Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/17 сентября. Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

17 сентября. Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

← Предыдущая Следующая →
17 сентября. Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь, а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 октября 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в Киевский Братский монастырь, где 21 ноября пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь преподобного Иоасафа, царевича Индийского. 6 января 1728 г. был рукоположен во диакона. С 1729 г. служил преподавателем словесности в Киево-Могилянской академии. 8 ноября 1734 г. был рукоположен во иерея и 23 ноября переведен в Киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. был возведен в сан игумена и по настоянию архиепископа Рафаила назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря. 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сентября 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. К оказанию материальной помощи монастырю Иоасаф привлек своих родственников, а через них и других состоятельных людей, и вскоре был выстроен большой каменный братский корпус.

10 января 1744 г. монастырская братия подала прошение митрополиту Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении Иоасафа. в сан архимандрита. 14 сентября того же года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Киеве митрополит Рафаил возвел Иоасафа в сан архимандрита.

В ноябре 1744 г. святитель Иоасаф был вызван в Москву, прибыл туда в декабре того же года. 29 января 1745 г. был подписан Указ о назначении Иоасафа наместником Троице-Сергиевой Лавры. В короткий срок он восстановил и перестроил здания, сгоревшие в пожаре 1746 г. При святителе Иоасафе было возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок лаврская библиотека, отлит лаврский царь-колокол. В 1747 г. он вызвал из Межигорского монастыря иеромонаха Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую.

Указом императрицы Елизаветы Петровны от 15 марта 1748 г. Иоасаф был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В ее присутствии 2 июня того же года в Петропавловском соборе в С.-Петербурге состоялась хиротония Иоасафа, которую возглавил Псковский архиепископ Симон (Тодорский). 6 августа епископ Иоасаф прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией Иоасаф реорганизовал ее административные органы. Указ святителя от 3 августа 1749 г. предписывал разработать для каждого духовного правления инструкцию. Одновременно Иоасаф обратился в Святейший Синод с просьбой о выделении 7 тыс. р. на благоустройство кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома, т. е. на продолжение работ, начатых, но не завершенных предшественником святителя митрополитом Антонием (Черновским). Собранные пожертвования и присланные Синодом казенные средства пошли на возведение и покрытие железом каменных приделов Троицкого собора, на обновление его иконостаса.

Бóльшую часть времени святителя Иоасафа занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя. Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками. Во многих храмах не было колодцев для выливания воды после совершения Таинства Крещения, в алтарях отсутствовали печи и «умывальницы», не хватало церковных книг, молебных табелей и панихидных реестров. Святитель принимал меры для устранения замеченных недостатков: обветшавшие церкви закрывал на ремонт; предписал приобрести для всех храмов серебряные или оловянные церковные сосуды вместо деревянных, установить на храмах железные 4-конечные кресты, прорубить окна в церквах и стеклить их для создания достаточного освещения, особенно в алтарях. Нерадивых клириков святитель Иоасаф подвергал прещениям, отрешал от должности. Когда святителю стало известно, что некий священник, дабы не отапливать храм зимой, устроил в своем доме большую «умывальницу», в которой и крестил детей, Иоасаф распорядился «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам Церкви». Другой священник был извержен из сана за небрежное хранение Святых Даров - в бумаге на полке между цветочными горшками.

Сфера деятельности святителя Иоасафа не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам, произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.). Святитель обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни. Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по его просьбе, отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий. Сохранилось предание, что святитель Иоасаф перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным.

В 1754 г. епископ Иоасаф собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние, и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, святитель стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви. Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе он обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению святителя образ Божией Матери был помещен в киот за левым клиросом. В течение 3 дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впоследствии этот образ Божией Матери стал называться Песчанским.

29 мая 1754 г. святитель Иоасаф отслужил последнюю литургию в Белгородском Свято-Троицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, он распорядился о постройке у юго-западной стены собора каменного склепа для погребения. Общение Иоасафа с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впоследствии стал архимандритом. Побывав у родителей, святитель Иоасаф посетил Мгарский монастырь и отправился в Белгородскую епархию. В последних числах сентября болезнь, обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат полковник А. А. Горленко и сестра Параскева. Святитель Иоасаф болел около 2 месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился.

Тело усопшего святителя привезли в Белгород. В описи библиотеки, оставшейся после смерти Иоасафа, значатся как духовные, так и светские сочинения («Краткое руководство к познанию простых и сложных машин», «Книга кунштовая архитектурная», «Книжка к математической и натуральной географии»).

После кончины святителя Иоасафа среди его келейного имущества было обнаружено лишь 7 р., 3 червонных и 9 талеров. Для торжественного погребения и поминовения этих средств было недостаточно, и Синод 15 января 1755 г. распорядился выделить до 300 р. Назначенный Синодом для отпевания Переяславский епископ Иоанн (Козлович) из-за разлива рек смог прибыть в Белгород только в феврале того же года. 23 февраля 1755 г. состоялось погребение святителя в склепе у Троицкого собора. По инициативе брата Иоасафа полковника А. А. Горленко распоряжением Синода от 8 июля 1755 г. над склепом была освящена придельная церковь.

Через несколько лет духовенство Троицкого собора открыло вход в склеп и удостоверилось в нетленности останков подвижника. С середины XVIII в. место упокоения святителя Иоасафа стали посещать паломники, верующие из Белгородской епархии и других регионов. Количество богомольцев было столь велико, что в марте 1791 г. епископ Курский Феоктист (Мочульский) был вынужден на некоторое время ограничить доступ желающих в склеп, закрыв его на замок и опечатав вход в усыпальницу. Однако после чудесного явления епископу Иоасафа («Что ты меня гонишь?») доступ к склепу с мощами был вновь открыт. После перевода в 1833 г. архиерейской кафедры в Курск архиепископ Илиодор (Чистяков) и его преемники «совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх одежд в глухой саван».

Несмотря на «охранительные» меры, свидетельства многочисленных чудес и исцелений, связанных со святителем Иоасафом, распространялись по России. Например, в 1905 г. белгородская мещанка католического исповедания А. И. Резок, узнавшая об Иоасафе из сонного видения, после молитвы у его мощей получила исцеление от 30-летних мучительных головных болей. Посещавшие Белгород в октябре 1817 г. император Александр I и в сентябре 1832 г. император Николай I поклонялись мощам святителя. Император мученик Николай II, прибывший в Белгород для напутствия 5-й батареи 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время русско-японской войны, 4 мая 1904 г. долго молился перед гробом святителя Иоасафа.

Материалы к канонизации и ходатайства о причислении Иоасафа к лику святителей готовили многие архиереи и клирики Белгородской (начиная с 20-х гг. XIX в.- Курской) епархии. Пребывавший в 1872-1876 гг. в Белгородском Троицком монастыре на покое архиепископ Варлаам (Успенский) составил жизнеописание святителя Иоасафа, в 1874 г. отправил в Синод необходимые материалы к его канонизации. Однако Синод оставил ходатайство без удовлетворения как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств».

В декабре 1904 г. в связи со 150-летием со дня кончины святителя Иоасафа сторонники его прославления активизировали деятельность. В 1907 г. в С.-Петербурге по инициативе князя Н. Д. Жевахова был организован общественный кружок по содействию прославлению святителя. Жевахов собрал и опубликовал наиболее подробные материалы о жизни Иоасафа, его предках, свидетельства чудес, сочинения святителя. Одновременно в Белгороде было создано специальное хранилище, а в Курске - историко-археологическая комиссия для сбора и издания документов, относящихся к служению святителя.

В декабре 1910 г. Синод принял решение о канонизации, ссылаясь на 54 достоверных свидетельства «чудесных действий», совершенных по предстательству святителя Иоасафа, и на нетление мощей, засвидетельствованное 19-25 мая того же года Киевским митрополитом Флавианом (Городецким) и Курским архиеп. Питиримом (Окновым). 10 декабря того же года (день кончины святителя) Николай II наложил на доклад Синода следующую резолюцию: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». При этом император назначил и дату канонизации - 4 сентября 1911 года.

К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний святителя Иоасафа, текстов его проповедей и молитв. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архитектора В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано около 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели святителя Иоасафа пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад.

3 сентября 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, который был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки.

В торжественном богослужении 4 (17) сентября принимали участие около 400 человек духовенства, в том числе: митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). На торжествах присутствовали великий князь Константин Константинович и великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна. Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тысяч паломников. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 декабря 1911 г. своим присутствием почтил память святителя Иоасафа император мученик Николай II с семьей.

25 августа 1920 г. Народный комиссариат юстиции принял решение о ликвидации мощей в России. По постановлению V Белгородского съезда Советов 1 декабря того же года состоялось вскрытие раки святителя Иоасафа, сопровождавшееся кощунственным «анатомическим исследованием» мощей. В конце декабря 1920 г. останки, находившиеся, как отметила специальная комиссия, «в стадии мумификации», были переданы для экспонирования в Музей Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, находившийся в Москве. К середине 30-х гг. XX в. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в северном приделе, напротив могилы М. И. Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал. В 1970 г. на юге СССР были отмечены случаи холеры, в связи с чем в музее должна была пройти проверка санитарной инспекции. В ожидании ее комендант Казанского собора распорядилась закопать мощи святителя Иоасафа в сыром подвале. Однако рабочие не решились сделать это и зарыли останки в шлаке чердачного перекрытия собора в надежде, что они лучше сохранятся. Спустя 20 лет один из рабочих, прятавших тело, А. В. Соколов, сообщил об этом представителям РПЦ. 0917 02 28 февраля 1991 г. мощи святителя были обретены. Специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда, Курска и Белгорода провела идентификацию. С 28 февраля по 10 августа 1991 г. мощи хранились в Преображенском соборе Ленинграда. 11 августа они были доставлены в Москву, где до 3 сентября находились в Богоявленском соборе в Елохове.

16 сентября гробница с мощами прибыла в Белгород. Всенощное бдение в тот день и Божественную литургию 17 сентября в Преображенском кафедральном соборе возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2010 г. мощи святителя Иоасафа находятся в Преображенском соборе, рака располагается справа от южных дверей иконостаса.

(Использован источник https://www.pravenc.ru/text/578038.html)

Дни памяти

23 декабря – Преставление
17 сентября – Обре́тение мощей
1 августа – Собор Курских святых
19 июля – Собор Радонежских святых

Святителю Иоасафу Белгородскому

Тропарь, глас 3

Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

Молитва

О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпадае́т. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́. Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист святителю Иоасафу, епископу Белгородскому

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена