бе праведен и благочестив, чая Утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем, и бе ему обещанно Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лук. 2, 25. 26), то есть в Симеоне был целый собор добродетелей: любовь к ближним питала в нем любовь к Богу и страх Божий; страх и любовь к Богу укрепляли веру в Искупителя, вера в Искупителя привлекла Духа Святого; Дух Святой удостоил его откровений и дал возможность увидеть Спасителя; лицезрение Спасителя изгнало страх смерти; – и Симеон отходит с миром туда, куда другие не могут и воззреть без трепета!
Таким образом, вот святая тайна Симеонова! Вот как дошел он до драгоценной возможности умереть в мире! Кто хочет смерти Симеоновой, тот иди путем Симеоновым: будь праведен и благочестив, веруй в Искупителя, старайся соделаться жилищем Духа Святого; и удостоишься лицезрения своего Спасителя.
III. Господь видимо является у одра почти каждого болящего – в Теле и Крови Своей. Хотя бы сим Богоявлением мы умели пользоваться! Хотя бы здесь спешили принимать Господа и озариться светом лица Его, прежде, нежели померкнет свет в очах, – отверзли для Него уста и сердце, прежде, нежели они заключатся навсегда болезнью! А то что бывает? Смотрят на священника, несущего чашу жизни, как на ангела смерти, и потому стараются, как можно долее не видеть его! Приемлют Тело и Кровь Господа, когда уже не могут ничего принимать.
«Даждь ми, Господи, даже до конечного моего издыхания неосужденно восприимати часть святынь Твоих в Духа Святого общение, в напутие живота вечного, и в благоприятен ответ на страшном судищи Твоем, яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи! в них же препрославлен еси во веки».