Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/17 июля. Благоверного великого князя Андрея Боголюбского

17 июля. Благоверного великого князя Андрея Боголюбского

← Предыдущая Следующая →
17 июля. Благоверного великого князя Андрея Боголюбского

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174) известен как один из первых создателей централизованного великорусского государства. Внук великого князя Владимира Мономаха, сын князя Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), юный князь Андрей был назван Боголюбским за свою любовь к Господу и Его Пречистой Матери. Его отличали глубокое молитвенное внимание, усердие к церковным службам, Священному Писанию и поучению книжному.

Святой Андрей прекрасно знал церковный устав и точно помнил, какого святого и в какой день творится память. Часто ночью, тайком от всех, входил юный князь в храм, зажигал свечи и, видя образ Божий, написанный на иконе, истово молился. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый воин, («Андрей» означает «мужественный»), он хорошо владел конной ездой, ловко стрелял из лука, прочно держал в руке меч. Участник многих походов своего отца-полководца, не раз он был близок к смерти. Но Промысл Божий каждый раз незримо спасал князя-молитвенника.

Умелый воин, юный князь вместе с тем «не величав был на ратный чин». Летописцы особо отмечают миротворческий дар святого Андрея, талантливого полководца того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о славе Церкви, было в высшей степени присуще святому князю. Он собственноручно раздавал пищу «больным и нищим на потребу» и при этом говорил: «Быть может, это сам Христос пришел испытать меня в лице единого из меньших братьев Своих». Рачительный хозяин, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности своего отца – князя Юрия Долгорукого, он строил Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшал храмами и монастырями Ростов Великий, Суздаль, Владимир. В 1162 году на съезде князей и бояр святой Андрей мог с удовлетворением сказать: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал».

Когда в 1154 году князь Юрий Долгорукий получил титул великого князя Киевского, то он дал сыну в удел местечко Вышгород под Киевом. Но не по душе было святому Андрею на юге Руси, где частые междоусобицы, дикие нравы некоторых князей и их дружинников ложились тяжелым камнем на его боголюбивое сердце. Летом 1155 года святой князь Андрей, взяв с собой чудотворную икону Божией Матери, незадолго до того принесенную из Константинополя (названную впоследствии Владимирской), выступил из Вышгорода на север, в Суздальскую землю. Многочисленные чудеса совершались от образа Пречистой Богородицы на пути от Вышгорода до Владимира-на-Клязьме.

В десяти верстах от Владимира кони внезапно остановились. «Мати Христа Бога нашего, горячо молился святой князь, можешь, если хочешь, быть мне Помощницей и в Ростовской земле, куда направляем путь наш, и там утверди, Владычице, новопросвещенных людей Твоих!» Но Пресвятая Богородица избрала Владимирскую землю. Ночью явилась Она князю Андрею со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы образ Мой нес в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни и составь обитель иноков».

В память о чудесном явлении святой князь Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери в рост, со свитком в руке, и установил празднование 18 июня. Икона, названная «Боголюбской», прославилась многочисленными чудотворениями. На указанном Царицей Небесной месте благоверный князь Андрей построил в 1159 году храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и заложил город Боголюбов, ставший его излюбленным местопребыванием, а впоследствии местом блаженной мученической кончины.

15 мая 1157 года отошел к Богу великий князь Юрий Долгорукий. Святой Андрей единодушно был избран ростовцами и суздальцами на княжеский престол. «Мужество и ум в нем жили, – отмечает летописец, – правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он».

Отличаясь любовью ко всему святому, благоверный князь прославил Бога постройкой множества храмов. Свыше тридцати великолепных церквей и соборов было создано святым Андреем за годы его княжения. Лучший из них – построенный в 1158 – 1160 годах собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство собора: золотые и серебряные паникадила, иконостас в жемчуге и драгоценных каменьях, литой из серебра амвон, золотые двери и стены – все это поражало своей красотой и великолепием, а чудотворная Владимирская икона Божией Матери была его главной святыней. Убранство и благолепие храма благотворно влияло на иноземцев и служило распространению Православия среди окружавших народов. Всем приезжим – иудеям, латинянам и язычникам святой Андрей велел показывать воздвигнутые им храмы, являя им «истинное христианство».

В 1164 году святой князь Андрей совершил доблестный поход на Волжскую Болгарию, расположенную на великом волжском пути и представлявшую серьезную опасность для Русского государства. Под чудесным покровом Владимирской иконы Божией Матери и двусторонней иконы «Спас Нерукотворный» и «Поклонение Кресту» русские воины одержали победу над болгарами. В день решающей битвы, 1 августа 1164 года, от Владимирской иконы Божией Матери и от образа Спаса Нерукотворного, когда победоносные войска князя поклонились иконе, заблистали ослепительные лучи Божественного света. В этот же день византийский император Мануил одержал блестящую победу над сарацинами. С того времени по благословению Патриарха Константинопольского Луки Хризоверга ежегодно 1 августа стали праздновать Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В честь этой знаменательной победы, а также в знак восприятия Пресвятой Богородицей Святой Руси под Свой омофор, был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – любимейший русский церковный и национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. В 1165 году святой Андрей воздвиг в пойме реки Нерль первый храм в честь Покрова Владычицы, ставший замечательным памятником русского церковного зодчества и известный ныне как Покров-на-Нерли.

В деле государственного и национального объединения Руси в единое великое княжество большое значение имело взятие Киева 8 марта 1169 года союзными войсками северных княжеств во главе с сыном святого Андрея – Мстиславом. К концу 1170 года святой князь Андрей Боголюбский завершил объединение Русской земли. Зимой 1172 года войска князя под командованием сына его Мстислава вновь разгромили Волжскую Болгарию, однако радость победы была омрачена смертью доблестного Мстислава. В 1174 году умер загадочной смертью любимый младший сын великого князя – святой Глеб. Вскоре гроза нависла и над святым князем Андреем. В ночь на 30 июня 1174 года святой благоверный князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем княжеском тереме.

Пьяная толпа убийц из двадцати человек пробралась ко дворцу, вырезала стражу и вломилась в опочивальню безоружного князя. Копьем был пробит лоб святого, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади… «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой», – были последние слова святого князя-мученика… На третий день был совершен чин погребения, а на шестой день духовенство и народ с плачем предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе.

В 1702 году были обретены нетленные мощи святого князя и положены в приделе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в 1768 году он был переименован во имя святого благоверного князя Андрея). В 1820 году над мощами святого была сооружена серебряная гробница.

Святой князь Андрей, будучи избранным на княжение, впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении своей земли, первым провозгласил идею Православия и Самодержавия основой государственности Святой Руси.

Память благоверного князя Андрея совершается 4 (17) июля. Не случайно, что в этот день в 1918 году совершилось еще одно злодеяние – убийство Помазанника Божия, царя Николая II с Семьей.

 С самого начала принятия христианства на Руси – вот уже более тысячи лет – сатана и его приспешники пытаются разрушить Русское государство, чтобы оголить душу России – Православную Церковь – единственную преграду на пути антихриста к мировому господству. Но Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея». Поэтому, как в древние века, так и в наше последнее время гонения и испытания лишь закаляли христианский дух, а мученическая кровь была тем самым семенем, из которого произрастало и укреплялось древо Церкви.

Дни памяти

23 октября – Собор Волынских святых
17 июля
6 июля – Собор Владимирских святых

Благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Тропарь, глас 8

Я́ко благове́рен и пра́веден,/ за любо́вь Христа́ Бо́га от свои́х смерть прия́л еси́,/ кровь свою́ пролия́в,/ я́коже пре́жде сро́дницы твои́ и страстоте́рпцы Бори́с и Глеб,/ и́хже кро́вем совопие́т и твоя́ кровь, свя́те, к Бо́гу,/ я́коже А́веля и Заха́рии пра́ведных,/ благове́рный страстоте́рпче, вели́кий кня́же Андре́е,/ с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ о стране́ на́шей, е́же Богоуго́дней бы́ти // и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Кондак, глас 8

В ми́ре сем благоче́стно и пра́ведно пожи́в,/ моли́твою, ми́лостынею и благострада́нием Бо́гу угоди́л еси́,/ сего́ ра́ди и Бог по убие́нии твое́м просла́ви тя нетле́нием и чудесы́,/ Его́же, свя́те Андре́е, моли́ сохрани́ти оте́чество твое́ // и всех люде́й, благоче́стно тебе́ почита́ющих.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена