Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/17 мая. Мученицы Пелагии, девы Тарсийской

17 мая. Мученицы Пелагии, девы Тарсийской

← Предыдущая Следующая →
17 мая. Мученицы Пелагии, девы Тарсийской

Святая дева Пелагия жила в городе Тарсе во время правления гонителя христиан императора Диоклитиана (284–305). Она была дочерью знатных язычников, близких к императорскому двору, однако тайно исповедовала веру Христову и желала принять святое Крещение.

Наследник императора, некогда усыновленный Диоклитианом, полюбил Пелагию и хотел взять ее в супруги, но она отказалась от земного супружества, желая быть невестой Христовой. Юноша исполнился ярости и хотел отомстить Пелагии, но решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она передумает.

Тем временем святая Пелагия стремилась осуществить свое душеспасительное намерение, но не знала, как это сделать, так как епископ Тарсийский Клинон, от которого она хотела принять святое Крещение, скрывался от гонителей в горах. Однажды в сонном видении ей явился епископ Клинон, и святая поняла, что медлить нельзя. Она молилась Господу, чтобы Он сподобил ее наяву лицезреть христианского епископа. Вскоре это осуществилось. Отпросившись у матери навестить свою кормилицу, которую не видела уже много лет, святая Пелагия в сопровождении слуг, на дорогой колеснице и в богатых одеждах, как того пожелала ее мать, отправилась в путь. Когда ее коляска въехала в лес, по особому Божию устроению навстречу ей вышел епископ Клинон. Припав к его ногам, святая Пелагия молила, чтобы он совершил Таинство святого Крещения. По молитвам архиерея забил источник, в котором и была крещена святая Пелагия. Епископу Клинону сослужили Ангелы, державшие над ней плащаницу «паче снега белейшую». Причастившись Святых Даров, святая Пелагия молитвенно благодарила Господа за Его милость.

Кормилица весьма обрадовалась, увидев свою питомицу, изменившуюся почти до неузнаваемости: если прежде она была горделива и величава, то теперь – смиренна и кротка; прежде многословна – теперь молчалива; раньше любила изысканную пищу – теперь пребывала в посте и воздержании: ранее жизнь ее протекала в праздности и увеселениях, отныне же она постоянно пребывала в молитве. Как ни отрадно было кормилице видеть у себя Пелагию, однако она просила невесту Христову не задерживаться у нее. Узнав о Крещении своей дочери, мать связала ее и отвела к Диоклитиану на суд, боясь его мести. Святая Пелагия поведала ему о трех небесных венцах, которые ей уготованы свыше: первый венец – за чистосердечную веру в Господа, второй – за чистоту и девство, которые она соблюла на земле, третий – за мученическое исповедание Христа.

Диоклитиан пришел в ярость от такого смелого и дерзновенного исповедания. Он приказал немедленно раскалить медного быка (орудие пытки), чтобы сжечь в нем святую деву. Прежде чем пойти в огонь, мученица обличила нечестивого императора, сравнив его с врагом рода человеческого, который, как известно, умел принимать разные обличия и действовать через разных людей.

В ответ Диоклитиан повелел сорвать с нее одежды, чтобы обнажить пред всеми девственное тело святой, тем самым заставить ее устыдиться своей наготы и унизить. Однако святая Пелагия, осенив себя крестным знамением и воззвав к Богу, сама сняла с себя одежды, не позволяя палачам дотронуться до своего тела, и вошла в раскаленную печь.

Ее честное тело растопилось, как масло, наполнив весь город благоуханием. Останки святой сохранились невредимыми, и император повелел бросить их за городом. Четыре льва, пришедшие из пустыни, охраняли святые мощи от диких зверей и птиц. Вскоре епископ Клинон предал останки святой погребению. Впоследствии на этом месте при святом равноапостольном императоре Константине (память 21 мая) был воздвигнут храм.

См. также: "Страдание святой мученицы девицы Пелагии" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

17 мая
20 октября

Мученице Пелагии Тарсийской

Тропарь, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Пелаги́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Вре́менная презре́вши/ и Небе́сных благ прича́стница бы́вши,/ вене́ц страда́ния ра́ди прии́мши,/ Пелаги́е всечестна́я,/ я́ко дар принесла́ еси́ кро́вныя пото́ки Влады́це Христу́./ Моли́ от бед изба́вити нас,// твою́ па́мять почита́ющих.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святая преподобномученица Пелагия
(О почитании духовных пастырей)

I. Воспоминаемая в нынешний день святая мученица Пелагия жила в III в. по Р. X. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницею, она, однако же, имела доброе и отзывчивое сердце. В то время продолжалось страшное Диоклитианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, расспрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их епископе Клиноне, и ее сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю – епископу; она всею душою хотела видеть его. И как она была рада, когда однажды увидела во сне благолепного старца, который, по ее описанию, и был никто другой, как епископ Клинон, скрывавшийся в то время от преследования гонителей. Еще более она обрадовалась, когда однажды случайно в пути встретилась с самим старцем, на которого указали ей ее спутники. «Приветствую тебя, служитель Христов», сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. «Буди мир Христа моего с тобою, юная дева», отвечал Клинон. «Прости нескромному моему вопросу: ты ли Клинон, епископ христианский?» – «Я Клинон, пастырь словесных овец Христовых», отвечал тот. «Да, это ты, ты», продолжала юная дева, как бы припоминая, что-то бывшее с нею. «Благословен Бог, показавший мне тебя в сонном видении и пославший для спасения души моей. Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?» Добрый пастырь рассказал ей, как христиане спасаются. «Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена», заключил святитель слова своего наставления. Слова христианского пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения. С того времени она всею душою предалась христианству, отказалась и от богатого наследства, которое имело остаться ей после ее матери вдовы, и от блестящего замужества с знатным юношею, усыновленным императором Диоклитианом, все, все презрела юная девственница и умерла мученицею за имя Христово, будучи укреплена на подвиг мученический тем же старцем Клиноном, которому предана была всею душою с самой первой встречи с ним до конца своей жизни.

II. Вот вам, братие, между прочим, в лице святой Пелагии язычницы и христианки образец того, «как следует относиться к пастырям духовным». Не твердите вы того, что есть у нас пастыри недостойные, есть – не отрицаем этого, к величайшему прискорбию; Бог им судия и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте и в таких священниках их пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и через них на верующих, по обетованию Христову.

а) Святой Иоанн Златоуст называет безумием неуважение к епископам и священникам и восклицает: «удались, безумие, ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без которого нельзя получить спасения и обещанных благ... Если не возродившийся водою и духом не может войти в царствие небесное (Иоан. III, 5), и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его отвергается от жизни вечной (VI, 53); а все это (крещение и евхаристия) совершается только освященными руками, т.е. руками иереев, то каким образом без посредства их можно кому-нибудь и избежать огня геенского, и получить уготованные венцы? Они-то те самые, которым препоручено рождение духовное и воссозидание крещением. Чрез них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы. Итак, по справедливости, мы должны не только страшиться их более мирских властей, но и чтить более отцов своих: эти последние родили нас от крови и от похотения плоти, а те рождают от Бога, даруют нам святое пакибытие, истинную свободу и благодатное усыновление». (Из «Слова о священстве»).

б) Уважать пастырей духовных нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродетелями. Святой Иоанн Златоуст в другом месте по поводу сего говорит: «скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче – имеет ли он рану или не имеет? И если имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что имеет он, оставляешь ты свою рану без врачевания, и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он сам не здоров, то я оставлю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник не хорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и ты должное и заслуженное. Не будем, увещеваю вас, говорить худо о пастырях и учителях, не будем рассуждать об них, дабы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. «Не славися», говорит Премудрый, «в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей» (Сир. III- 10, 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет, все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты не верующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты верующий. Бог действовал и «чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 Цар. гл. VI). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное?»

В заключение тот же златословесный учитель Церкви говорит: «дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника только отверзать уста, а все совершает Бог».

III. Бог молитвами преподобной мученицы Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого Иисуса Христа, пославшего их для служения Своей Святой Церкви.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена